Full text

В системе современного образования инновационная система формирования знаний учащихся нацелена на креативное использование учителем технологии феномена междисциплинарной интеграции в проектном обучении обработке ткани, занимающей доминирующее место в образовательной области «Технология». Она позволяет обеспечить учащимся возможность получать необходимые системные знания не только в названной предметной области, какой является технология, но и в эстетике и таких смежных дисциплинах, как математика, физика, химия.

Новые социально-экономические условия рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда, а это, в свою очередь, порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения за счет включения его в проектно-творческую деятельность, опирающуюся на выверенные дидактические основания [1].

Актуальность креативного подхода в проектном обучении также обусловлена интенсивными темпами развития современной науки и технологии, развитием многофакторных интеграционных процессов в обществе, потребовавших у подрастающих поколений соответствующих компетенций [2].

Компетентностно ориентированное проектное обучение определено педагогической наукой и практикой отечественного образования как инновационная, неотъемлемая часть социализации личности [3].

Необходимо заметить, что отечественная педагогическая наука располагает научными исследованиями в области проектной деятельности учащихся образовательных учреждений, где рассматриваются дидактические возможности метода проекта. К ним мы относим дизайн, являющийся творческой эстетической деятельностью, содержанием которой выступает реализация в процессе интегративной познавательной и предметно-преобразующей (технологической) деятельности студента эстетических установок и ценностей в образовании новых форм и изделий, наделенных эстетическими достоинствами.

Эстетические достоинства или свойства не могут быть выявлены и оценены вне системы ценностных субъектно-объектных отношений [4]. Кроме того, они достигнуты за счет реализации субъектом познавательно-преобразующей деятельности интеллектуального, творческого потенциала и личностно-ценностного отношения к ней и объекту труда. Ценностное освоение действительности, составной частью которого является интегративная эстетическая деятельность, связано с познанием и практикой. Все эти три компонента, взаимодействуя и взаимопроникая, способствуют прогрессивному изменению не только объектов, но и самого субъекта интегративной деятельности – будущего учителя технологии.

Как показывает анализ образовательных ситуаций, педагогическая интеграция содержания такой профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства с позиций компетентностного подхода, будучи эффективным средством формирования целостной системы знаний, пока недостаточно исследована и поэтому не получила должного практического распространения в высшей школе.

Несмотря на определенную разработанность отечественной и мировой педагогической наукой теоретико-методологических оснований проблем интеграции в сфере образования, в исследованиях, посвященных проблеме подготовки учителя технологии к креативным решениям, не нашли всестороннего изучения общетеоретические характеристики интеграционных процессов в профессиональной подготовке учителя к дизайн-образованию школьников, формированию учащегося как субъекта дизайнерской деятельности.

Также недостаточно исследованы теоретические и прикладные аспекты развития этих интеграционных процессов в общем русле научного познания сущности современного технологического образования. Особенно это проявляется в подготовке учителя технологии к формированию учащегося как субъекта дизайнерской деятельности и утверждению ее аксиологических принципов в современных социально-экономических условиях.

Решая задачи модернизации технологического образования, важно учитывать, что, охватив новые области проектной практики, производства, быта, многоотраслевой индустрии услуг (информационных, медицинских, образовательных и т. д.), основанных на современной системе ценностей, в последние десятилетия дизайн превратился в глобальное инновационное явление постиндустриального общества [5].

В настоящее время дизайн выполняет важнейшие социальные, культурообразующие, образовательные и воспитательные функции. Он служит удовлетворению разнообразных потребностей человека, формирует эти потребности и способы их удовлетворения в современном социуме, не только является важнейшим фактором организации предметно-пространственной среды, окружающей человека, но и влияет на осознание человеком эстетического богатства окружающей действительности, формирование у него системы ценностей, творческого отношения к труду.

