Full text

Проблема профессионального развития и качества педагогической деятельности напрямую связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога. В качестве такого инструмента, по нашему мнению, следует рассматривать систему добровольной сертификации компетенций педагогов образовательных организаций.

На основе профессионального стандарта «Педагог» нами была разработана модель сертификации профессиональных компетенций педагога (далее – Модель сертификации) (см. табл. 1) [1, 2].

Данная модель сертификации профессиональных компетенций педагога позволяет осуществить объективную оценку уровня профессиональной квалификации педагогического работника соответственно требованиям образовательного процесса, установленным профессиональным стандартом педагога [3].

Задачами сертификации профессиональных компетенций педагога являются профессиональное развитие педагогических работников; возможность подбора работодателями высококлассных специалистов; подтверждение профессионального статуса педагогического работника, компетенций в определенной области педагогической деятельности; повышение уровня конкурентоспособности и мобильности педагогических работников путем обеспечения участия независимых обществ в оценке качества трудовых функций и компетенций; объективизация оценки качества трудовых функций и компетенций; формирование системы оценки качества образования [4].

Таблица 1

Модель сертификации педагогов

в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»

 

Уровень сертификации

Стартовый

Базовый

Экспертный

Направление сертификации

Непедагогическая профессия

Без стажа педагогической деятельности

Общеобразовательная деятельность

Дополнительное образование

Педагогическое сопровождение

Исследовательская деятельность

Методическая деятельность

Экспертная деятельность

Уровень образования

ВПО и СПО (непедагог.)

ВПО и СПО (педагог.)

ВПО и СПО (специалитет, бакалавриат (педагог.)

ВПО и СПО (специалитет, магистратура (педагог.))

Требова­ние к наличию педаго­гического стажа

Без педагогического стажа

Не менее 2 лет

Не менее 5 лет

Форма сертификации

Сертификационный экзамен

Сертификационный экзамен

Сертификационный экзамен

Область применения сертификации

5–8-е классы

1–4-е,

5–8-е  классы

1–4-е,  

5–11-е  классы

1–4-е,  

5–11-е  классы

1–4-е,  

5–11-е  классы

1–4-е,  

5–11 классы

1–4-е,  

5–11-е  классы

1–4-е,  

9–11-е  классы

Результат сертификации

Допуск к педагогической профессии

Учитель-предметник

Педагог дополнительного образования

Педагог в области педагогического сопровождения

Педагог-исследователь

Педагог-методист

Педагог-эксперт

Срок действия сертификата

2 года

3 года

5 лет

 

Область применения сертификации – сфера начального и основного общего образования.

С целью рассмотрения возможностей представленной модели в плане определения компетенций в сфере педагогической деятельности она прошла ряд обсуждений на базе образовательных организаций Москвы.

В качестве метода анализа модели сертификации был применен SWOT-анализ. Этот метод позволяет проанализировать модель с позиции каждой из четырех указанных выше сторон, дает полное представление о сильных сторонах модели сертификации педагогов и ее рисках. Данный метод не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования, что позволяет использовать его без специального обучения.

В ходе обсуждения модели сертификации педагогов были выявлены ее сильные и слабые стороны.

В качестве сильных сторон модели были отмечены:

-          непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней;

-          прозрачность описания квалификаций и требований к ним;

-          доступность, открытость, независимость;

-          многоканальный вход в профессию;

-          содействие повышению компетенций специалистов в педагогической деятельности;

-          осознанный выбор вектора профессионального развития;

-          формирование персональной траектории развития в карьере педагога;

-          осознанное отношение к повышению профессиональной квалификации;

-          преграда на пути стагнации профессионального развития педагогов.

В качестве слабых сторон участниками обсуждения были отмечены: неопределенность места сертификации в системе оценки деятельности педагогов; непроработанность сопроводительной документации по внедрению системы сертификации педагогических работников.

Особо участники дискуссии остановились на рисках и возможностях модели сертификации педагогов.

Возможный риск – необходимость сдачи нескольких сертификационных экзаменов в случае потребности педагога в определении компетенций по различным направлениям одного уровня. Некоторые педагоги будут заинтересованы в сертификации сразу же по нескольким направлениям базового или экспертного уровня. В данном случае педагог будет перегружен сертификационными процедурами. Педагогам необходимо предоставить возможность набора нескольких сертификаций, при этом базовую часть сертификационного экзамена (тест по нормативным документам, тест по русскому языку) сдавать единожды и проходить дополнительно оценочные процедуры согласно заявляемым направлениям.

Способы снижения риска– предоставить возможность набора необходимых сертификаций в рамках одного уровня.

Возможный риск – усложнение процедуры определения квалификации педагога за счет введения дополнительной оценочной процедуры. Педагоги высказали опасения, что сертификация станет дополнительной формальной процедурой, усложняющей деятельность педагога.

Способы снижения риска – четкое обозначение места сертификации в определении профессиональных компетенций педагога.

Возможный риск – сертификация как средство избавления от нежелательных педагогов, наказания, лишения стимулирующих выплат.

Способы снижения риска – добровольность прохождения сертификационной процедуры, рассмотрение сертификации не как средства контроля и наказания, а инструмента профессионального развития педагога, инструмента, позволяющего определить точки роста педагогических работников.

Возможный риск – снижение интереса к профессии со стороны молодых специалистов при введении дополнительных оценочных процедур.

Необходимо отметить, что сертификация повышает шансы молодых специалистов в случае предвзятого и необоснованно негативного отношения со стороны более опытных педагогов, позволяет объективно оценить компетенции молодых специалистов. Сертификация позволит привлечь к педагогической деятельности лиц, имеющих непедагогическое высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, с обязательной последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности и специалистов, имеющих педагогическое образование, но не имеющих стажа педагогической деятельности.

