Full text

Введение

 

В ходе работы с учителями общеобразовательных школ г. Якутска над различными проектами возникла необходимость в привлечении их к научно-исследовательской деятельности. Особенно актуальной эта деятельность стала в связи с открытием в 2014 г. на историческом факультете Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (далее – СВФУ) магистерской программы «История в современной школе», которая предназначалась для практикующих учителей. Между университетом и Управлением образования г. Якутска был заключен договор на реализацию проекта «100 магистрантов». Работающие в общеобразовательных учреждениях учителя должны были пройти обучение по различным магистерским программам педагогического направления в очно-заочной форме. Поступившим в ходе конкурсного отбора учителям было объяснено, что в магистратуре им придется основное внимание уделять их научно-исследовательской деятельности. Было изначально очевидно, что в других видах профессиональной деятельности, таких как педагогическая и методическая, учителя хорошо разбираются. Однако не только обучающиеся в магистратуре учителя должны вести научно-исследовательскую работу. В современной школе учитель должен, согласно новым стандартам, заниматься наукой и организовать исследовательскую деятельность школьников. Понятно, что это может сделать только тот учитель, который сам имеет опыт научно-исследовательской деятельности.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Нормативно-правовую базу магистерской программы «История в современной школе» составили Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 [1]; Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 27.07.2010 № 198-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [2]; закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) [3]; кроме  того, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, а также различные нормативно-методические документы Министерства образования и науки РФ [4]. Отдельные исследователи отмечают несогласованность образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога [5]. Предлагаются различные формулы, которые помогают просчитать несоответствия [6].

Использовались внутренние документы Северо-Восточного федерального университета, такие как Устав СВФУ; Положение о разработке и утверждении основной образовательной программы высшего профессионального образования (СМК-ОПД-4.2.3-90-12, версия 1.0); Положение о кредитно-модульной организации учебного процесса в СВФУ (СМК-ОПД-4.2.3.-015-11 версия 1.0); Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц (СМК-ОПД-4.2.3-09-11 версия 1.0.); Положение о самостоятельной работе студентов СВФУ (СМК-ОПД-4.2.3.-016-11, версия 1.0) [7]. Таким образом, вся деятельность по разработке магистерской программы основывалась на действующем законодательстве Российской Федерации и отвечала современным требованиям к организации образовательного процесса в магистратуре.

Были найдены и различные научные публикации, посвященные проблемам магистратуры. Основное внимание было обращено на научные статьи в ведущих журналах из списка ВАК. Например, А. С. Роботова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного университета им. А. И. Герцена, в журнале «Высшее образование в России» правильно отметила, что в магистратуру в настоящее время поступают люди с опытом [8]. Ежегодный набор на другие магистерские программы исторического факультета СВФУ подтверждает, что магистратура сейчас востребована именно среди работающих учителей. Свое стремление поступить в магистратуру учителя аргументируют требованиями времени к их профессии.

 Разработчики магистерских программ в своих публикациях отмечают, что основные задачи магистратуры направлены на развитие и формирование у обучающихся умений в области научно-исследовательской деятельности. Доктор педагогических наук Е. Н. Перевощикова, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, пишет, что магистратура формирует у студентов умение создавать новое не только в своей профессии, но и в общественной жизни [9]. Преподаватели Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова утверждают, что магистратура – это не просто высокий уровень профессионального образования, а прежде всего необходимость создания исследовательских форм обучения [10]. В публикациях отмечается, что научно-исследовательская работа вызывает некоторые трудности. Директор Центра социологических исследований факультета социологии Уральского государственного педагогического университета В. С. Харченко констатирует в своей статье, что среди студентов мало распространен критический взгляд на продукт интеллектуального труда [11]. Нужно поддержать мнение К. Л. Полупан, зам. директора Департамента образовательных программ и образовательной политики Балтийского федерального университета им. И. Канта, что магистратура – это активный процесс самообучения [12]. Сами магистранты СВФУ – практикующие учителя – говорят, что для них настало время, когда независимо от желания, должности, педагогического стажа и мастерства необходимо садиться за парты и заново учиться, так как педагогическая профессия требует постоянного самосовершенствования, саморазвития как профессиональных, так и личностных качеств. Такое мнение высказали магистранты, которые проходили обучение в рамках совместного проекта «100 магистрантов» между СВФУ и Управлением образования г. Якутска [13].

