Сфера образования для детей, подростков и молодежи в возрасте до 18 лет в Российской Федерации на сегодня включает в себя две области – общее и дополнительное образование. Реформирование системы общего образования выступает как одно из важнейших направлений деятельности государства, как серьезный предмет общественной заботы, ему уделяется огромное внимание в публичном дискурсе, на различных дискуссионных площадках и форумах. Перечислять нововведения в системе общего образования за последние десять лет нет необходимости, все они хорошо известны. Нам бы хотелось акцентировать внимание на том, как функционирует и развивается, как происходит преобразование сферы дополнительного образования в перспективе имеющихся изменений в системе образования общего. Представляется, что это позволит осмыслить текущую ситуацию в системе дополнительного образования и приблизиться к определенному пониманию векторов его дальнейшего развития. Другими словами, это позволит понять, в каком направлении держать курс учреждению дополнительного образования в условиях «эпохи перемен».
На наш взгляд, реформирование системы дополнительного образования последовательно и динамично осуществляется вслед за реформами основного образования и в своих базовых контурах повторяет их. Этот тезис подтверждается не только в отношении основополагающих документов, таких как Закон Об образовании в РФ [1], Концепция развития образования, Концепция развития дополнительного образования [2], разработка профессионального стандарта педагогического работника и др., но и в практике.
Безусловно, каждая из сфер сохраняет свои родовые черты. Так, общее образование является обязательным, а дополнительное осуществляется по личному выбору учащегося или родителя (или лиц его заменяющих), общее образование соответствует системе Федерального государственного образовательного стандарта, а дополнительное таких стандартов не имеет, общее образование учащийся получает в течение 9 лет, а дополнительное образование может быть получено в течение любого, определенного образовательной программой времени. Наконец, общее образование завершается Государственной итоговой аттестацией, а дополнительное образование, например, в сфере художественного творчества может завершаться выставкой, вернисажем, коллекцией одежды, отчетным концертом и т. д.
Однако, при всех названных различиях, сближение общего и дополнительного образования на наш взгляд очевидно. Стартом является образовательная программа, а в финале должны находится измеримые, наглядные, конкретные результаты ее освоения, связанные с практической жизнедеятельностью обучающегося. Общими свойствами образовательных программ как общего, так и дополнительного образования являются одновременно их автономность и связанность с другими программами и дисциплинами, практикоориентированность, целостность. Методы преподавания, методы обучения и воспитания фундированы общей системой ценностей, которая включает в себя уважение, патриотизм, гражданственность, саморазвитие, достоинство, ответственность. Образовательный процесс в обеих сферах включает потенциал, инициирует участие и вовлеченность родительского и местного сообществ, все более действенным становится механизм включения ресурсов сообществ в работу учреждений образования. Это касается не только Попечительских Советов учреждений (которым уже более 15 лет), но и возможностей проведения общественной экспертизы и оценки качества деятельности образовательных учреждений, для которых используются как оффлайн-, так и онлайн-формы. Доступ к участию заинтересованного сообщества в образовательной деятельности на сегодня является максимально широким и полным. Это служит определенным залогом того, что оказываемые государством образовательные услуги отвечают потребностям и нуждам граждан, учитывают местные культурные, исторические, национальные и иные особенности территорий. Последнее особенно важно в условиях многонационального государства, в регионах и территориях с высоко конкурентной средой.
На наш взгляд, все более близкими выглядят и требования, предъявляемые к образовательным программам со стороны государства. Программы включают в себя строго определенный порядок элементов, каждый из которых является структурно и содержательно связанным с другими. Процесс принятия, утверждения и реализации образовательных программ стандартизирован, требование новизны и постоянного обновления содержания программ является одним из важнейших условий их функционирования.
