Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег
1 декабря 2011года в рамках международной конференции «Компетентности учителей в Обществе знаний: политика, педагогика, социальные навыки» была представлена русская версия рекомендаций ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» (ICT Competency Framework for Teachers, or ICT-CFT). Данный документ ставит своей целью помочь каждой стране разработать всеобъемлющую стратегию и рекомендации в области ИКТ-компетентности учителей, что должно рассматриваться как значимая составная часть генерального плана информатизации образования.[3]
Рекомендации подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников [3] Выше упомянутые рекомендации легли в основу профессиональной ИКТ-компетентности учителей, присутствующей во всех компонентах профессионального стандарта. Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. [2]
В 2013-2014 учебном году в МАОУ «Гимназия №2» города Перми была организована работа Творческой лаборатории учителей, цель которой Формирование творческой личности педагогов, обладающей навыками самостоятельной работы с Интернет-технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Творческая лаборатория учителей являлась основным структурным подразделением методической службы учреждения и была создана в целях внедрения современных информационных технологий, исследования эффективности влияния данных технологий на повышение качества образования, развитие личности обучающегося.
В работе творческой лаборатории через различные виды деятельности предполагалось решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
- внедрение современных Интернет-технологий и отслеживание результативности от использования данных технологий;
- организация инновационной, экспериментальной деятельности в рамках предмета или предметной области;
- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;
- обсуждение, анализ материалов, полученных в ходе работы, обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы;
- организация и обеспечение дистанционного обучения участников творческой лаборатории;
-организация методического консультирования по вопросам интеграции Интернет-технологий в учебный процесс;
- создание справочной документации и методических рекомендаций по работе с Web сервисами;
Содержание деятельности творческой лаборатории учителей предметников:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в творческой лаборатории учителей предметников;
- организация работы по накоплению дидактического материала и разработке методических рекомендаций;
- ознакомление с опытом создания и ведения персональных предметных сайтов педагогов;
- проведение творческих отчетов по результатам работы в ТЛ;
- создание условий для активизации творческого потенциала учителей.
Основными формами работы творческой лаборатории учителей предметников:
- заседания, посвященные вопросам инновационных подходов к развитию личности школьника посредством применения интернет-технологий;
- практико-ориентированные семинары, мастер-классы, интернет-консультации, видеотренинги;
- творческие отчеты учителей;
- лекции, доклады, сообщения, дискуссии по методикам применения Webсервисов для создания дидактических материалов;
-ярмарка методических идей; отчет по результатам инновационной деятельности участников творческой лаборатории;
План работы творческой лаборатории учителей
“ITea4er”
по теме «Инновационные подходы к развитию личности школьника посредством применения интернет-технологий»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Организационное заседание. Постановка целей и задач творческой лаборатории учителей, планирование работы на учебный год. Анкетирование участников творческой лаборатории. |
сентябрь 2013 года |
Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей |
2. |
Организация и проведение мастер-класса по теме «Создание персонального сайта педагога на платформе JIMDO.COM», разработка технических заданий для педагогов. |
октябрь 2013 года |
Руководитель творческой лаборатории; Ворошилова О.Э., учитель информатики |
3. |
Разработка сайта для проведения интернет-консультаций и мастер-классов с целью методического сопровождения работы творческой лаборатории. |
в течение учебного года |
Руководитель творческой лаборатории |
4. |
Организация и проведение интернет-консультации (видеотренинг) теме «Использование Web сервисов в практике работы педагога». Создание дидактических материалов. |
ноябрь 2013 года Сайт ТЛ |
Руководитель творческой лаборатории Королева Л.Д., Куликова Ю.В., учителя английского языка |
5. |
Организация и проведение семинара-практикума по теме «Технология создания нелинейных презентаций. Работа с PREZI.COM» |
декабрь 2013 года Сайт ТЛ |
Руководитель творческой лаборатории; Учащиеся 11Б класса Гашков Н., Зубов М. |
6. |
Организация и проведение интернет-консультации по теме «Интернет-технологии: технология создания WebQuest» |
январь 2014 года Сайт ТЛ |
Руководитель творческой лаборатории Размещение на сайте ТЛ www.ITea4er.jimdo.com |
7. |
Организация и проведение семинара по теме «Интеграция Интернет-ресурсов в процесс обучения ». |
февраль 2014 года |
Руководитель творческой лаборатории Ворошилова О.Э., учитель информатики |
8. |
Организация и проведение круглого стола по теме «Метапредметные и личностные результаты образования в условиях внедрения Интернет-технологий в процесс обучения» |
март 2014 года |
Руководитель творческой лаборатории; участники творческой лаборатории учителей Цепенникова О.А., учитель русского языка и литературы |
9. |
Ярмарка методических идей. Организация и проведение мастер-классов, выступлений педагогов по результатам инновационной деятельности |
в течение года |
Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей Каликова В.А., учитель информатики |
10. |
Организация и проведение итогового семинара по результатам инновационной деятельности «Интернет-технологии в образовании». Подготовка публикаций. |
апрель 2014 года |
Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей |
11. |
Подведение итогов работы за учебный год, планирование работы на 2014-2015 учебный год. Анкетирование участников творческой лаборатории. |
май 2014 года |
Руководитель творческой лаборатории участники творческой лаборатории учителей, |
В работе Творческой лаборатории принимали участие учителя предметники МАОУ «Гимназия №2». Подробно ознакомиться с результатами работы Творческой лаборатории можно на сайте www.ITea4er.jimdo.com Как итог работы был опубликован спецвыпуск №19 за 2014 год в научно-методическом электронном журнале Концепт https://e-koncept.ru/2014/S19.htm [1]