Реформы в образовании, перемена ценностных направлений в современном обществе, активизация террористических организаций в мире, трудно контролируемые просторы Интернета, международные информационные войны – всё это как никогда требует вспомнить о воспитании как о базисе становления гражданина, патриота, самодостаточной личности.
В вузе воспитательному процессу предшествует ряд планирующих документов, таких как план работы вуза, план работы кафедры и подразделений (факультетов), план работы на каждое занятие педагогов.
Задача представленной статьи – рассмотреть планирование и реализацию воспитательных целей непосредственно на проводимых аудиторных занятиях по политологии в вузе.
Политология как наука, изучающая политическую действительность, должна выступать ориентиром при формировании личности обучающегося с помощью постановки и реализации воспитательных целей.
«Предметы гуманитарного цикла обладают огромным воспитательным потенциалом. На занятиях по культурологии, философии, профессиональной этике, истории отечества будущий специалист овладевает ценностями культуры, практическими навыками общения. Эти дисциплины формируют мировоззрение человека, закладывают базу для последующего развития гуманитарной культуры специалиста», – считает Н. В. Свиридова [1].
Воспитание как компонент целостного становления личности в обществе так или иначе присутствовал в образовании всегда. Воспитание появилось ещё задолго до становления педагогики как науки, но не было теоретически обосновано, носило лишь практический, прикладной характер.
В истории становления педагогической науки воспитание как равнозначная часть целостного образовательного процесса постепенно, шаг за шагом проходила свой путь от абсолютно отдельно стоящего воспитательного процесса до полной интеграции с обучением и развитием в образовательном процессе.
Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2].
Сегодня педагогическая деятельность представляет собой двуединый процесс обучения и воспитания, и с этим никто не спорит. Обучение без воспитания не дает результата и является содержательно неполным, логически не законченным процессом.
Несмотря на то что воспитание присутствует во всех сферах жизни общества (духовной, политической, экономической), в большей мере воспитательная деятельность реализуется в образовании.
В XVIII в. известный политик, дипломат Честерфилд по этому поводу писал: «Наиболее укоренившаяся ошибка в университетах заключается во всеобщем пренебрежении к тому, что делает человека хорошо воспитанным и во всеобщем внимании к тому, что называется глубокой учёностью» [3].
Любая педагогическая деятельность в вузе предполагает планирование работы и прогнозирование результатов учебной и воспитательной деятельности.
Наша задача – рассмотреть одну из актуальных проблем реализации воспитательной деятельности в учебном процессе при проведении занятий по политологии – это подготовка планов проведения занятий в соответствии со сформулированными и прописанными в них воспитательными целями.
Планы в высшей школе можно было бы схематично разделить на стратегические (общие планы учебного учреждения), тактические (конкретизация стратегического плана на месте) и оперативные (непосредственные планы преподавателей, куда входит методический план проведения занятия, в котором на месте прописываются цели для реализации с учетом сложившихся современных условий реализации воспитания в образовательном учреждении).
На первом этапе работы с методическим планом проведения занятия преподаватель вуз и в целом должны опираться в своей работе на государственные регламентирующие документы. Формирование основ мировоззрения граждан чаще являлось приоритетом государства.
В. Н. Липский считает, что «мироощущению русских, начиная от крещения Руси, было свойственно то, что решение любого вопроса – религиозного, эстетического, политического и пр. – всегда было обусловлено государственными и национальными интересами» [4].
Современное высшее образование основывается на регламентирующих документах различного уровня – от законодательных актов до методических указаний образовательного учреждения. В тактических планах уровня вуза происходит более подробная конкретизация планов – и воспитательных, и учебных.
В свою очередь, план проведения конкретного занятия основывается уже на годовых планах вуза. Необходимо обратить внимание на непосредственный план проведения занятия или методический план преподавателя (в каждом учебном заведении имеется своё название) на каждое занятие (в нашем случае – «Политология»), где прописываются цели, задачи, этапы работы, содержание работы, выводы, предполагаемые результаты педагогической деятельности.
Одним из основополагающих пунктов в плане проведения занятий по политологии выделено несколько целей, которые в масштабе отдельно взятого занятия подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
Цели занятия – это один из ведущих компонентов образовательного процесса в любом образовательном учреждении и на каждом занятии. Они определяют содержательное наполнение предстоящей деятельности педагога-воспитателя, служат определенным ориентиром в процессе учебно-воспитательной деятельности, составляют основу для будущих критериев обученности, воспитанности и развития обучающегося.
