Full text

В соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дисциплина «Экономика организации» является частью основной профессиональной образовательной программы, для изучения которой учебным планом отводится 52 часа, в том числе на лекционные занятия 16 часов, на практические занятия 16 часов и самостоятельную работу 20 часов [1].

Основными разделами дисциплины, формирующими требуемые компетенции (элементы компетенций), являются:

Раздел 1. Организация в условиях рынка.

Раздел 2. Материально-техническая база организации.

Раздел 3. Кадры предприятия и оплата труда.

Раздел 4. Основные технико-экономические показатели деятельности организации [2].

Актуальность темы заключается в том, что до настоящего времени нет общепринятого подхода к методике преподавания дисциплины «Экономика организации» и каждый преподаватель может использовать различные методы и способы обучения этой дисциплине. Нами разработана методическая система, позволяющая, на наш взгляд, наиболее рационально сформировать необходимые компетенции (элементы компетенций).

Изучение дисциплины «Экономика организации», по нашему мнению, должно иметь следующие методические особенности.

Проведение теоретических занятий целесообразно осуществлять в форме лекции с элементами беседы, лекции с созданием проблемной ситуации или проблемного задания.

Лекции с элементами беседы эффективны тем, что предусматривают использование вопросно-ответной формы подачи материала, то есть преподаватель использует приемы скрытого диалога, когда лектор с помощью студентов отвечает на поставленные проблемные вопросы

Проведение занятий в таком ключе дает возможность преподавателю взаимодействовать со студентами, помогает свободно и открыто обсуждать учебный материал, вызывает доверие к преподавателю. Использование проблемных вопросов способствует актуализации знаний студентов и подводит их к формированию логических умозаключений по теме.

Проблемная лекция привлекательна тем, что это обучение посредством организации проблемной ситуации, посредством формирования учебной проблемы, выдвижения гипотезы и решения проблемных задач.

Проблемная ситуация на лекции – это, во-первых, концентрированное выражение проблемы; во-вторых, наиболее эффективное обозначение поставленной проблемы; в-третьих, основной эффект, который мобилизует внимание всех студентов на организацию научного поиска ответа на проблему; в-четвертых, намек, гипотеза решения проблемы.

Придать лекции образность и наглядность помогают технические (мультимедиа) и условные (схемы, диаграммы, графики) средства обучения. Использование презентаций во время изучения дисциплины «Экономика организации» позволяет лучше запомнить ее особенности (схемы), изучить факторы, влияющие на финансовое положение организации, рассмотреть пути развития организации (графики), определить динамику изменения финансового состояния организации (диаграммы).

Для проверки усвоения лекционного материала студентам предлагается ответить на несколько тестовых заданий (форма текущего контроля).

Таблица 1

Примеры тестовых заданий

 

1

Укажите правильный ответ: Какой из этапов в процессе создания предприятия является определяющим?

а) выбор места расположения предприятия

б) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого нацелено предприятие

в) изготовление печатей

г) разработка учредительных документов

2

Установите соответствие между факторами производства и их содержанием:

1) земля

2) рабочая сила

3) орудия труда

4) предпринимательство

5) капитал

 

а) это вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства

б) это природные ресурсы и сама земля, которая очень ограничена как по своим размерам, так и по возможностям ее использования

в) умственный и физический труд, который в результате прогресса человечества развивается в направлении замены физического труда умственным

г) это всё то, с помощью чего производятся товары и услуги: производственные возможности, созданные людьми в форме оборудования, инструмента, зданий и т. д.

д) это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с риском, умением вести хозяйство

3

Определите фонд заработной платы остаточным методом, если известно:

Выручка от реализации – 26 000 тыс. руб.

Материальные затраты – 17 000 тыс. руб.

Амортизационные отчисления – 980 тыс. руб.

Налоговые отчисления – 4500 тыс. руб.

Финансовый резерв предприятия – 300 тыс. руб.

Фонд накопления – 400 тыс. руб.

Ответ:

В тестовом задании рекомендуется два вида вопросов: с выбором одного или нескольких правильных ответов и на установление соответствия, а также решение задач.

Закрепление теоретического материала и формирование умений и владений (опыта) осуществляется на практических занятиях, которые рекомендуется проводить в форме развернутой беседы, решения практических задач, диспута, метода игровых ситуаций, дискуссии.

Смысл метода применения развернутой беседы состоит в том, что ставится вопрос, на который студенты должны ответить, то есть вопрос-ответ.

При использовании метода решения практических задач в начале занятия обсуждаются важнейшие проблемные вопросы по теме занятия, затем каждый студент получает и самостоятельно решает задачи, а по окончании преподаватель проверяет решенные задачи и обсуждает совместно со студентами проблемные ситуации, возникающие при решении задач.