 В публикациях, посвященных проблемам магистратуры в зарубежных странах, встречаются и такие, которые посвящены педагогическому направлению. Знакомство с ними показывает, что многие магистерские программы во Франции называются “Sciences de l'Education” («Науки об образовании») [14]. Таким образом, можно утверждать, что не только в России учителя задействованы в научно-исследовательской работе. Профессор Ханойского педагогического университета Чань Тхи Туей Оань вслед за российскими коллегами заявляет, что научно-исследовательская компетентность включает способность к раскрытию проблем, созданию плана будущего у учителей [15]. Хурризанганджкар Бахман Лотфоллах в своей кандидатской диссертации на тему «Педагогико-психологические условия совершенствования культуры обучения в современных общеобразовательных школах Ирана» подчеркивает, что повышение качества обучения не является случайным или краткосрочным мероприятием; напротив, оно должно быть постоянным и должно сопровождаться разработкой и осуществлением специальной научной программы. В связи с этим в современных школах Ирана особое внимание уделено науке [16].

 В образовательном пространстве бывших союзных республик также пристальное внимание уделено науке. В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан отдельным пунктом выделено, что именно является научно-исследовательской работой магистранта, а также указано, что итогом научно-исследовательской работы магистрантов и критерием качества их научной подготовки является диссертация [17]. Доцент Белорусского государственного университета А. А. Полонников утверждает, что в образовании идет поиск новых смыслов педагогического труда и новых образовательных контекстов [18]. Джузупбек Аманалиев в своей докторской диссертации по педагогике «Пути развития и перестройки школьного образования в Киргизии» отмечает, что учителю необходимо совершенствовать все стороны обучения и воспитания с учетом интересов учащихся и общественных потребностей [19]. Все специалисты ближнего и дальнего зарубежья едины во мнении, что учителю в современном мире нужно заниматься научно-исследовательской работой [20]. Магистранты всех направлений по всем дисциплинам ведут научную работу [21].

 Можно найти в свободном доступе различные учебные пособия, посвященные магистратуре и вопросу организации научно-исследовательской работы магистрантов [22]. Есть пособия по направлениям подготовки магистрантов [23]. Для магистрантов педагогического направления будет интересно пособие, изданное Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена [24]. Имеются и монографии, которые раскрывают различные стороны магистратуры [25].

Преемственность магистратуры и аспирантуры можно уяснить из коллективной монографии, изданной в Санкт-Петербурге в 2013 г. [26] Особенности педагогической магистратуры описаны в издании Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева [27].

 Все изученные документы и публикации позволяют утвердиться в мысли, что магистратура – это не просто ступень высшего образования, а особый этап профессионального роста специалиста.

 

Материалы и методы исследования

 

В ходе работы с магистерской программой стало понятно, что необходимо вести очень детальное наблюдение за педагогическим процессом: как пройдет обучение практикующих учителей, как они смогут уяснить и понять тонкости научно-исследовательской работы. Было решено особое внимание уделить проблеме привлечения учителей к такого рода деятельности, хотя и считается, что, поступая в магистратуру (независи­мо от модели магистратуры), абитуриенты уже имеют сформированную на определенном уровне исследовательскую компетентность [28].

Программа «История в современной школе» обсуждалась и получила одобрение социальных партнеров в лице администраций образовательных учреждений, а также Управления образования г. Якутска. При согласовании программы директора школ просили обратить внимание на формирование у учителей стойкого понимания необходимости научно-исследовательской работы в общеобразовательных учреждениях. В сентябре 2014 г. по указанной магистерской программе был произведен набор. Средний стаж работы учителей, поступивших на обучение по программе, составлял 15 лет. Опасение вызывало то обстоятельство, что давно закончившие высшие учебные заведения и имеющие большой трудовой стаж люди должны будут вновь стать обучаемыми.

В ходе собеседования была получена информация, которая стала опорной для понимания индивидуальных особенностей учителей. Первая беседа с учителями позволила выяснить их дальнейшие планы на будущее. Тесная работа вместе с ними над их магистерскими диссертациями в течение двух лет и четырех месяцев послужила материалом данной публикации. Исследование проводилось в процессе реализации магистерской программы, в ходе обсуждения с магистрантами проблем их исследований. Посещение образовательных учреждений, где работают магистранты, помогло собрать нужные сведения и сформировать представление о том, как необходимо организовать их научно-исследовательскую работу. Ознакомление с рабочей документацией позволило раскрыть профессиональный потенциал магистрантов. Присутствие на уроках дало оценку профессиональному уровню магистрантов как практикующих учителей.