Как утверждает С. М. Вишнякова, «методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности» [5].
Запланировать обученность, а затем проверить результативность и качество, а в дальнейшем отредактировать и скорректировать поставленные ранее цели может каждый преподаватель в рамках своей педагогической деятельности. При этом по поводу воспитательных целей возникает ряд проблем. В частности, непонятно, как проверить эффективность поставленных преподавателем воспитательных целей в масштабах такой дисциплины, как «Политология», как их отредактировать в дальнейшем, на что сделать упор при формулировании будущих воспитательных целей.
Очень интересен опыт проверки результативности воспитательных целей в форме тестирования В. Н. Липкого, В. С. Шныпко, А. А. Федосеева [6].
Наша задача – рассмотреть основу построения воспитательных целей в образовательном процессе вуза, поэтапное планирование, подготовку, формулирование и отработку воспитательных целей для каждого занятия в плане проведения занятия: «План проведения занятия – неотъемлемый атрибут любого педагогического мероприятия» [7].
Современный образовательный процесс целенаправлен и интегрирован со всеми сферами жизни, четко запланирован на всех этапах, включая его результативность на выходе. Воспитательным целям в дисциплине «Политология» отводится большая роль. Уже сегодня современному политологическому образовательному процессу необходимо сформулировать задачи и цели образовательного процесса при преподавании политологических знаний на завтра.
Для наибольшей результативности воспитательной деятельности педагога во время проведения занятия необходимо выполнить целый ряд требований.
- Преподаватель должен задолго до намеченного занятия проанализировать и обобщить цели и задачи, оговорённые компетенциями во ФГОС, связанные с политологией. Необходимо провести контент-анализ приказов, законов, методических рекомендаций, основных направлений государственной политики, чтобы наметить для себя основные точки опоры при планировании, реализации воспитательных целей в политологии.
- Цели должны быть:
- конкретными, чтобы представлять, к чему следует стремиться;
- личностно-ориентированными, чтобы чётко соотноситься с уровнем контингента обучающихся;
- личностно значимыми, то есть цель должна быть близка личности обучающегося;
- технологически ориентированными на использование определенных средств, методов, педагогических технологий, личностных качеств преподавателя;
- вуз должен на этапе стратегического планирования оговорить основные пункты целеполагания, опираясь на государственные регламентирующие документы;
- преподаватель должен не только декламировать цели в планирующих документах (методических планах проведения занятия, во внеучебной работе), но на каждом занятии по возможности реализовывать поставленные воспитательные цели, не считая их второстепенными по отношению к образовательным и развивающим целям;
- администрация вуза должна контролировать не только официальное оформление воспитательных целей в учебно-методических документах преподавателя, но и формы реализации этих целей на занятии.
- Формулирование воспитательных целей должно учитывать ряд критериев (возрастные и гендерные особенности обучающихся, интеллектуальные возможности, направление и специфика дисциплины «Политология», специфика вуза, особенности конкретного учебного заведения, психологические особенности обучающихся, уровень доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, мировоззрение обучающихся, воспитательная парадигма государства в отдельно взятой стране в данный период).
- На планирование, построение и реализацию воспитательных целей существенное влияние оказывает теоретический уровень общей подготовки и личностные характеристики самого преподавателя, личная значимость для педагога поставленных воспитательных целей.
- При реализации воспитательных целей возникает дискуссионный вопрос: каковы временные рамки реализации той или иной воспитательной цели? Только занятие по дисциплине «Политология», модуль, семестр, самостоятельная работа, весь процесс обучения в вузе? Результативность образования заключается в интеграции всего образовательного процесса, в межпредметных связях, межпрофессиональных связях и личности педагога-воспитателя. Педагог всегда должен помнить, что воспитательный процесс – это своего рода мозаика построения будущей личности, где школа, педагог, вуз, родитель, общество, среда, окружение вкладывают свою посильную лепту в формирование человека.