Диспуты можно проводить только по пройденному, усвоенному материалу, когда у студентов уже имеется своя точка зрения, свое понимание категории, закона, закономерности. Задача преподавателя при этом внимательно следить за аудиторией и привлекать к диспуту не только активных, но и пассивных студентов.

При изучении данной дисциплины метод игровых ситуаций служит одним из эффективных методов активного обучения, отличающимся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы, реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые и деловые игры.

Дискуссия повышает эффективность и интенсивность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины и рекомендуется к использованию при освоении данной дисциплины.

В результате изучения тем и выполнения практических заданий у студентов формируются элементы требуемых компетенций. Кроме того, учащиеся должны знать основные понятия и определения, уметь ответить на вопросы для самоконтроля. Всё это дает возможность студенту постепенно наращивать и практически применять полученные знания и умения. В процессе решения заданий на практическом занятии, по мере их выполнения или в случае возникновения затруднений происходит групповое обсуждение материала. Групповая деятельность способствует развитию у обучающихся коллективных способностей обучения и общения. Главная задача состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, профессионально-предметную область. Завершаются практические занятия выполнением нескольких тестовых заданий для текущего контроля знаний по пройденной теме.

Предлагаемая система оценки освоения студентами учебного материала модульно-рейтинговая (см. табл. 2).

Литература, которую студентам рекомендуется использовать при изучении дисциплины и подготовке к практическим занятиям, представлена в списке источников, который имеется в учебно-методическом комплексе дисциплины в библиотеке филиала. За основу для подготовки в первую очередь следует использовать учебник Ульяновского государственного технического университета [2]. Кроме того, необходимо проработать ряд интернет-источников: Экономическая наука современной России // Журнал по экономике России: сайт. URL: http://www.cemi.rssi.ru/ecr; ЭКО: всероссийский экономический журнал: сайт. URL: http://econom.nsc.ru/eco и т. д. В библиотеке также имеется конспект лекций по данной дисциплине, рекомендации к практическим занятиям и тесты-тренажеры, позволяющие студентам самостоятельно контролировать процесс усвоения знаний.

Таблица 2

Система рейтинговой оценки учебных достижений студентов по дисциплине

 

Неделя

Темы, разделы дисциплины

Виды оцениваемых учебных работ

Виды и формы контроля (виды заданий, тестирование, срезовые контрольные работы и т. д.)

Сумма баллов

(max)

2

Отраслевые особенности организации в рыночной экономике

Практическая аудиторная работа

Фронтальный опрос

6

4

Производственная структура организации

Работа на лекционных занятиях

Решение задач

4

6

Организация (предприятие) в условиях рынка

Практическая аудиторная работа

Фронтальный опрос, решение задач

6

 

Организационно-правовые формы хозяйствования. Виды производственных структур предприятий

Самостоятельная внеаудиторная работа

Реферат, доклад, презентация

4

Итого по 1-му модулю (max)

20

8

Основные средства

Практическая аудиторная работа

Фронтальный опрос

6

10

Оборотные средства

Практическая аудиторная работа

Фронтальный опрос, решение задач

6

12

Кадры предприятия и оплата труда

Работа на лекционных занятиях

Устный опрос

5

 

Работа с источниками нормативно-правой базы по теме «Финансовые ресурсы организации»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Реферат, доклад, презентация

3

Итого по 2-му модулю (max)

20

14

Прибыль и рентабельность

Практическая аудиторная работа

Фронтальный опрос, решение задач

6

15

Показатели работы организации (фирмы)

Практическая аудиторная работа

Фронтальный опрос, решение задач

4

 

Основные технико-экономические показатели деятельности организации

Самостоятельная внеаудиторная работа

Реферат, доклад, презентация

4

16

Итоговая контрольная работа по всем пройденным темам

Работа на лекционных занятиях

Контрольная работа

6

Итого по 3-му модулю (max)

20

Всего по трем модулям (max)

60

Итоговая форма контроля (max) – указывается форма контроля, утвержденная ЦК: итоговая (директорская) работа, тестирование (электронное или на бланках), эссе и др.

Тестирование, устный ответ к билетам

40

Всего по дисциплине (max)

100

 

В результате изучения дисциплины «Экономика организации» по предложенной методической системе учащиеся получают знания о целом комплексе экономических проблем, которые позволяют подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые навыки по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки деятельности.

Педагогическое исследование по внедрению методики изучения данной дисциплины было проведено в филиале ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, в Центре среднего и дополнительного профессионального образования. Занятия проводились для студентов второго курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Результаты проведенного педагогического исследования подтвердили целесообразность изучения дисциплины «Экономика организации» на основе предложенной методики.