Наиболее эффективными были практические занятия с магистрантами, которые проводились не только в учебных аудиториях университета, но и в залах библиотек. Были составлены индивидуальные планы магистрантов, которые периодически проверялись и утверждались на заседании кафедры преподавания истории и обществознания исторического факультета СВФУ.

 

Результаты исследования

 

Прежде всего, выяснилось, что эффективность научно-исследовательской деятельности зависит от степени понимания его учителем. Серьезным стимулом для активности учителей в научно-исследовательской деятельности стала потребность в срок защитить магистерскую диссертацию. Таким образом, поступление в магистратуру стало сильным толчком для занятия наукой.

Кроме этого значение имел и факт платного обучения. Магистранты отбирались по собеседованию не только в приемной комиссии исторического факультета СВФУ, но также и в Управлении образования при администрации г. Якутска. Программа была коммерческой, и полную оплату за обучение брало на себя вышеуказанное управление. Таким образом, поступившие магистранты были мотивированы в том числе своими работодателями, которые требовали выполнения условий договора между ними.

В ходе обучения у многих учителей проявилось стремление расширить свои знания, появился интерес к новым идеям в области профессиональной деятельности. Чем шире был общий кругозор магистранта, тем быстрее и глубже он воспринимал научно-исследовательскую деятельность. Были такие учителя, которые связывали исследовательскую деятельность с ростом своего педагогического мастерства. В процессе работы выяснилось, что учителя, проявляющие большую заинтересованность в научно-исследовательской деятельности, более позитивно прогнозируют свой дальнейший профессиональный путь.

Учителя, работающие в современных школах, практически все ведут различную научную работу. Во многих школах есть опытно-экспериментальные проекты. Почти все школы организуют научно-практические семинары, конференции разного уровня. Во всех школах существует методическая служба, отвечающая за научно-методическую работу в учебном заведении. Целью научно-методической работы в школах является повышение у учителей внутренней потребности к профессиональному росту, к саморазвитию. От каждого учителя требуется выявление, обобщение и распространение его педагогического опыта, а также создание собственных методических разработок для эффективного обеспечения образовательного процесса [29]. Учителя работают в соответствии с темами самообразования, которые в большинстве случаев связаны с общешкольными темами. Методическая работа над общей темой объединяет коллектив. А на развитие исследовательской деятельности большое влияние оказывает удовлетворенность профессиональной средой. В случае удовлетворенности общей школьной средой исследовательская деятельность приобретает для учителя особую значимость. В связи с этим магистрантам в ходе учебы было рекомендовано использовать школьные темы самообразования в качестве основы для диссертационных исследований. Это оказалось очень удачным решением.

Обучавшиеся по программе магистранты работали в лучших образовательных учреждениях Якутска. Например, магистрант В. К. Попова, защитившая диссертацию на «отлично» и рекомендованная для продолжения обучения в аспирантуре, работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Саха гимназия», которое известно углубленным обучением иностранным языкам. Коллективом образовательного учреждения разработана и реализуется программа «Совершенствование качества гимназического образования в национально-региональных условиях». Магистрант принимает активное участие в реализации данной программы в школе как руководитель методического объединения учителей истории.

Традиционные предметные методобъединения, где учителя занимались частной методикой, сейчас не приветствуются. Во многих школах созданы кафедры, которые занимаются научно-методическим обеспечением развития образовательных процессов по областям знаний. Кафедры организуют свою деятельность в соответствии с целевой программой основных направлений деятельности педагогического коллектива и научных программ развития. Магистрант В. К. Попова в диссертации очень хорошо сумела раскрыть и использовать имевшийся у нее практический школьный опыт. Данная магистерская выпускная работа стала показателем того, как учитель, объединивший практический материал и обдуманный теоретический подход, создает научно-исследовательскую работу высокого качества. Это похоже на подход, распространенный в Польше: «трансфер (перенос) знаний в учреждения» [30].

Обучаясь в магистратуре, практикующие учителя не тратили дополнительное время для поиска и налаживания связи с учеными, профессионально занимающимися научно-исследовательской работой. Находясь в окружении профессорско-преподавательского состава университета, работая со своими научными руководителями, учителя постоянно находились в атмосфере научного поиска. Следует отметить, что особенно позитивно на учителей повлияли практические семинары, проводимые учеными. Семинары освещали такие вопросы, как умение видеть научную проблему, умение провести научный анализ, выбор наиболее лучших методов исследования и многие другие. Эти занятия помогли привить учителям интерес к науке. К реализации программы были привлечены кандидаты, доктора педагогических и исторических наук, которые занимаются современными проблемами педагогики и истории. Нужно подчеркнуть, что непосредственный совет и неформальное общение с профессионалами своего дела помогает учителям. В то же время, работая с учителями, надо помнить об их профессиональных особенностях, они трудно воспринимают себя в роли учеников.