Среди множества нововведений в системе образования можно выделить одно, которое наиболее существенно влияет на образовательную деятельность. Речь идет о проектной деятельности. И в общем, и в дополнительном образовании проекты на сегодня являются условием консолидации различных образовательных услуг, показателем востребованности этих услуг у местного сообщества, дают возможность синтезировать новые ресурсы и открывать новые перспективы для тех, кто при этом имеет возможность заниматься полюбившимся делом. Отметим свойства проекта: конкретность, точность, структурированность, практически значимый, ощутимый и измеримый результат, открытость (потенциал подключения желающих на любом из этапов реализации), четкую временную и пространственную локализацию, широкое освещение в прессе и информационных источниках. Проект, инициируемый образовательным учреждением, имеет, помимо названных, и иные достоинства. Во-первых, выполнение проекта может служить одной из форм фиксирования итогов обучения и воспитания в образовательной программе. Во-вторых, проект является механизмом естественной интеграции общего и дополнительного образования. В-третьих, управление образовательным учреждением с ориентацией на развитие проектной деятельности позволяет увидеть менеджменту учреждения перспективы расширения собственной деятельности.
Можно утверждать, что «родовой» чертой любого проекта является нацеленность на решение конкретной проблемы, имеющейся в поле деятельности учреждения, его инициирующего. Таким образом, как бы снимается целый ряд трудностей, с которыми традиционно сталкивается система дополнительного образования. Например, вопрос поддержания заинтересованности обучающихся и иных участников проекта в его осуществлении. До тех пор, пока проблема не решена, проект не закончен, участники действуют максимально активно. Вопрос социальной значимости получаемых навыков, знаний и умений, компетенций, обретаемых участниками, снимается, так как в ходе выполнения проекта все эти навыки и компетенции оттачиваются, шлифуются. Вопрос ценностных ориентаций и единства, социальной поддержки, гражданской ответственности решается не через номинальные, внешние, декларативные формы, а через конкретные действия, соответствующие силам и интересам участников. Ценности социального активизма оказываются, таким образом не экстра-, а интериоризированными для подрастающего поколения, что является залогом их подлинности, действенности, потенциалом их дальнейшего развития и востребованности в социальной среде. Если проект носит комплексный характер, то решение социально значимой проблемы является одновременно и точкой воспроизводимого в местном сообществе интереса к деятельности учреждения дополнительного образования. Последнее, в свою очередь, становится существенным преимуществом учреждения в высоко конкурентной среде образовательных услуг.
Следует отметить, что экономические реформы приводят к росту конкуренции в образовательной среде. Наблюдается следующая тенденция: чем более высоким является уровень жизни, тем более высокими становятся требования, предъявляемые жителями к образовательным учреждениям, тем более высокими являются ожидания от их деятельности. В городском округе Самара более миллиона жителей, ежегодно открываются новые образовательные учреждения, уплотняется пространство образовательных услуг, шириться их разнообразие и растет уровень качества предложений на рынке образования. Муниципальному учреждению дополнительного образования становится все сложнее выдерживать высокий уровень конкуренции с образовательными услугами, оказываемыми частным образовательными учреждениями. Востребованными оказываются такие услуги, которые требуют огромных финансовых вложений (например, компьютерная графика, робототехника, 3D моделирование и др.). Поэтому социальная значимость проектов, реализуемых в рамках муниципальных учреждений дополнительного образования, оказывается существенным вкладом не только в изменение и улучшение жизни местного сообщества, но и формирует конкурентное преимущество этих учреждений.
Таким социально значимым и вместе с тем конкретным, интересным обучающимся и практически востребованным является проект под общим направлением «Открой свой город», осуществляемый МБУ ЦВР «Парус» г. о. Самара. С 2014 года этот проект составляет фундаментальную основу деятельности учреждения, вбирая в себя потенциал отдельных образовательных услуг. При этом каждый учебной год открывается новый аспект проекта, который отражается в названии и непременно воплощается в практике работы. Так, в 2014 году этот проект назывался «Открой свой город», в 2015 году «Открой свой город сам и помоги другим», в 2016 году его название – «Открой свой город навстречу Чемпионату мира по футболу». Следует отметить актуальность проекта не только для самого учреждения, но и для реализации Стратегии развития городского округа Самара на период до 2025 года, принятой в сентябре 2014 г. [3] Стратегическое направление, в котором реализуется проект – образование, однако в практике к этому проекту имеют отношение и транспорт, и культура, бизнес-сообщество.
