На ранних этапах своего формирования и развития городской пейзаж являлся лишь мотивом основного пейзажного жанра, однако за время своего существования в изобразительном искусстве значительным образом обособился от него. Так, история городского пейзажа знает художников, творчество которых концентрировалось лишь на теме города, обходя мотивы дикой или сельской природы вовсе. В наше время как для художников, так и для зрителей городской пейзаж и пейзаж естественных ландшафтов как основоположник жанра имеют мало общего. Городской пейзаж – это уже не изображение природы, это изображение жизни человека в самостоятельно созданном им пространстве. Городской пейзаж более связан с человеком, чем с природой. Природа лишь косвенно участвует в жизни города. И если в сельском пейзаже изображения людей могут составлять небольшой процент от всей картины, то в городском пейзаже, напротив, доминирует человек.
Невозможно представить изображение города без того, кто его создал, – без человека. В городском пейзаже всё говорит о нем: созданная за многие века или современная архитектура, транспортные артерии, наружная реклама как воплощение социально-экономических тенденций современного мира, общая атрибутика и антураж времени. Городской пейзаж представляется неким общим портретом современного мира. Он показывает нам человека, его деятельность, темпы его жизни и то, чем себя современный человек окружает. Он исторически документирует гораздо больше, чем можно представить и чем способны это сделать жанровая картина или портрет в отдельности. В век постнеклассического развития науки, характеризующейся именно слиянием наук, городской пейзаж может выполнять схожую функцию, изучая и портретируя современный мир более объемно и сложно, многогранно, взаимосвязано средствами изобразительного искусства.
Городской пейзаж можно смело назвать историко-философской летописью. Во-первых, запечатленные художниками панорамы городов по всему миру являются в определенной мере историческим документом. Независимо от того, каких принципов изображения действительности придерживается художник (изображает ли он лишь то, что видит, согласно традициями реализма, или «приукрашает» действительность, согласно традициям романтизма), своей картиной он оставляет информацию о мире, документирует момент жизни целого города или его фрагмента.
И во-вторых, изображая окружающий мир с определенных программно-идеологических позиций, художник сам является документом времени. То, как он увидел и изобразил, а может, и видоизменил эту действительность или же не менял её вовсе, может рассказать нам о развитии философской мысли эпохи. Это подтверждают выделяемые С. П. Ломовым принципы художественной деятельности: «принцип единства художественного отражения и выражения (художник отражает реальность, отражая при этом себя)», «принцип единства отражения и преображения (отражая реальность, художник преобразует ее)» [1].
Так, мы абсолютно точно можем сказать, что вряд ли пленэрная действительность в годы социалистического реализма всегда была наполнена солнцем, контрастным освещением, а быт и будни героев тех картин были преисполнены таким количеством созидательной энергии и борьбы. Однако эти картины говорят нам об идеологии тех лет, о философском содержании официальной культуры. «Изображая героев, непосредственно связанных с литературным текстом, художнику следует учитывать образы, созданные писателем или поэтом» [2]. Так и художник города должен учитывать и изображать героев, созданных временем и историей.
Художественное, а не техническое (фотографическое) изображение природы и города не теряет своей актуальности и на современном этапе развития изобразительного искусства. Художник актуальным для его времени образом воспринимает новый мир и так же определенным и актуальным образом его изображает. Каждое произведение несет на себе печать художника как представителя своего времени. Все эти процессы внутри него согласуются с развитием философии и психологии современного общества и оставляют после себя как объекты истории изобразительного искусства, так и объекты истории в принципе. «Целью художников, авторов всех этих пейзажей, отнюдь не было желание просто изобразить тот или иной уголок русской земли. Целью была потребность передать свое чувство жизни» [3].
