Full text

 

Нефинансовая отчетность является одной из актуальных тем в XXI в. для российских компаний. Деятельность, которую охватывает данный вид отчета, позволяет отразить структуру и результативность социальных инвестиций, деловую этику фирмы, качество управления, экологическую безопасность, создает благоприятный климат на занимаемых компанией территориях.

Нефинансовая отчетность повышает эффективность деятельности компании, делает ее конкурентоспособной, привлекательной в инвестиционном плане, дает оценку экономической устойчивости, характеризует социальное развитие и экологическую ответственность компании. Нефинансовый отчет – это открытый, достоверный, сбалансированный и связанный целями и ценностями, политикой устойчивого развития отчет, который используется различными группами пользователей [1] (рис. 1):

 

 

Партнеры по бизнесу

 

Представители

власти

 

Инвесторы

 

Нефинансовая отчетность

 

Потребители

продукции

 

Неправительственные организации

 

Конкуренты

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Заинтересованные стороны в нефинансовой отчетности [2]

 

Отчет позволяет партнерам по бизнесу, конкурентам, потребителям, представителям власти, инвесторам получить информацию об экологической чистоте товара, оценить вклад компании, проанализировать качество корпоративного управления, социальной и экологической деятельности. Нефинансовый отчет снижает риск потери клиента, уменьшает критику со стороны неправительственных организаций, предоставляет информацию о компании работнику или соискателю.

Хотелось бы подчеркнуть, что нефинансовая отчетность для российских компаний является добровольной инициативой. Каждая компания самостоятельно принимает решение, включиться ей в данный процесс или нет. Согласно данным Российского союза промышленников и предпринимателей, представлены отчеты на 11 января 2017г. В Национальный регистр нефинансовых отчетов внесены 164 компании, зарегистрировано 748 отчетов, которые выпущены с 2000 г. В их числе: экологические отчеты – 67, социальные отчеты – 319, отчеты в области устойчивого развития – 243, интегрированные отчеты – 119, отраслевые отчеты – 26. Информация о распределении отчетов по отраслевой принадлежности компаний представлена в табл. 1.

Таблица 1

Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний [3]

 

Отраслевая принадлежность
компаний

Число
компаний

Количество отчетов

ИО

ОУР

СО

ЭО

Итого

Нефтегазовая отрасль

19

0

90

9

37

136

Предприятия энергетического комплекса

42

68

44

45

5

162

Металлургическая и горнодобывающая отрасли

18

8

33

51

0

91

Предприятия по производству машин и оборудования

2

4

0

0

0

4

Химическая, нефтехимическая, парфюмерная отрасли

12

28

13

20

0

62

Предприятия деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного комплекса

4

0

0

4

18

22

Предприятия, занимающиеся производством пищевых продуктов

9

0

20

22

0

42

Телекоммуникационная отрасль

10

4

6

20

0

30

Финансовая и страховая отрасль

17

2

18

60

0

80

Жилищно-коммунальное хозяйство

5

1

0

12

1

14

Предприятие цементного производства и строительства

2

0

1

0

1

2

Образовательная, здравоохранительная отрасли

5

0

0

12

0

12

Транспортный комплекс

5

5

4

10

4

23

Прочие виды услуг

5

0

8

5

0

13

Некоммерческая отрасль

5

0

5

23

0

28

ИТОГО

160

119

242

294

67

722

Отраслевые отчеты

4

0

1

25

0

26

ВСЕГО

164

119

243

319

67

748

 

Лидерские позиции в области нефинансовой отчетности указанных групп (табл. 1) объясняются следующими причинами.

Во-первых, большую часть списка составляют крупные компании, которые имеют ресурсы для реализации проектов в области корпоративной социальной ответственности и подготовки соответствующих отчетов.

Во-вторых, особая ценность НФО имеет для компаний нефтегазового, металлургического, горнодобывающего комплексов.

В-третьих, это желание руководителей электроэнергетических компаний для привлечения инвесторов представить свою компанию привлекательной перед помещением своих акций на биржу. Нефинансовая отчетность повысит привлекательность перед внешними пользователями и позволит усилить свои позиции в борьбе за инвесторов.

