Проблема профессионального развития и качества педагогической деятельности напрямую связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога. В качестве такого инструмента, по нашему мнению, следует рассматривать систему добровольной сертификации компетенций педагогов образовательных организаций.
На основе профессионального стандарта «Педагог» нами была разработана модель сертификации профессиональных компетенций педагога (далее – Модель сертификации) (см. табл. 1) [1, 2].
Данная модель сертификации профессиональных компетенций педагога позволяет осуществить объективную оценку уровня профессиональной квалификации педагогического работника соответственно требованиям образовательного процесса, установленным профессиональным стандартом педагога [3].
Задачами сертификации профессиональных компетенций педагога являются профессиональное развитие педагогических работников; возможность подбора работодателями высококлассных специалистов; подтверждение профессионального статуса педагогического работника, компетенций в определенной области педагогической деятельности; повышение уровня конкурентоспособности и мобильности педагогических работников путем обеспечения участия независимых обществ в оценке качества трудовых функций и компетенций; объективизация оценки качества трудовых функций и компетенций; формирование системы оценки качества образования [4].
Таблица 1
Модель сертификации педагогов
в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»
Уровень сертификации |
Стартовый |
Базовый |
Экспертный |
|||||
Направление сертификации |
Непедагогическая профессия |
Без стажа педагогической деятельности |
Общеобразовательная деятельность |
Дополнительное образование |
Педагогическое сопровождение |
Исследовательская деятельность |
Методическая деятельность |
Экспертная деятельность |
Уровень образования |
ВПО и СПО (непедагог.) |
ВПО и СПО (педагог.) |
ВПО и СПО (специалитет, бакалавриат (педагог.) |
ВПО и СПО (специалитет, магистратура (педагог.)) |
||||
Требование к наличию педагогического стажа |
Без педагогического стажа |
Не менее 2 лет |
Не менее 5 лет |
|||||
Форма сертификации |
Сертификационный экзамен |
Сертификационный экзамен |
Сертификационный экзамен |
|||||
Область применения сертификации |
5–8-е классы |
1–4-е, 5–8-е классы |
1–4-е, 5–11-е классы |
1–4-е, 5–11-е классы |
1–4-е, 5–11-е классы |
1–4-е, 5–11 классы |
1–4-е, 5–11-е классы |
1–4-е, 9–11-е классы |
Результат сертификации |
Допуск к педагогической профессии |
Учитель-предметник |
Педагог дополнительного образования |
Педагог в области педагогического сопровождения |
Педагог-исследователь |
Педагог-методист |
Педагог-эксперт |
|
Срок действия сертификата |
2 года |
3 года |
5 лет |
Область применения сертификации – сфера начального и основного общего образования.
С целью рассмотрения возможностей представленной модели в плане определения компетенций в сфере педагогической деятельности она прошла ряд обсуждений на базе образовательных организаций Москвы.
В качестве метода анализа модели сертификации был применен SWOT-анализ. Этот метод позволяет проанализировать модель с позиции каждой из четырех указанных выше сторон, дает полное представление о сильных сторонах модели сертификации педагогов и ее рисках. Данный метод не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования, что позволяет использовать его без специального обучения.
В ходе обсуждения модели сертификации педагогов были выявлены ее сильные и слабые стороны.
В качестве сильных сторон модели были отмечены:
- непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней;
- прозрачность описания квалификаций и требований к ним;
- доступность, открытость, независимость;
- многоканальный вход в профессию;
- содействие повышению компетенций специалистов в педагогической деятельности;
- осознанный выбор вектора профессионального развития;
- формирование персональной траектории развития в карьере педагога;
- осознанное отношение к повышению профессиональной квалификации;
- преграда на пути стагнации профессионального развития педагогов.
В качестве слабых сторон участниками обсуждения были отмечены: неопределенность места сертификации в системе оценки деятельности педагогов; непроработанность сопроводительной документации по внедрению системы сертификации педагогических работников.
Особо участники дискуссии остановились на рисках и возможностях модели сертификации педагогов.
Возможный риск – необходимость сдачи нескольких сертификационных экзаменов в случае потребности педагога в определении компетенций по различным направлениям одного уровня. Некоторые педагоги будут заинтересованы в сертификации сразу же по нескольким направлениям базового или экспертного уровня. В данном случае педагог будет перегружен сертификационными процедурами. Педагогам необходимо предоставить возможность набора нескольких сертификаций, при этом базовую часть сертификационного экзамена (тест по нормативным документам, тест по русскому языку) сдавать единожды и проходить дополнительно оценочные процедуры согласно заявляемым направлениям.
Способы снижения риска– предоставить возможность набора необходимых сертификаций в рамках одного уровня.
Возможный риск – усложнение процедуры определения квалификации педагога за счет введения дополнительной оценочной процедуры. Педагоги высказали опасения, что сертификация станет дополнительной формальной процедурой, усложняющей деятельность педагога.
Способы снижения риска – четкое обозначение места сертификации в определении профессиональных компетенций педагога.
Возможный риск – сертификация как средство избавления от нежелательных педагогов, наказания, лишения стимулирующих выплат.
Способы снижения риска – добровольность прохождения сертификационной процедуры, рассмотрение сертификации не как средства контроля и наказания, а инструмента профессионального развития педагога, инструмента, позволяющего определить точки роста педагогических работников.
Возможный риск – снижение интереса к профессии со стороны молодых специалистов при введении дополнительных оценочных процедур.
Необходимо отметить, что сертификация повышает шансы молодых специалистов в случае предвзятого и необоснованно негативного отношения со стороны более опытных педагогов, позволяет объективно оценить компетенции молодых специалистов. Сертификация позволит привлечь к педагогической деятельности лиц, имеющих непедагогическое высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, с обязательной последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности и специалистов, имеющих педагогическое образование, но не имеющих стажа педагогической деятельности.