- В плане проведения занятия по политологии преподаватель планирует и записывает воспитательные цели на каждое занятие. Педагог должен осознать, что целостный воспитательный процесс не должен и не может быть ограничен строгими временными рамками занятия. Так, позиционируя в плане воспитание патриотизма, преподаватель сам должен быть патриотом своего Отечества, иначе обучающиеся, увидев ложь в одном, никогда не примут и других воспитательных канонов от данного преподавателя.
- Воспитательные цели, отраженные в отдельно взятом плане, должны быть согласованы с планами различного порядка – уровня правительства, министерства, учебного заведения и конкретного подразделения. Только системная работа позволяет достичь результата. Воспитательные цели реализуются на следующих уровнях:
- общество (традиции, общественные ожидания, моральные и нравственные нормы, история);
- государство (телевидение, празднование государственных дат, музейные акции, программы с государственной поддержкой, финансирование государством молодежных форумов, конференций, выделение средств на съемку художественных фильмов и т. д.);
- министерство (различные конкурсы, поощрения, приказы);
- образовательное учреждение (учебные мероприятия, внеучебные мероприятия, индивидуальная работа с обучающимися, чётко прослеживающиеся межпредметные связи, наглядность в аудиториях и рекреациях учебного заведения, педагогический коллектив);
- подразделение (внеучебная работа, личностно-ориентированная работа, анализ биографий обучающихся, анализ особенностей групп и курсов, индивидуальная работа каждого преподавателя по отдельности с обучающимися).
7. При подготовке рабочей программы по дисциплине «Политология», УМКД и фонда оценочных средств преподаватель должен сформулировать и записать содержательно наполненные и основанные на законодательном фундаменте, ожиданиях работодателей и запросе общества воспитательные цели.
Таким образом, планирование и реализация воспитательных целей на отдельно взятом занятии происходит за счет оформления аудитории и в целом учебного заведения, особенностей преподаваемой дисциплины, эмоциональной окрашенности преподносимого материала, использования наглядности в преподавании, рассмотрения личностно значимой темы на каждом занятии, личности педагога, отношений между преподавателем и обучающимися.
Рассмотрев основные положения работы с планированием, оформлением и реализацией воспитательных целей в учебном процессе, необходимо выделить ряд проблем, возникающих при работе с ними.
Зачастую у молодого преподавателя возникают проблемы с формулированием воспитательных целей при оформлении учебно-методической документации. Воспитательные цели могут повторяться на занятиях и могут изменяться в зависимости от содержания темы, особенностей обучающихся и изменений в воспитательных целях государственной политики.
Общие воспитательные цели предполагают:
- воспитание патриотизма;
- воспитание интернационализма;
- воспитание гуманности;
- воспитание добросовестного отношения к труду;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание эстетических взглядов.
Вот возможные воспитательные цели для занятий без опоры на особенности дисциплины:
- формирование чувства гражданской ответственности;
- воспитание самостоятельности в процессе обучения;
- увеличение степени организованности в рамках образовательного коллектива;
- привитие навыков высоконравственного воспитания;
- развитие культуры эстетического восприятия окружающего нас мира;
- соответствие этическим и эстетическим нормам культурного общества;
- воспитание аккуратности и прилежности в обучении;
- формирование толерантности;
- создание атмосферы уважения и сотрудничества педагога и обучающегося.
Воспитательные цели, которые ориентированы на политологию или на ряд смежных политологических дисциплин:
- создание условий для воспитания патриотизма (возможно и воспитание патриотизма);
- формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою родину;
- воспитание гуманистических принципов;
- создание условий для становления гражданских качеств;
- воспитание у будущей элиты гражданских чувств;
- повышение уровня ответственности за свои действия как политического субъекта;
- политическая социализация обучающегося;
- воспитание способности анализировать и критически осмысливать действия, высказывания современных политиков;
- воспитание самостоятельности в своих суждениях;
- создание условий для становления политической культуры обучающихся.
Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать обучающегося, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать целостному процессу воспитания».
Таким образом, можно отметить, что в педагогической работе нет мелочей и умение формулировать цели занятия является одним из критериев мастерства педагога.
Политология как наука играет лидирующую роль в создании условий для воспитания будущих активных граждан страны. В ходе реализации воспитательных целей в процессе преподавания политологии появляются необходимые навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре политической системы, основных компонентах современной политической организации общества, основных принципах функционирования политической системы, механизме влияния человека на ход политических процессов.
Образование – это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков и, самое главное, приобретения политического опыта.