Креативность рассматривается различными отраслями знаний. Учёные таких научных сфер, как философия, педагогика, психология, социология, биология, экономика, информатика и другие, исследуют креативность как социально-культурный феномен.
Объектами изучения креативности являются и воплощение творческих замыслов человека, и природа творческой активности личности, и развитие процесса формирования знаний как универсального процесса [2].
Родоначальником исследовательских изысканий феномена креативности является английский ученый Ф. Гальтон, который в начале 1860-х годов проявил огромный интерес к идеям наследственности таланта и затем более 40 лет изучал человеческие способности. На это увлечение повлияли труды Ч. Дарвина (двоюродного брата Ф. Гальтона).
В отечественной психологии понятие «креативность» трактуется как способность личности к творческой деятельности. В. Дружинин определяет креативность как общую способность к творчеству. «Она характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как независимый фактор одаренности» [3].
Наиболее важной задачей государства в креативном обществе становится всестороннее развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий [5].
Креативность как способность субъекта к творчеству, предполагает не только создание новых продуктов, но в большей степени разработку новых технологических схем или последовательности рождения этих продуктов и схем и алгоритмов для создания самих новых технологических этапов. Для чего и нужны креативные люди, способные предлагать неординарные решения. В связи этим перед гуманитарным образованием стоит задача обучать и развивать в человеке креативность, используя ресурсы культуры.
Успешность и эффективность любой сферы деятельности зависит от увеличения количества творческих людей, которые могут значительно быстрее реагировать на потребности рынка, легче овладевать современными технологиями, адаптироваться к ним и создавать принципиально новые продукты, которые будут востребованы не только сегодня, но завтра и послезавтра [1].
Если рассматривать формирование креативности как составляющую творческого потенциала, то в результате предполагаются количественные и качественные изменения у личности, которые проявляются в изменении стереотипов мышления, восприятия и деятельности.
К объектам развития креативности, по мнению Л. Б. Ермолаевой-Томиной, относятся потребность в творчестве, творческое сознание, управление творческим процессом [4].
Потребность в творчестве формируется в процессе освоения творческих навыков. Индивидуальное развитие основывается на сформированной у личности потребности в совершенствовании, охватывающей все стороны индивидуальности. Духовные потребности человека в творчестве формируются за счет частоты выполнения различных упражнений.
Вторым сложным объектом формирования креативности является творческое сознание, которое связано с процессом осознания себя творцом, который владеет разнообразными инструментами созидания. Это предполагает включение личности в инновационные процессы, происходящие в обществе, в культуре и искусстве, а также в преобладающих потребностях и категориях ценностей. Процесс формирования творческого сознания связан с тем, чтобы поверить в свои силы, выбрать свое направление в искусстве.
Третий объект формирования креативности – это управление творческим процессом. Для этого необходимо автоматическое включение в творческий процесс.
Для достижения результата в процессе формирования креативности необходимо строить деятельность так, чтобы каждое качество детально отрабатывалось, что затем преобразуется в целостное образование.
Интеграция сферы образования и культуры связано с несколькими причинами:
- появились медийные продукты и социокультурные проекты, границы между которыми в настоящее время достаточно часто «стерты»;
- в социокультурной деятельности более важна не статистика, а такие характеристики личности как интуиция, «образное» моделирование, визуализация и другие творческие приемы планирования и управления деятельностью;
- планирование творческих достижений должно предполагать обязательно маркетинг и рекламу, а принятие решений в реализации творческих замыслов зачастую требует бухгалтерских расчётов и пр.
Происходит небывалое увеличение объемов деятельности, которая занимает промежуточное положение между предпринимательством и искусством, производством и культурой. Показательным примером является туризм так как в туристический бизнес вовлечено огромное количество материальных и культурных ценностей, природные ресурсы, концертная сфера [1].
Внутри этой высокотехнологичной системы в виде отдельных частей и элементов, являющихся ресурсами культуры (произведения искусства, памятники истории и культуры, рекламные объекты, музыкальные концерты и спектакли), сохраняется творчество.
Кроме понятия «культура», в современных гуманитарных науках к числу фундаментальных относится и «ресурс культуры».
Сегодня понятие «ресурс культуры» не имеет однозначного толкования. По типам ресурсы могут быть природными и искусственными.
Ресурс культуры – это особый вид искусственных ресурсов.
В современных гуманитарных науках с понятием «культура» кроме ресурсов культуры связаны и понятия «культурные системы», «культурная динамика», «типология культуры». Существующие определения культуры позволили остановиться на тех, которые имеют непосредственное отношение к определению ее ресурса: культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (Э. С. Маркарян, В. П. Тугаринов), высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение (Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, В. М. Межуев), освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Необходимо подчеркнуть, что важнейшим культурным ресурсом является и образовательная сфера, научный потенциал, креативные ресурсы, т. е. всё то, что объединяет термин «интеллектуальный капитал» [8].
Ресурс культуры с точки зрения культурологического подхода рассматривается как один из видов ресурсов, потребляемых в обществе. Аналитический обзор различных источников и приведенных в них определений [6–8] выявил, что в образовательном пространстве в состав ресурса культуры включаются несколько субъектов: культурный педагог, культурное взаимодействие (отношения) с обучающимися, культурные механизмы обучения, социально-профессиональная компетентность. Развитие ресурса культуры связано с его вхождением в единое культурное пространство, основными компонентами которого являются культурная инфраструктура общества. Так, ресурс культуры вуза, являясь компонентом единого культурного пространства, предоставляет собой комплекс, с его структурой, базой знаний для преподавателей и студентов. Ресурс культуры в образовании человека многогранен. Это и система знаний о мире, и система ценностей, норм, организующих бытие людей, это результаты деятельности, и внутренний мир человека, его субъективные способности. Это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой. Ресурс культуры обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в ресурсе культуры аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование ее живой «переводчик» и транслятор. В этих условиях возрастает роль образования, становится необходимым рассмотрение его в разрезе культуры.
Таким образом, при формировании креативной личности одним из важных моментов является создание условий, которые помогают раскрытию индивидуальных творческих возможностей и способностей освоения разнообразных видов практической деятельности, что является основополагающим фактором профессиональности.