Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он будет умнее и сообразительней.
Как известно, на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка [1]. И действительно, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека [2]. Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетрадиционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интеллектуальные качества, зрительную систем; также достигается [3] скоординированность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, сохраняется психическое здоровье детей [4].
Развитие мелкой моторики – естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Актуальностьданной темы заключается в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) дошкольного образования выделены основные образовательные области, одна из которых – «Художественно-эстетическое развитие», включающая в себя развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта и его отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [5].
Потребность малыша в самостоятельности и активности, его подражание взрослому и освоение предметных действий, а также формирование координации движений руки и глаза – это все предпосылки продуктивных видов деятельности [6].
Как известно, все дети любят рисовать. Когда ребенок испытал интерес к творчеству, младшие дошкольники сами пытаются найти новые способы рисования. К сожалению, это далеко не у всех получается, к тому же многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Практически все дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся, стремятся освоить новые способы рисования. Разумеется, без помощи педагога воспитанникам не справиться с такой задачей. Задачей педагога является раскрытие в каждом ребенке творческих способностей, индивидуальности и пробуждение веры в эти способности. Занимаясь изобразительным искусством, педагог старается вселить в дошкольников веру, что он пришел в этот мир творить добро, красоту, реализовывать свои творческие фантазии.
Работа пальчиками приносит много радости дошкольникам и в то же время является одной из задач занятий по изобразительной деятельности. Но для этого недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Наблюдая за деятельностью младших дошкольников в непосредственно организованной и самостоятельной деятельности, можно отметить, что дети со слабо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях: неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, отказываются от любимых другими детьми игр и занятий, быстро устают и имеют низкую работоспособность.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо как можно раньше, с самого раннего детства.
Самым простым, доступным и интересным видом работы с детьми по формированию мелкой моторики руки является художественно-продуктивная деятельность. Именно художественное творчество способно приносить не только пользу, но и самые радостные, положительные эмоции, а нужно заметить, что продуктивная деятельность заложена у детей на генетическом уровне [7].
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что и позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
К сожалению, непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении по художественно-эстетическому развитию воспитанников сводится к традиционным наборам изобразительных материалов и стандартным способам передачи информации. Художественное творчество должно носить творческий, эмоционально-психический характер, а также выражать индивидуальные особенности детей – это, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка в целом.
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольника, является продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко, – это «созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата в соответствии с поставленной целью» [8].
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют предметами, близкими по форме, способу держания и действия к школьной ручке. Уровень развития мелкой моторики просматривается по рисункам детей. Конечно, осваивая продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, дошкольник не научится писать, но это развивает зрительный контроль движений руки, помогает образованию связи рука – глаз.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Но каждая техника – это маленькая игра, которая доставляет ребенку радость, положительные эмоции. Такое рисование не утомляет малыша, у него сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Применяя нетрадиционные способы рисования, мы выбираем нестандартные подходы к организации занятия, вызывающие у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными и уверенными, они учатся думать, экспериментировать, искать новое и, что очень важно, не боятся показать себя и самовыразиться [9, 10].
Ценность использования в рисовании нетрадиционных техник рисования состоит в том, что дети быстрее достигают желаемого результата, чем при традиционном рисовании. Не нужно забывать о правильном использовании методов и приемов, которые направлены на достижение дошкольниками определенных знаний, умений и навыков, чтобы донести до детей определенное содержание [11].
Для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук можно использовать различные методические приемы: пальчиковые игры, игровые упражнения с пальцами, гимнастику для пальцев. Также в работе можно использовать сенсорно-моторный центр развития, где находятся различные игры и пособия для развития мелкой моторики руки, такие как пирамидка, шнуровка, мозаика, игры с пуговицами, занимательный конструктор и многие другие. Всё это должно использоваться в комплексе в образовательной деятельности дошкольников по нетрадиционному рисованию.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развитию уверенности в своих силах;
- совершенствованию пространственного мышления;
- свободному выражению своего замысла;
- развитию мелкой моторики рук;
- свободе выбора изоматериалов и техник.
Опыт показывает: разнообразие и вариативность – наиболее важные условия в нетрадиционной технике рисования. Предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных ребенку дошкольного возраста для освоения нетрадиционных техник.
В каждой возрастной группе нужно подбирать нетрадиционные техники в соответствии с возрастом детей, их возможностями и способностями.
Рисовать по принципу «от простого к сложному» нужно начинать еще с младшего возраста и лучше всего с использованием нетрадиционных техник. В этом возрасте чаще всего используют следующие виды.