В рамках проекта «Открой свой город» такие сферы в работе ЦВР «Парус»как художественное творчество, краеведение, туристическая и экскурсионная работа, вокальное и танцевальное мастерство, деятельность фольклорных коллективов – все объединяется и находит новые грани собственной жизнедеятельности. Проект носит комплексный характер, в списке мероприятий проекта представлены различные адресаты. Так, для обучающихся имеются: городской краеведческий конкурс «Люблю тебя, моя Самара», фестиваль «Новое поколение экскурсоводов», образовательные программы «Родная сторона», «Юный урбанист», «Школа юного экскурсовода» и др..Для педагогов дополнительного образования проект воплощен через курсы повышения квалификации (объем 36 ч., с выдачей сертификата от Центра развития образования г.о.Самара), через формирование новых методик ведения и преподавания экскурсионной деятельности, которые публикуются в периодической педагогической печати и в тематических изданиях, через мастер-классы, открытые занятия, краеведческие педагогические советы, в которых происходит обмен опытом и др. [4] Проект «Открой свой город» включает режим максимального сотрудничества как с другими учреждениями общего и дополнительного образования, с учреждениями высшего образования (Самарский государственный институт культуры, Самарский государственный технический университет, Самарская государственная областная академия Наяновой), так и с коммерческими структурами, а также с общественными организациями и профессиональными союзами. За три года к его реализации по собственной инициативе подключились более 20 организаций и сообществ.
Своеобразной «точкой», эпицентром проектной деятельности стала организация детско-юношеского туристско-экскурсионного бюро «Волжский Парус» в 2015 году. Название выбрано не случайно, оно звучит в унисон с названием учреждения, является единственным, насколько нам известно, в Самарской области, объединением, педагогов и учащихся, основным содержанием деятельности которого является создание, апробация и распространение уникальных экскурсионных продуктов в формате «дети – детям». Другими словами, по мере освоения дополнительных образовательных программ, обучающиеся создают оригинальные авторские экскурсионные программы, затем происходит их отбор и оценка компетентным профессиональным жюри в рамках фестиваля «Новое поколение экскурсоводов», апробация, т. е. экскурсии представляются на суд жителей и гостей города и впоследствии лучшие из них входят в число тех, что представляет бюро «Волжский Парус» для учащихся других образовательных учреждений.
Такой порядок деятельности увязывает в единое целое интеллектуальную подготовку, организационные усилия, навыки в сфере управления, коммуникативные практики, психологическую компетентность и формирует готовность обучающихся ЦВР «Парус» к тому, чтобы развиваться и профессионально совершенствоваться в данном направлении. Уникальный экскурсионный продукт с необходимостью вбирает в себя, выкристаллизовывает историческое, культурологическое знание, придает ему актуальную форму и звучание. Эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, получаемое обучающимися от собственной деятельности, от востребованности в местном сообществе экскурсионных продуктов ими созданных, способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков. Деятельность бюро расширяет сферу присутствия учреждения на рынке образовательных услуг, способствует росту качества экскурсионных продуктов, служит логичным завершением, зримым, практически значимым итогом обучения по дополнительной образовательной программе «Школа юного экскурсовода».
Итак, работа учреждения дополнительного образования в современных организационных и экономических условиях может и должна быть ориентирована на проектную деятельность. Как показывает практика реализации проекта «Открой свой город» МБУ ЦВР «Парус» на протяжении последних трех лет, именно проекты способны аккумулировать лучшие стороны системы дополнительного образования, способствуют интеграции и взаимному обогащению общего и дополнительного образования, синтезируют интерес местного сообщества к учреждения дополнительного образования и способны в конкретных формах и пространственно-временных координатах решать задачи, сформулированные в программных документах.