Опираясь на мнение теоретиков дизайна (Г. Земпер, К. М. Кантер, Т. Мальдонадо, Д. Понти и др.), считающих, что предметы, созданные дизайном, бытуют в материальной среде, постоянно воздействуют на человека и перестраивают его сознание через изменение и усовершенствование его быта, деятельности, поведения, соотнеся их с собственными исследованиями, приходим к выводу о высоких потенциальных возможностях дизайна в системе интегративной подготовки учителя технологии [6].

В монографических исследованиях Л. П. Заречной, Н. В. Матяш уже отмечался существенный образовательный, воспитательный, культурообразующий потенциал дизайна как комплексной творческой деятельности, объединяющей в своей структуре ряд общенаучных знаний (естественнонаучных и общественнонаучных), и его многоаспектный характер. Он объясняется тем, что в дизайнерских работах всегда есть новое интегративное знание, воплощенное в новой структуре, идее, научном или маркетинговом подходе и особенно технологии [7].

В контексте признания, в масштабах государственной образовательной политики, роли и значимости технологического образования в развитии общественного материального производства, сформулированных идей модернизации современного технологического образования Кубани (материалы международной научно-практи­ческой конференции «Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и инновации», 2016) вызывает много вопросов:

а)     недооценка креативного стиля деятельности педагога в осуществлении технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ;

б)     недостаточная освещенность организационно-методических аспектов указанной деятельности в проектном обучении сельских школьников предметным технологиям.

Между тем, как известно, технология является не только компонентом материального производства. Она лежит в основе всех видов общественно полезной деятельно­сти и труда, в том числе дизайнерского, интегрирует в себе ее процесс, средства, результат, требует примене­ния химических, физических, биологических, энергетических закономерностей.

Дидактической основой креативного подхода к проектному обучению школьников технологии служат труды Р. А. Галустова, А. Г. Гритченко, Л. П. Заречной, Н. В. Зеленко, В. Д. Симоненко, Ю. С. Тюнникова, А. Г. Щеколдина и других ученых.

Креативный подход к проектному обучению учащихся технологии обработки ткани представляет собой инновационный стиль педагогической деятельности в контексте новой философии образования. Он предполагает формирование компетентной, гармоничной, всесторонне развитой, творческой личности, готовой к эффективной производственной деятельности, конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.

На основании анализа различных научно-педагогических источников учеными (Р. А. Галустов, Л. П. Заречная, Н. В. Зеленко, Ю. С. Тюнников, А. Г. Щеколдин и др.) выделены ключевые компетенции, определяющие успешность личности школьника – будущего работника в социуме:

-          компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;

-          компетенция в сфере социально-культурной деятельности и др.

Задачи реализации компетентностного подхода в методике обучения технологии обработки ткани обусловливают необходимость осуществления креативного стиля деятельности учителя технологии для развития у школьников проектной культуры, овладения компетенциями по продуктивному использованию в проектной деятельности феномена междисциплинарной интеграции. Его сущностную основу составляют:

-          освоение научных основ современного швейного производства и сферы швейных услуг;

-          овладение учащимися умениями быстро осваивать на практике всю систему производства швейных изделий;

-          оборудование швейных производственных процессов;

-          овладение политехническими умениями работы с различными инструментами и приспособлениями по обработке ткани.

Важным компонентом компетентностной подготовки учащихся является их интегрированное обучение изготовлению из ткани технологических изделий различной сложности: от простейших деталей (карман, манжета, пояс) до обработки конструктивно и функционально сложных технологических узлов и деталей (полочка, спинка, рукав, воротник, пройма, горловина).

Креативный стиль деятельности педагога в реализации компетентностного подхода в методике проектного обучения технологии обработки ткани качественно улучшает процесс интегрированного усвоения школьницами технологии обработки на практической основе. Он углубляет их знания о технологическом изделии, его технологических узлах и деталях, их конструкции, назначении, системно-структурном и системно-конструктивном взаимодействии с другими деталями, о свойствах тканей, технологических способах их обработки.

Такие знания, по мнению перечисленных ученых-педагогов, выполняют важную компетентно образующую инструментальную функцию в системе интегративной подготовки учащихся и формирования у них проектных практических умений по технологии обработки тканей [8]. Они позволяют раскрыть общие законы, принципы строения, функционирования технических объектов определенного класса, а также общие требования дизайна к создаваемому или изучаемому технологическому изделию (например, технологичность, экономичность, экологичность, эстетичность).