Организовывая окружающую его среду, сознательно или бессознательно, человек оставляет свое «послание» последующим поколениям, влияет на их деятельные и мировоззренческие стереотипы, становится историческим этапом в цепи развития культуры. Город как явление напрямую повлиял и задал вектор развития философии и культуры конца ХIХ – начала ХХ в.: бурная индустриализация и урбанизация стали основой развития социально-экономических и культурных отношений в обществе, а также отношений человека и природы вплоть до наших дней. Возможно, создав мегаполисы, человек дал им самостоятельную жизнь, и уже не он организует эту «вторую среду», а среда, словно живое существо, воспитывает новые поколения людей. Налицо огромная мировоззренческая разница между людьми, родившимися и воспитанными в мегаполисах, и людьми районов, более приближенных к дикой, «нетронутой» природе. Город как культурное и философское явление также формирует и обосновывает интерес к городскому пейзажу у современных художников.
Городской пейзаж – это жанр, работа над которым, помимо развития художественных навыков, активно наполняет сознание художника информацией теоретической, которой может хватить на многие годы творческой работы вперед. «Пейзаж как один из жанров искусства отражает в себе эстетическое и этическое отношение человека отдаленных, близких и нынешних эпох к природе – колыбели человечества. История пейзажа есть частица познания истории человечества» [4].
Зачастую художники в своей работе чаще всего обращаются к дореволюционной архитектуре российских городов, в то время как история архитектуры около столетия не обходила их стороной и имеет свои памятники культуры. Подобная стилистическая и тематическая «зацикленность» на определенной, культивирующейся эпохе говорит о бедности творческо-познавательного процесса в творческой жизни художника.
Как и остальные жанры изобразительного искусства, пейзаж не только «проявлял» общие социально-культурные тенденции в развитии общества, но и вносил свою лепту в его эволюцию средствами художественно-эстетического воздействия. Идейное содержание эпох очень часто проявляется в их стилистическом оформлении. Представления художника и зрителя каждой эпохи о функциях и стилистических решениях пейзажа говорят о таких мировоззренческих показателях, как отношение человека к природе, городскому и общественному пространству, а через них и к себе самому. Барокко, классицизм, Возрождение, импрессионизм, модерн дарили пейзажу свое «лицо». Каждый большой стиль сформировал и оставил в память о себе характерные для него природные и городские мотивы – их настроение, эмоциональную окраску, освещенность, колорит и сюжетную тематику. В профессиональном становлении художника-педагога исторический контекст городского пейзажа как объекта познания и преобразования создает благоприятные возможности для включения процесса обучения во взаимосвязь с этапами развития искусства и материальной культуры.
Пейзаж наиболее ярко может показать истинную эмоциональную и мировоззренческую наполненность художника, нежели остальные жанры. Раскрывая окружающую действительность как эпическую, лирическую, романтическую по настроению, масштабу, освещенности, тематике мотива, он многое рассказывает о своей личности и о своем мнении на обозначенную в пейзаже тему. Художник невольно проецирует себя и свое состояние на пейзаж. А как писал Л. С. Выготский, искусство для художника – это своего рода психоанализ. И занимаясь определенной, важной и волнующей его темой, он анализирует и решает её для себя бессознательно. Таким образом, выбирая сюжет для пейзажа, художник избирает и формулирует волнующее его «обстоятельство».
Городской пейзаж не ограничивается количеством планов, масштабами изображения города, тематикой сюжетов. Человек создал множество проявлений своей жизнедеятельности, а потому город – явление многогранное. Он делится на районы, различные по функциям, численности, историческому возрасту, удаленности от центра, образу жизни, архитектурной застройке и её уплотненности. Город имеет множество «фасадов», в прямом и переносном значениях, и это обстоятельство обозначает наличие и скрытых сторон его жизни. Интересны могут быть как главные, официальные его площади, архитектурно-историческое наследие, так и андеграундная жизнь спальных, промышленных районов, подворотен, двориков, парков, темных улиц и переулков. Можно восхищаться как широкими панорамами главных улиц и проспектов города, ракурсами с высоты птичьего полета, так и деталями: отдельными архитектурными элементами зданий, произвольно размещенными объектами рекламы и их нестандартными сочетаниями.