Возможный риск – небольшой срок действия сертификата.

Обозначение небольшого срока действия сертификата обусловлено быстро меняющимися требованиями к специалистам в области педагогической деятельности, появляющимися новыми технологиями обучения.

Возможный риск– сертификационный экзамен, его структура и содержание.

Педагоги высказались за то, чтобы содержание сертификационного экзамена на разных уровнях сертификации педагогических квалификаций было различным, имелось усложнение от уровня к уровню и, самое главное, чтобы наполнение тестовых заданий и кейсов не было формальным, а позволяло действительно выявить компетенции педагога, а в случае неудачной сдачи сертификационного экзамена позволяло наметить пути профессиональной подготовки. Важно включить в содержание сертификационного экзамена тест на ИКТ-компетентность.

Было предложено в сертификационном экзамене выделить две части: базовую (одинаковую для всех) – экзамен по русскому языку, тест на ИКТ-компетентность, тест по нормативным документам; вариативную – кейсы по специальным компетенциям, предметный экзамен.

Способы снижения риска – основательно продумать структуру, содержание и форму сертификационного экзамена.

Возможный риск – ограничение допуска к преподаванию в 9–11-х классах заявителей стартового уровня.

Способы снижения риска – сохранить ограничение допуска к преподаванию педагогов стартового уровня 5–8-ми классами (направление «Непедагогическая профессия») и 1–8-ми классами (направление «Без стажа педагогической деятельности»).

Возможный риск – место сертификации в системе оценки квалификаций в педагогической сфере деятельности.

В качестве важного момента, ослабляющего позиции представленной модели, отмечалось соотнесение сертификации и аттестации педагогических работников. Это обусловило необходимость обсуждения места сертификации в системе оценки квалификаций в педагогической сфере деятельности.

В ходе обсуждения были предложены следующие варианты соотношения аттестации и сертификации. Первый вариант – аттестация и сертификация – независимые друг от друга варианты подтверждения и оценки профессиональных компетенций педагога. В данном случае педагог проходит две оценочные процедуры. Большинство из участвующих в обсуждении не усмотрели никаких трудностей и указали, что если основная цель сертификации – определение профессиональных возможностей и построение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития, то они готовы проходить и аттестацию, и сертификацию.

Второй вариант – определение уровня профессиональных компетенций либо в ходе аттестации, либо в ходе сертификации. В данном случае следует указать, что сертификация – это процедура, законодательно не определенная как официальная альтернатива аттестации.

Третий вариант – сертификация включена в аттестацию как ее компонент. В такой вариации сертификация перестает быть добровольной процедурой.

Способы снижения риска – разработать пакет документов, позволяющих рассматривать сертификацию как официальную процедуру.

Возможный риск – нет четких критериев определения присваиваемых сертификационных категорий.

Способы снижения риска – четко прописать критерии на получение сертификационной категории «Педагог-исследователь», «Педагог-методист», «Педагог-экс­перт».

Возможный риск – формализация процедуры.

В ходе обсуждения были высказаны опасения по поводу формального характера сертификации, в этом случае она не будет отличаться от аттестации.

Способы снижения риска – продумать содержание контрольно-измерительных материалов.

Результаты обсуждений модели сертификации педагога представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты обсуждения модели сертификации педагога

в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

-      Изменение стратегий профессионального развития педагогов;

-      осознанное отношение к повышению профессиональной квалификации;

-      изменение способов оценивания профессиональных компетенций педагога;

-      многоканальный вход в профессию;

-      приток квалифицированных, мотивированных специалистов;

-      необходимость альтернативных процедур оценки профессионального развития педагогов;

-      соответствие содержания модели сертификации требованиям нормативных документов в области образования и трудового законодательства

-      Неопределенность места сертификации в системе оценки деятельности педагогов;

-      непроработанность сопроводительной документации по внедрению системы сертификации педагогических работников;

-      отсутствие отлаженных механизмов осуществления сертификации, подготовки экспертов, участвующих в процедурах оценки и профессиональных компетенций;

-      искажение сущности сертификации специалистов в сфере педагогической деятельности;

-      дефицит педагогических кадров;

-      сопротивление со стороны педагогического сообщества внедрению новой процедуры оценки профессиональных компетенций педагогов

Риски

Способы снижения рисков

-      Сертификационный экзамен, его структура и содержание;

-      ограничение допуска к преподаванию в 9–11-х классах заявителей стартового уровня;

-      отсутствие градации в области оценивания и применения сертификации согласно ступеням образовательной системы;

-      место сертификации в системе оценки квалификаций в педагогической сфере деятельности;

-      нет четких критериев определения присваиваемых сертификационных категорий;

-      формализация процедуры оценивания профессиональных компетенций педагога;

-      избыточность дробления этапов сертификационной процедуры

-      Продумать структуру, содержание и форму сертификационного экзамена;

-      сохранить ограничение допуска к преподаванию педагогов стартового уровня 5–8-ми классами (направление «Непедагогическая профессия») и 1–8-ми классами (направление «Без стажа педагогической деятельности»);

-      учесть данный аспект в модели сертификации педагогов;

-      разработать пакет документов, позволяющих рассматривать сертификацию как официальную процедуру оценки профессиональных компетенций педагога;

-      четко прописать критерии на получение сертификационной категории «Педагог-исследо­ватель», «Педагог-методист», «Педагог-экс­перт»;

-      продумать содержание контрольно-измери­тельных материалов;

-      учесть данный аспект в модели сертификации педагогов

На основе проведенных обсуждений были внесены коррективы в разработанную на первом этапе модель сертификации педагогов в области направлений сертификации, содержания и форм сертификационного экзамена.