Full text

Психолого-педагогическая адаптация детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня запросами психолого-педагогической и клинико-социальной практики. В нашем случае актуальность проблемы усиливается в связи с тем, что при равных правах на образование детей с ЗПР коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС), закрепленных действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, их адаптация с первых дней пребывания в школе усложнена рядом социально-культурных и психофизиологических факторов. В частности, представители коренных малочисленных народов Ямала (ненцы, ханты), ведущие традиционный образ жизни (каслание), общаются преимущественно на своих родных языках. Поэтому при поступлении в 1-й класс у детей наблюдается очень низкий уровень активного словарного запаса русского языка. Эти порождает серьезные трудности при обучении детей-билингвов по всем предметам, приводящие к ряду негативных ситуаций. В итоге языковой стресс и дезориентация из-за различий культур повышают уровень тревоги детей КМНС, что, соответственно, ведет к снижению уровня их школьной мотивации и общих адаптивных возможностей. Если же эти сложности ребенок испытывает долгое время, то у детей начинают формироваться психологические защитные механизмы, которые искажают их чувства, мысли и поведение.

Определим теоретические основания обозначенной проблемы по двум позициям: 1) анализ сущности понятий, используемых для характеристики проблемы; 2) смысл методологических подходов, рассматриваемых как концептуальное обоснование процесса решения проблемы психолого-педагогической адаптации к школе детей с задержкой психического развития – представителей коренных малочисленных народов Севера.

Первое понятие, интересующее нас в контексте решения проблемы, – «адаптация». Сущность категории раскрывается в различных научных областях по-разному. В философии адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – форма освоения организмами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [1]. Под адаптацией в биологии понимается приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования [2]. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Понятие «адаптация» сегодня широко используется и в социальных науках, в том числе в педагогике и психологии.

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Она также понимается как постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, её обычно связывают с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его социального окружения [3].

Психологическая адаптация раскрывается как приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов [4]; как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Чаще всего различные виды адаптации происходят одновременно, дополняя друг друга. В этом контексте широко распространенным термином в психологии и педагогике является термин «социально-психологическая адаптация», обозначающий взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы [5]. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.

Однако в контексте нашего исследования более всего нас интересует феномен психолого-педагогической адаптации. На основе имеющихся определений психологической и педагогической адаптации считаем правомерным заключить, что под психолого-педагогической адаптацией понимается процесс и результат приспособления («прилаживания») различных сфер личности к образовательной системе, ориентированного на оптимальное соотношение целей и ценностей личности и группы, а также приспособления условий и задач, возникающих в этом взаимодействии на уровне психических процессов.

Адаптация к школе является частным случаем психолого-педагогической адаптации. Специфика адаптации детей с ЗПР к условиям школы заключается в том, что переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника – игра – трансформируется в ведущую деятельность учения. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к первокласснику по сравнению с игровой. Однако относительно мотивационно-потребностной сферы необходимо отметить, что учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. К ситуации адаптации к школе детей с ЗПР – представителей коренных малочисленных народов Севера дополнительными осложняющими факторами выступают низкий уровень познавательной активности, бедный словарный запас, недостаточное владение русским языком, отсутствие социального опыта.

С учетом данной специфики в качестве методологического обоснования решаемой проблемы предлагаем рассматривать билингвальный и этнический подходы.

Билингвальный подход призван не только формировать коммуникативную культуру и подстраивать механизмы психолого-педагогической адаптации и социализации младших школьников с ЗПР – представителей коренных малочисленных народов Севера; он позволяет им чувствовать себя активными участниками образовательного процесса в условиях многонациональной страны, не теряя связи с этнической языковой принадлежностью. В связи с полиэтничностью как эффективным средством для преодоления социального отчуждения, восстановления униженной национальной гордости, разрушения этнической идентичности приоритетной задачей образовательного учреждения является использование дидактического и воспитательного потенциала образовательной среды для сохранения и приумножения национального самосознания, этнической и этнокультурной самоидентификации субъектов образовательного процесса [6].

Вторым подходом в решении проблемы адаптации к школе детей с ЗПР – представителей КМНС является этнический подход, сущность которого связывается с учетом особенностей национального поведения детей. В нашем случае к таким особенностям относятся: замкнутость, немногословность, наивность, образность мышления, осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение; тихое говорение, постепенный переход на резкий и категорически требовательный голос, даже крик – в зависимости от обстоятельств. Основные качества, которые воспитывают ненцы в своих детях, – доброта, честность, уважение к старшим, мужественность, совестливость. Этнический подход также связывается с проблемой развития этнического самосознания и этнической идентичности детей – представителей КМНС. Этнический подход мы рассматриваем как частный случай поликультурного подхода.

С учетом определенных теоретических оснований далее нами будут выстроены механизмы реализации психолого-педагогической адаптации первоклассников с ЗПР – представителей КМНС.

В целом система теоретических концептов психолого-педагогической адаптации первоклассника с ЗПР – представителя КМНС к школе представлена на рисунке.

Адаптация детей-северян с ЗПР к условиям школы обеспечивается наличием психолого-педагогической поддержки, медицинского сопровождения посредством определения образовательной траектории развития ребенка-тундровика в процессе учебной и внеучебной деятельности, централизации внимания самой личности на преодолении тревожности и страха перед новыми условиями жизни. Основу духовно-нравственного воспитания должен составлять личностно ориентированный подход, обеспечивающий адаптацию детей-северян к изменению условий жизни, и становление личности посредством приобщения к миру культуры (ненецкой и русской), самореализации в культуре. Адаптация младших школьников к новым условиям жизни предполагает воспитание средствами народной культуры (русский и родной язык, фольклор, сказки, народные игры).