Являясь доминирующей составляющей любого города, архитектура хранит в себе большой объем исторической, эстетической и художественной информации. Она рассказывает об эпохах, а наслоение и наращивание архитектурных объектов с веками составляет историю, имидж и репутацию города. Архитектурные стили, как и времена, сменяют, вытесняют, разбавляют или подавляют друг друга. Однако именно эта «жизнь» каменной культуры социума делает возможными новые художественные и философские находки для художника. Это обусловливает необходимость изучения истории архитектуры в процессе работы над городским пейзажем.«Сопричастность к многовековой истории материальной культуры дает возможность будущим живописцам, графикам, скульпторам посмотреть на окружающий мир сквозь призму искусства другого времени, найти в нем созвучие своему эмоционально-чувственному восприятию реальной действительности» [5].
Формируемые в процессе выполнения городского пейзажа художественно-практические навыки:
- наблюдение и применение законов линейной и световоздушной перспективы в городской натуре;
- готовность применять на практике знание особенностей работы на пленэре, изменений характеристик больших объектов в условиях воздуха;
- понимание принципов условности, стилизации и обобщения образов города, архитектуры и других элементов пейзажа;
- умение держать пятно, разделять картину на планы, работать пространственными силуэтами;
- анализ натуры на предмет характерности колорита для изображаемого мотива;
- умение компетентно, уместно и концептуально дополнять изображаемый сюжет стаффажем и антуражем;
- композиционная работа, основанная на отношениях, «диалоге» архитектуры и других элементов города;
- знание архитектурных стилей и общего развития жанра городского пейзажа и их использование в эскизах;
- развитие чувства стиля через выявление общего принципа соединения разнородных элементов (архитектуры, окружающей среды) в одно целое;
- анализ конструктивных и пропорциональных взаимосвязей объемно-пространственных форм объекта изображения (архитектурной постройки, целенаправленности организации природной среды, в том числе особенностей ландшафта и растительных форм);
- включение профессионально формируемого зрительного образа объекта изображения во взаимосвязи с аналогами произведений мастеров графики, изученных в процессе освоения курса изобразительного искусства;
- создание художественного образа объекта изображения, воспринимаемого сквозь призму изобразительных средств используемых художественных материалов и графических технологий;
- преодоление константного восприятия объемно-пространственных форм объекта городского пейзажа, включая обусловленность его зрительного образа световоздушной средой города, ее особенностями;
- навыки поиска информации об изображаемом архитектурном, историческом мотиве, их грамотное применение в работе.
Начинающему художнику трудно найти путь, который ведет от академических штудий и учебного рисунка, выполненного в строгом соответствии со зрительным образом натуры, к созданию художественного образа, который всегда связан с чувствами и впечатлениями автора. Художник может ставить для себя задачи самого широкого спектра – показать зрителю, что представляет собой его город, чем и как он живет, где он начинается, актуальные проблемы для него и нашего времени и общества в целом. «В пейзаже художнику помогает ощущение внутренней близости к живой природе, способность полно и глубоко откликаться на ее изменения» [6]. Через изображение города художник иллюстрирует современное общество. Работая над городским пейзажем, он пытается понять это явление, понять современность, современного человека, смысл «второй среды».
Работа над городским пейзажем ведется с уже полученным за годы созерцания города (как главной среды обитания) визуальным опытом художника. Для художника задачи по синхронизации, «вписыванию» визуально-созерцательных опытов в полученный информационно-теоретический контекст города и его истории (и наоборот) интересны во все времена. Задачи изображения города затрагивают навыки не только визуального восприятия городской натуры, но и концептуального, культурологического. Внимание молодого художника переходит из рассеянного типа функционирования в профессионально ориентированный, он начинает «видеть» в городской натуре композицию взаимосвязанно со смысловым и сюжетным аспектами.