 К сожалению, в начале обучения подтвердилась гипотеза о том, что учителя недостаточно осведомлены о современной научно-педагогической литературе. При этом педагоги очень охотно читают методическую литературу по своему предмету, особенно тот материал, который непосредственно нужен для проведения уроков. Надо отметить, что в ходе учебы активность учителей по изучению научно-педагогической литературы росла, появилась заинтересованность в исследовательском подходе к проблемам учебно-воспитательного процесса, учителя стали более грамотно использовать в своей деятельности методы педагогического исследования.

Конечно, существенное влияние на эффективность научно-исследовательской работы учителей оказывают социальные факторы. Их значимость зависит от реальных социально-бытовых условий каждого конкретного учителя. Среди социальных факторов выделяются жилищно-бытовые условия и уровень заработной платы. Важным показателем научно-исследовательской работы является участие в конференциях, наличие публикаций, сертификатов и дипломов. Но известно, что многие конференции, публикации требуют материальных затрат. Отсутствие жилищных и финансовых проблем позволяет учителю более эффективно заниматься научно-исследовательской работой.

В первый год обучения была видна скованность магистрантов при участии в научных мероприятиях, в особенности в публичном освещении результатов своей работы. Учителя чувствовали себя свободно в пределах своих школ, то есть выступали на семинарах и конференциях, проводимых внутри образовательных учреждений, некоторое смущение вызывало участие в мероприятиях республиканского и всероссийского уровня с публикацией материалов. При этом, как правило, учителя прекрасно выступают. Но при работе с ними надо обращать их внимание на стиль выступления и научное содержание текстов доклада.

Несмотря на имеющиеся различные трудности, многие учителя обладают сильным и стойким желанием, ориентирующим их на научно-исследовательскую деятельность. Успешная защита диссертаций учителями, прошедшими обучение по магистерской программе «История в современной школе», свидетельствует в пользу этого. Но в начале работы были проблемы с выбором научной темы. Особое затруднение вызывают у магистрантов формулировка научной темы, выявление в магистерской работе научной новизны. Учителя, сумевшие выбрать тему, провести исследование, защитить ее результаты, реализовали свои стремления и добились реальных научных результатов. Нужно только верно рассчитать время, которое будет затрачено на написание диссертации, так как правильный расчет времени позволял магистранту лучше распределить силы, ведь практикующим учителям приходилось одновременно учиться и работать. Очно-заочная форма обучения по магистерской программе «История в современной школе» заставляла магистрантов очень скрупулезно просчитывать каждый час своей научно-исследовательской деятельности. Срок обучения по магистерской программе составлял два года и четыре месяца. Это очень много; например, в США в отдельных вузах есть одногодичные магистерские программы [31].

Научно-исследовательская деятельность влияет на повышение квалификации учителя. Каждый учитель имеет возможность повысить квалификацию, обучаясь в магистратуре, на курсах различного уровня. Курсы можно пройти на базе институтов повышения квалификации, научно-методических центров, а также при центрах последипломного образования. Но основную ставку надо сделать на самообразование и самосовершенствование. Даже в развитых странах понимают, что, если учитель и стал обладателем степени магистра, он не обеспечивается всеми необходимыми компетенциями на всю оставшуюся жизнь [32].

 Учитель сам должен заинтересоваться исследовательской деятельностью, почувствовать притягательность науки. Уровень квалификации педагогов зависит от творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовывать идеи современной педагогики и психологии. Сейчас принято считать, что творческий учитель формирует творческую личность учащегося, творчество опирается на научную основу [33, 34]. В результате осмысленной исследовательской деятельности происходит переориентация деятельности учителя от просто организационной к самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской.

 

Заключение

 

При организации научно-исследовательской деятельности учителя в магистратуре нужно обратить внимание на следующее:

1. Научно-исследовательская деятельность учителя будет эффективней, если будет направлена на решение практической педагогической проблемы.

2. На уровень научно-исследовательских работ влияют общий кругозор и личный интерес учителей.

3. При организации научно-исследовательской деятельности учителя нужно правильно рассчитать временные затраты.

 4. Научно-исследовательской деятельностью учителям можно заниматься не только обучаясь в магистратуре, потому что она не сводится к защите магистерской диссертации. Каждый учитель в современном образовательном пространстве может вести научно-исследовательскую работу.