Возможный риск – небольшой срок действия сертификата.
Обозначение небольшого срока действия сертификата обусловлено быстро меняющимися требованиями к специалистам в области педагогической деятельности, появляющимися новыми технологиями обучения.
Возможный риск– сертификационный экзамен, его структура и содержание.
Педагоги высказались за то, чтобы содержание сертификационного экзамена на разных уровнях сертификации педагогических квалификаций было различным, имелось усложнение от уровня к уровню и, самое главное, чтобы наполнение тестовых заданий и кейсов не было формальным, а позволяло действительно выявить компетенции педагога, а в случае неудачной сдачи сертификационного экзамена позволяло наметить пути профессиональной подготовки. Важно включить в содержание сертификационного экзамена тест на ИКТ-компетентность.
Было предложено в сертификационном экзамене выделить две части: базовую (одинаковую для всех) – экзамен по русскому языку, тест на ИКТ-компетентность, тест по нормативным документам; вариативную – кейсы по специальным компетенциям, предметный экзамен.
Способы снижения риска – основательно продумать структуру, содержание и форму сертификационного экзамена.
Возможный риск – ограничение допуска к преподаванию в 9–11-х классах заявителей стартового уровня.
Способы снижения риска – сохранить ограничение допуска к преподаванию педагогов стартового уровня 5–8-ми классами (направление «Непедагогическая профессия») и 1–8-ми классами (направление «Без стажа педагогической деятельности»).
Возможный риск – место сертификации в системе оценки квалификаций в педагогической сфере деятельности.
В качестве важного момента, ослабляющего позиции представленной модели, отмечалось соотнесение сертификации и аттестации педагогических работников. Это обусловило необходимость обсуждения места сертификации в системе оценки квалификаций в педагогической сфере деятельности.
В ходе обсуждения были предложены следующие варианты соотношения аттестации и сертификации. Первый вариант – аттестация и сертификация – независимые друг от друга варианты подтверждения и оценки профессиональных компетенций педагога. В данном случае педагог проходит две оценочные процедуры. Большинство из участвующих в обсуждении не усмотрели никаких трудностей и указали, что если основная цель сертификации – определение профессиональных возможностей и построение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития, то они готовы проходить и аттестацию, и сертификацию.
Второй вариант – определение уровня профессиональных компетенций либо в ходе аттестации, либо в ходе сертификации. В данном случае следует указать, что сертификация – это процедура, законодательно не определенная как официальная альтернатива аттестации.
Третий вариант – сертификация включена в аттестацию как ее компонент. В такой вариации сертификация перестает быть добровольной процедурой.
Способы снижения риска – разработать пакет документов, позволяющих рассматривать сертификацию как официальную процедуру.
Возможный риск – нет четких критериев определения присваиваемых сертификационных категорий.
Способы снижения риска – четко прописать критерии на получение сертификационной категории «Педагог-исследователь», «Педагог-методист», «Педагог-эксперт».
Возможный риск – формализация процедуры.
В ходе обсуждения были высказаны опасения по поводу формального характера сертификации, в этом случае она не будет отличаться от аттестации.
Способы снижения риска – продумать содержание контрольно-измерительных материалов.
Результаты обсуждений модели сертификации педагога представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты обсуждения модели сертификации педагога
в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Изменение стратегий профессионального развития педагогов; - осознанное отношение к повышению профессиональной квалификации; - изменение способов оценивания профессиональных компетенций педагога; - многоканальный вход в профессию; - приток квалифицированных, мотивированных специалистов; - необходимость альтернативных процедур оценки профессионального развития педагогов; - соответствие содержания модели сертификации требованиям нормативных документов в области образования и трудового законодательства |
- Неопределенность места сертификации в системе оценки деятельности педагогов; - непроработанность сопроводительной документации по внедрению системы сертификации педагогических работников; - отсутствие отлаженных механизмов осуществления сертификации, подготовки экспертов, участвующих в процедурах оценки и профессиональных компетенций; - искажение сущности сертификации специалистов в сфере педагогической деятельности; - дефицит педагогических кадров; - сопротивление со стороны педагогического сообщества внедрению новой процедуры оценки профессиональных компетенций педагогов |
Риски |
Способы снижения рисков |
- Сертификационный экзамен, его структура и содержание; - ограничение допуска к преподаванию в 9–11-х классах заявителей стартового уровня; - отсутствие градации в области оценивания и применения сертификации согласно ступеням образовательной системы; - место сертификации в системе оценки квалификаций в педагогической сфере деятельности; - нет четких критериев определения присваиваемых сертификационных категорий; - формализация процедуры оценивания профессиональных компетенций педагога; - избыточность дробления этапов сертификационной процедуры |
- Продумать структуру, содержание и форму сертификационного экзамена; - сохранить ограничение допуска к преподаванию педагогов стартового уровня 5–8-ми классами (направление «Непедагогическая профессия») и 1–8-ми классами (направление «Без стажа педагогической деятельности»); - учесть данный аспект в модели сертификации педагогов; - разработать пакет документов, позволяющих рассматривать сертификацию как официальную процедуру оценки профессиональных компетенций педагога; - четко прописать критерии на получение сертификационной категории «Педагог-исследователь», «Педагог-методист», «Педагог-эксперт»; - продумать содержание контрольно-измерительных материалов; - учесть данный аспект в модели сертификации педагогов |
На основе проведенных обсуждений были внесены коррективы в разработанную на первом этапе модель сертификации педагогов в области направлений сертификации, содержания и форм сертификационного экзамена.