Положение российских компаний в сфере представления нефинансовой отчетности с каждым годом улучшается. Наблюдается тенденция к увеличению числа компаний, добровольно включающихся в процесс выпуска отчетов, которые регистрируются в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов, – это говорит об участии российских компаний в увеличении своей прибыли и об улучшении климата как в коллективе, так и в окружающей среде.

В декабре 2011 г. Росимуществом была написана директива, которая адресовалась представителям государства. В ней советам директоров предлагается разработать порядок применения добровольного устройства экологической ответственности, а также осуществлять регулярную публикацию нефинансовой деятельности в порядке улучшения и развития экологической ответственности, по которой будут проходить независимые проверки для компаний, где государственное участие составляет сто процентов. В других случаях НФО должна носить добровольный характер. Нефинансовая отчетность должна иметь рыночную потребность, которая порождает новые направления формирования рынка. Но не стоит забывать, что социальной, экологической деятельности каждого предприятия, отрасли, продукту или услуге будет даваться оценка. Хотелось бы подчеркнуть, что многие компании добровольно приняли эту директиву.

Например, ПАО «Газпром» заняло одно из лидирующих мест в рейтинге Carbon Disclosure Project (CDP – международная организация в области снижения выбросов парниковых газов и корпоративной климатической стратегии). Оно стало лучшим в категории «Воздействие на окружающую среду».

Экологическая ответственность, как заметил руководитель Координационного комитета ПАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды и энергоэффективности В. А. Маркелов, является одной из главных стратегий ПАО «Газпром». Экологическая эффективность производства, высокий уровень профессионализма специалистов – всё это залог функционирующей системы управления охраны окружающей среды, которая построена с помощью применения международного стандарта ISO 14001.

В 2015 г. было запущено положение экологической политики ПАО «Газпром» с целью повышения координации корпоративных обязательств в области охраны окружающей среды из-за внедрения новых задач, связанных с развитием бизнеса и экологической обстановкой.

За последние три года «Газпром» осуществил в России и за рубежом свыше 19 000 добровольных экологических мероприятий, за это время было высажено 140 000 кустарников и деревьев, землю очистили от 28 000 гектаров мусора, благоустроены населенные пункты, были произведены закладки парков, аллей, очищены водные места. Были реализованы свыше 4500 познавательных мероприятий для детей и молодежи.

В 2015 г. расходы на охрану окружающей среды составили 49,71 млрд руб., по сравнению с 2011 г. они увеличились в два раза.

Инвестиционный размер основного капитала компаний группы «Газпром» распределяется на охрану окружающей среды и на пропорциональное использование природных ресурсов, он уменьшился в 2015 г. по сравнению с 2013 г. Но «Газпром энергохолдинг» повысил свои инвестиционные средства в три раза в 2015 г. по сравнению с 2014 г. за счет строительства оборотной системы, системы охлаждения воды и станции по очистке ливневых и нефтесодержащих сточных вод в Серовской ГРЭС (см. табл. 2).

За 2011–2015 гг. были выполнены комплексные экологические программы ПАО «Газпром», в рамках которых были осуществлены приоритетные мероприятия и инвестиционные проекты дочерних компаний по внедрению технологий, обеспечению экологической безопасности и ресурсосбережению. Данные технологии позволяют заниматься ремонтом на магистральных газопроводах с минимизацией объемов стравливания газа, технологии температурного прогрева колонн, эксплуатационных газовых скважин после длительного простоя и консервации, модернизацией камер сгорания газоперекачивающих агрегатов, переводом автотранспорта на газомоторное топливо. Структура инвестиций группы «Газпром» в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представлена на рис. 2.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и на пропорциональное использование природных ресурсов,

2011–2015 гг., млн руб. [4]

 

 

2011

2012

2013

2014

2015

Группа «Газпром»

9 785,71

12885,76

20 947,93

15 578,35

15 754,33

Компания газового бизнеса

6 872,66

10 416,56

20 760,53

7 703,04

6 931,87

в т.ч. ПАО «Газпром»

6 840,75

10 388,40

20 671,18

7 526,22

6 893,16

Группа «Газпром нефть»

891,95

1 210,09

1 115,51

3 995,61

3 114,05

Газпром энергохолдинг

2021,10

646,81

162,26

800,78

2 837,54

Газпром нефтехим Салават

612,30

2 909,63

3 078,92

2 870,87

 

 

 

Рис. 2. Структура инвестиций группы «Газпром» в охрану окружающей среды

и рациональное использование природных ресурсов, 2015 г., % [5]

Оценив структуру инвестиций группы «Газпром» в окружающую среду, можно сделать вывод, что особое внимание компания уделяет охране и рациональному использованию водных ресурсов, охране и рациональному использованию земель, охране атмосферного воздуха и т. д.

