Профессиональная лексика привлекает внимание современных исследователей в связи с тем, что в ней отражаются процессы социально-экономического развития и научно-технического прогресса общества. Повышенный интерес представляет сопоставительный анализ терминологий тех областей, которые развиваются наиболее динамично. К последним можно отнести терминологию экономико-управленческих наук.
Стратегическое управление является молодым и активно развивающимся направлением науки и практики не только в России, но и во всем мире: первые фундаментальные труды основоположников данной области знаний были изданы в США в 1960-е гг., а сегодня число научных публикаций по стратегиям и управлению ими измеряется уже многими тысячами. В наши дни эта научная дисциплина имеет достаточно обособленную от других разделов менеджмента предметную область: выявление источников долгосрочных конкурентных преимуществ и эффективных механизмов их достижения [1].
Главная цель любого научного исследования является прагматической и антропоцентричной, то есть направленной на обеспечение успешности человеческой цивилизации, и заключается в получении полных и достоверных знаний об объекте, процессе или явлении [2]. Основная цель проведения сопоставительного анализа современной терминологии стратегического управления – ее систематизация и упорядочение, выявление закономерностей возникновения, особенностей использования и дальнейшего развития отраслевой терминологии данной области научных знаний в английском и русском языках для использования полученных результатов в практической деятельности хозяйствующих субъектов и образовательном процессе.
Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объект исследования – это какая-либо материальная или идеальная система, или ее отдельный элемент, или явление, которые имеют большое многообразие свойств. Предмет исследования – это те конкретные свойства системы, закономерности ее организации, функционирования и развития, которые рассматриваются исследователем с определенной и заранее выбранной целью [3].
В качестве объекта исследования в нашем случае выступает английская и русская лексика, используемая в научных публикациях, учебной и популярной литературе по стратегическому управлению. Предметом исследования является комплекс вопросов, обеспечивающих сопоставительный анализ современной терминологии стратегического менеджмента в английском и русском языках.
Теоретическим результатом исследования должна стать система представлений об особенностях современной терминологии английского и русского языков в области стратегического управления, сформированная в ходе проверки рабочей гипотезы исследования о существенном влиянии на формирование терминологии в русском языке явления «вестернизации», высокой частотности употребления заимствованных терминов [4] и наличии проблем переводческой эквивалентности в русскоязычной литературе по стратегическому менеджменту, наблюдаемых в терминосистемах других разделов экономико-управленческой науки.
Решающим фактором в обеспечении эффективного достижения поставленной цели и получении достоверного научного результата является правильный выбор методологии и методов исследования.
Как известно, методология в научном познании представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах человеческой деятельности, о методах познания и преобразования действительности, об использовании принципов мировоззрения в процессе познания, духовного творчества и практики. Методология – это, по сути, система методов и принципов деятельности, направленная на достижение конкретной поставленной цели.
Методологическое знание реализуется через форму как предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность этапов определённых видов деятельности (так называемая нормативная методология), так и описаний фактически осуществленной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях это знание предназначено для внутренней организации и регулирования процесса познания или практического преобразования изучаемого объекта [5].
В языкознании методологию рассматривают как учение о принципах научного познания в этой области, которое определяет подход к объекту, взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую направленность и характер лингвистических исследований. Методология в языкознании имеет тесную связь с лингвистической теорией [6].
Под методом в науке понимается способ достижения поставленной цели или решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [7].
В языкознании понимается, во-первых, как общая совокупность теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанная с лингвистической теорией, в рамках которой работает исследователь, и с общей методологией; во-вторых, как выбор отдельных приемов, методик, операций, основанных на определенных теоретических установках, как технический инструмент для исследования изучаемого аспекта языка [8].
На эмпирическом уровне познания используют следующие общенаучные методы исследования: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение [9]. Их определения и включение в планируемый методический инструментарий при проведении сопоставительного анализа терминологии стратегического управления представлены в табл. 1.
Задача общенаучных методов заключается в обнаружении тех или иных достоверных фактов и объективных характеристик исследуемых процессов. Данные методы помогают накопить факты, осуществить их перекрестную проверку и на этой основе сделать обобщения, выявить эмпирические закономерности и законы. Факты приобретают научную и познавательную ценность только в тех случаях, когда исследователь проведет их систематизацию, обнаружит наличие зависимостей, определит причинно-следственные связи. Таким образом, научное познание требует не только сбора информации, но и правильной ее теоретической обработки.
Таблица 1
Использование эмпирических методов исследования
для сопоставительного анализа терминологии стратегического управления
Название метода |
Определение [10] |
Включение в методический инструментарий исследования |
Наблюдение |
Способ познания реальности, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений органами чувств, качественная или количественная фиксация изучаемых сторон развития явления, регистрация наличия того или иного его состояния, признака или свойства |
+ |
Описание |
Словесная характеристика состояния объекта исследования и происходящих процессов (внешний облик, аспект) |
+ |
Счет |
Нахождение числа, определяющего количественные характеристики свойств объекта исследования |
+ |
Измерение |
Физический процесс определения численного значения исследуемой величины с помощью некоторого технического устройства и сравнения ее с эталоном |
– |
Сравнение |
Установление различия или сходства между объектами материального мира при помощи органов чувств, специальных технических устройств и математических критериев |
+ |
Эксперимент |
Способ исследования, при котором искусственно вызываются явления или изменяются условия с целью выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимные связи предметов и явлений |
– |
К методам теоретического уровня относятся обобщение, абстрагирование (идеализация), формализация, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика и др.