- Рисование пальцами рук. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук у ребенка [12].
Нужно обратить внимание, что лучшее восприятие цвета дает рисование пальчиковыми красками. У малышей начинает формироваться художественный вкус, развивается внимание, формируются процессы сравнения и обобщения. Техника рисования пальцами рук очень проста. Для этого понадобятся лист бумаги, пальчиковые краски (гуашь). Рисовать пальцами можно по-разному, но начинать нужно с самого простого – капельки дождя (точки), полоски, линии и другое. Постепенно нужно усложнять технику, создавая сюжет, композицию, дорисовывая детали, получая образы.
- Когда ребенок освоил технику рисования пальцами рук, можно и нужно перейти к следующей технике рисования – рисованию ладошками и кулачком. Этот вид техники очень похож на предыдущий, разница только в том, что здесь рисуют всей ладошкой или кулачком сразу. При таком рисовании следует окрасить или окунуть всю ладонь в краску и затем наносить на лист бумаги. Рисуя таким способом, ребенок учится фантазировать. К тому же у него формируется логическое мышление, воображение. Образы почти всегда перерастают в настоящие картины, сюжеты, образы. Это учит ребенка пользоваться своими руками, у него развивается речь.
- Следующая техника – рисование отпечатками листьев. Это удивительная творческая техника, которую чаще всего используют осенью, но можно и весной, и летом. Она дает удивительные результаты, и для этого понадобятся всего лишь листья, лист бумаги, краски, кисти, салфетка. Нужно нанести краску на листочек, затем приложить к листу бумаги, прижать салфеткой и убрать – получается отпечаток листочка. Разумеется, цвет листьев может быть разным, в том числе и разноцветным. Начинать нужно с простого: один-два листочка на бумаге, а дальше фантазия вам подскажет. Как и в предыдущих техниках, можно дорисовывать образы, получаются и животные, и бабочки, и девочки в юбочках и многое другое.
- Рисование восковыми карандашами или восковыми мелками – популярными материалами для детского творчества – это отличный способ для развития мелкой моторики ребенка (помогает укрепить пальцы и кисти рук, подготовить их к письму). Мелки изготавливаются из воска или парафина, поэтому относительно безвредны даже для самых маленьких. Восковым мелком можно провести как толстую линию, так и тонкую, заточив их как обычные цветные карандаши.
- Рисование сухой кистью (способ тычки) очень интересный и самый простой способ рисования сухой кистью. Рисуя в такой технике, получаешь насыщенные, красивые рисунки. Главное условие рисования – гуашь не должна быть сухой. Вода при такой технике рисования нам нужна только для того, чтобы промыть кисточку.
- Рисование ватными палочками, поролоновой губкой (оттиск губкой) также очень занимательные и несложные способы рисования.
Каждая техника рисования уникальна и интересна, в такой деятельности работа каждого ребенка неповторима, индивидуальна. Все техники можно комбинировать, совмещать, дополнять другими видами. Приятно наблюдать за эмоциональным состоянием воспитанников: у детей горят глаза, они улыбаются, делятся своими впечатлениями, восторженно обсуждают свои работы и работы своих товарищей [13].
Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся раскрепощаться, наблюдать, думать, фантазировать, когда рисуют без кисточки и карандаша.
Рисуя в нетрадиционной технике, ребенок самовыражается, учится общаться с самим собой, поднимать настроение.
Ребенок должен понять, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость, и в этом ему помогает, конечно, взрослый, в том числе и педагог.
Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить систематически, и заниматься этим нужно не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Так, педагог дает «домашние задания»: перемотка ниток, завязывание и развязывание ленточек, шнурков, собирание пазлов, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний, крючков, разбор круп и многое другое.
Дети успешно реализуют в игре активность и стремление к самостоятельности. В группе для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется центр развития «Ловкие пальчики», в котором собран необходимый материал для решения этой задачи (дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этого центра меняется и дополняется, цели и задачи игр усложняются. Также в группе в свободном доступе есть центр, где собран различный материал для творчества, в котором ребенок может творить, находить для себя что-то новое, увлекательное, интересное, многие дети стремятся открывать новые способы нетрадиционных техник рисования.
Итогом системной работы педагога и ребенка являются следующие результаты:
- у детей возрастает интерес к собственной изобразительной деятельности,
- совершенствуются изобразительные навыки;
- происходит накапливание впечатлений, обогащается эмоциональная сфера.
В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, знают много упражнений пальчиковой гимнастики. Развивается и совершенствуется мелкая моторика рук.
Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ребенка на более высокий для себя уровень развития.
Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.
Родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который может перерасти в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.