Большой вклад в экологию России делает ПАО «Международная распределительная сетевая компания Сибири», которая проводит активную деятельность по охране окружающей среды, понимая, насколько необходимо сохранить экологическое равновесие, создавая условия для социально-экономического развития общества. Компания каждый год увеличивает объём природоохранной деятельности и укрепляет систему экологического менеджмента, информирует общество об экологической деятельности компании открыто, анализируя воздействие человечества на окружающую среду, позволяет создавать и реализовывать проекты, которые будут положительно воздействовать на окружающую среду. Также компания занимается финансированием и поддержкой организационной политики, заинтересовывает своих сотрудников в сохранении природной среды, проводит тренинги, субботники.

Реализуя экологическую политику, компания разрабатывает и внедряет в свою деятельность экологический менеджмент, который занимается управлением согласно требованиям международного стандарта ISO 14001. Для реализации экологической политики компания ежегодно финансирует экологические проекты. В 2015 г. компания потратила на экологические проекты приблизительно 14 млн руб. (табл. 3).

Таблица 3

Затраты на охрану окружающей среды на 2013–2015 гг. [6]

 

Наименование филиала

Текущие затраты на охрану окружающей среды, тыс. руб.

2013

2014

2015

Алтайэнерго

2 265,79

1 976,00

2 979,00

Горно-Алтайские сети

788,40

546,00

509,10

Бурятэнерго

2 887,00

2210,98

2 032,62

Кузбассэнерго

1 508,43

1544,00

1 059,00

Красноярскэнерго

3 721,30

3 088,15

3 513,47

Омскэнерго

1 445,00

1 423,00

1 883,00

Хакасэнерго

1 138,40

1 390,36

906,60

Читаэнерго

2 151,50

2 212,00

861,00

Аппарат управления МРСК Сибири

212,00

15,60

192,00

Итого

16 117,82

14 406,10

13 935,79

 

Экологические платежи за 2015 г. в целом составили 2,09 млн руб., часть из них пошла на затраты по охране и рациональному использованию ресурсов, затраты по охране атмосферного воздуха, на текущие затраты по охране окружающей среды и на отходы производства.

Таблица 4

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. руб. [7]

 

Год

Плата за воздух

Плата за воду

Плата за недра

Всего

2013

165,89

385,51

1 553,99

2 105,39

2014

164,09

145,41

1 722,36

2 031,86

2015

72,97

74,88

1 946,23

2 094,70

 

Проанализировав платежи (табл. 4), можно сделать вывод, что в 2015 г. они выросли на 62,84 тыс. руб. по сравнению с 2014 г., платежи за воздух и за воду уменьшились в два раза, но оплата за недра незначительно увеличилась. Компания сформировала приоритетные направления и реализовала мероприятия по снижению негативных воздействий на окружающую среду, при этом осуществила рациональное распределение необходимых ресурсов. Следует обратить внимание на структуру экологических платежей за 2015 г. (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Структура экологических платежей на 2015 г., % [8]

 

Оценив структуру экологических платежей, можно сделать вывод, что «Международная распределительная сетевая компания Сибири» уделяет огромное внимание охране и рациональному использованию недр, рациональному использованию водных ресурсов и охране атмосферного воздуха.

Таким образом, именно нефинансовая отчетность позволяет нам увидеть и глубоко и разносторонне проанализировать деятельность каждой компании. Также нефинансовая отчетность воспитывает экологическое сознание компаний. Решаются глобальные проблемы с помощью добровольного участия компаний в составлении нефинансовой отчетности. Создаются традиции, которым следует компания, улучшая внутренний и внешний климат в организации, позиционируя себя как компанию, заинтересованную в решении мировых проблем.

Хотелось бы подчеркнуть, что нефинансовая отчетность фирм предоставляется в красочной и доступной форме, но не хватает реальных фактов (фотоотчетов) проведенных проектов, описания планов и целей компаний.