Такие компетентностно ориентированные знания позволяют овладеть умениями использования в процессе технологии обработки объекта проектирования из ткани дифференцированных и интегрированных знаний о параметрах обработки деталей, критериях и показателях качества технических объектов; объективных проявлениях в процессе технологической операции по обработке ткани, её свойствах.

Поэтому цель и содержание креативного стиля деятельности педагога в методике проектного обучения технологии обработки ткани необходимо рассматривать как интегративный процесс обучения учащихся технологии обработки ткани и подготовки будущих компетентных участников производственно-технологических процессов.

Необходимость креативного стиля деятельности учителя технологии в методике проектного обучения технологии обработки ткани на основе междисциплинарной интеграции с математикой, естественнонаучными учебными предметами обусловлена теми изменениями, которые происходят в производстве и сфере услуг под воздействием социального и научно-технического прогресса.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть социально-экономи­чес­кие и научно-технические факторы развития указанной компетентностной подготовки.

Проектные компетенции – это прежде всего научно-проектные, конструкторские, технологические, эстетические, экономические, экологические знания. Они интегрируются и реализуются на разных этапах проектирования, в то числе тогда, когда наблюдаются те или иные практико-познавательные взаимодействия с техникой и технологией.

От подготовленности учащихся к интегрированному практико-познавательному, технологическому взаимодействию с техническими объектами (швейным оборудованием, инструментами, приспособлениями) в значительной степени зависит эффективность их использования.

Влияние социально-экономических факторов на развитие процесса проектного обучения технологии обработки ткани в рамках компетентностного подхода наиболее наглядно проявляется в двух основных моментах:

а)     в объективном возрастании роли человеческого фактора в научно-техни­ческом и социальном прогрессе;

б)     возрастании потребностей современного учащегося в самореализации, овладении различными способами и приемами технологической деятельности.

Креативный стиль деятельности педагога в реализации проектного обучения делает акцент на инновационном содержании образования и учебно-познавательной деятельности учащихся. Инновационный характер содержания образования и учебно-познавательной деятельности учащихся является значимым для повышения статуса человеческого фактора, так как он всегда был основным элементом производственных сил.

Возрастание роли человеческого фактора в осуществлении научно-техни­ческого и социального прогресса в современной России приводит к тому, что всё более ощутимой становится зависимость материального и духовного прогресса общества от уровня развития самого человека, от его образованности и культуры, экономической и научно-технической грамотности, творческого отношения к делу [9].

Следовательно, креативный стиль деятельности учителя технологии в реализации компетентностно ориентированного проектного обучения как фактор достижения такого уровня развития личности представляет собой систематическое, целенаправленное воздействие на формирование социально необходимых личностных качеств учащегося в процессе его учебной, трудовой и общественной деятельности. При этом мы учитываем:

-          уровень сознания, мировоззрение, характер учащегося;

-          ценностные ориентации на развитие будущих профессиональных знаний, навыков и умений;

-          социальные установки, которыми учащийся всегда руководствуется в жизни под влиянием семьи, общества и т. д.

Нами выявлены сущностные характеристики подготовки в вузе будущего учителя технологии к осуществлению креативного стиля деятельности в реализации проектного обучения и формированию учащегося как субъекта дизайнерской деятельности в условиях рынка. К ним отнесены:

-          социально-экономическая обусловлен­ность и прогностика;

-          производственно-предпринимательский подход;

-          профессиональная направленность на педагогическую деятельность в условиях рынка и профессионально-компетентностная фундаментальность;

-          личностно-ценностная познавательно-преобразовательная креативность;

-          системность и интегративность подготовки;

-          личностно-развивающая познавательно-деятельностная многофакторность;

-          политехническая, практическая и гуманистиче­ская направленность дизайн-конструкторской, технологической и методической подготовки студентов.