Теоретический пласт исследования предполагает проведение логического исследования накопленных фактов, формирование понятий, суждений, выведение умозаключений. На теоретическом уровне научное мышление поднимается над эмпирической описательностью, осуществляет теоретические обобщения. Задача теоретических методов познания – раскрытие сущности исследуемых явлений, общих для данной предметной области закономерностей, позволяющих объяснить ранее известные факты и эмпирические зависимости, а также спрогнозировать будущие события и факты [11].
Определения методов теоретического уровня и их включение в планируемый методический инструментарий при проведении сопоставительного анализа терминологии стратегического управления представлены в табл. 2.
В рассматриваемом исследовании также планируется опираться на методы метатеоретического уровня: диалектический метод и метод системного анализа.
Основной методологией классической науки является материалистическая диалектика, рассматривающая всеобщую взаимосвязанность и взаимообусловленность явлений окружающего мира, непрерывное его движение, источник которого находится внутри каждой системы, представляя собой неразрывное единство противоположностей, находящихся в состоянии постоянной борьбы между собой. В диалектике все проблемы рассматриваются с исторической точки зрения, краеугольным камнем процесса познания является исследование развития объекта. Кроме того, диалектическое познание нацелено на выявление и поиск способов разрешения противоречий.
Таблица 2
Использование теоретических методов исследования
для сопоставительного анализа терминологии стратегического управления
Название метода |
Определение [12] |
Включение в методический инструментарий исследования |
Обобщение |
Формирование общего понятия, в котором отражаются главные, общие черты, характеризующие объекты данного класса |
+ |
Абстрагирование |
Мысленное отстранение от свойств, связей, отношений предметов, не имеющих существенного значения для исследований, и выделение нескольких основных характеристик, процесс создания особых, не существующих в действительности идеализированных объектов. К видам абстрагирования относят: отождествление (формирование понятий путем объединения связанных по своим свойствам предметов в особый класс); изолирование (выделение свойств, присущих предметам); конструктивизация (отстранение от нечеткости границ реальных объектов) и признание потенциальной осуществимости |
+ |
Формализация |
Представление объекта или явления в форме знаков какого-либо искусственного языка и проведение исследования реальных объектов и их свойств с помощью формального исследования знаковой системы |
– |
Аналогия |
Сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах. Обычно используют четыре вида аналогии: прямую, символическую, личную и фантастическую. При прямой аналогии рассматриваемые объекты или процессы одной области реальной действительности сравниваются со схожими из другой области. Символическая аналогия реализуется через выражение сути явления или понятия в парадоксальной форме. Личная аналогия заключается в отождествлении исследователя и исследуемого объекта. Фантастическая аналогия представляет собой введение в объект исследования несуществующих средств, выполняющих условия поставленной задачи |
+ |
Моделирование |
Исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей. Модель – мысленный, условный или реальный образ либо аналог какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала), описывающий его главные черты и используемый в качестве мнимого или реального «двойника». Выделяют вербальные, математические и предметные модели |
+ |
Анализ и синтез |
Анализ – метод познания при помощи выделения в предмете исследования составных частей (сторон, характеристик). Синтез – соединение отдельных частей (сторон, характеристик) предмета исследования в единое целое. Анализ и синтез имеют тесную взаимную связь, поскольку представляют собой единство противоположностей. Различают анализ и синтез: прямой или эмпирический (применяется для выделения отдельных частей объекта, обнаружения его свойств, измерений и т. п.); возвратный или элементарно-теоретический (базируется на исследовании причинно-следственных связей различных явлений) и структурно-генетический (включает выделение в сложном явлении таких элементов, которые имеют определяющее влияние на все остальные стороны объекта) |
+ |
Индукция и дедукция |
Индукция – умозаключение, вытекающее от частного к общему (общему утверждению). Дедукция – умозаключение, в котором вывод об отдельном элементе совокупности объектов делается на основании знания общих свойств всей совокупности. Индукция и дедукция – взаимообратные методы познания, опирающиеся на частные методы формальной логики: единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений, остатков |
+ |
Аксиоматика |
Способ создания научной теории, при котором базовые утверждения (аксиомы) признаются не требующими доказательств и затем используются в качестве основы для получения остальных знаний согласно определенным логическим правилам |
– |
Базовым понятием системного анализа является система, которая рассматривается как множество объектов (составляющих частей), обладающих заранее определенными свойствами с устойчивыми отношениями между ними. Учитывая системный подход к изучаемому явлению, исследователь производит учет имеющихся связей, использует количественные сравнения возможных альтернатив с целью выбора оптимального решения [13].
Предполагается, что использование избранных методологических подходов и методического инструментария исследования позволит достичь поставленной цели, обеспечить теоретическую значимость и практическую ценность работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и дополнении имеющихся представлений об особенностях современной терминологии стратегического управления в условиях динамически развивающейся профессиональной экономико-управленческой лексики английского и русского языков, что может внести определенный вклад в лингвистическую науку, способствовать выявлению современных тенденций развития обоих языков и решению некоторых переводческих проблем.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании делового английского языка, при составлении двуязычных словарей, в преподавании стратегического управления и подготовке учебных пособий по данной дисциплине, в практике стратегического менеджмента российских предприятий и при проведении научных исследований.