Full text

В современных рыночных условиях образовательное учреждение должно постоянно вносить изменения в собственную деятельность, это позволит ему оставаться конкурентно способным на рынке образовательных услуг. В связи с этим продолжает возрастать роль руководителя образовательной организации.

Каждое нововведение сопровождается определенными рисками, способствует смене приоритетов, изменению направлений развития и выявлению дополнительных возможностей совершенствований. Предыдущие реформы шли в одной парадигме и не затрагивали основ системы. Поэтому системных исследований объективных преобразований в отрасли, соответствующих социальным, экономическим, технологическим тенденциям общественного развития на сегодняшний день очень мало. Хотя необходимость в опережающей стратегии в инновационном образовании, в предвидении последствий рисков в условиях неопределенности очевидны [3, с. 223].

Происходящие сложные процессы, в современном российском образовании, их изменение и трансформация, препятствующие эффективному функционированию образовательной организации, а руководителю предвидеть образовательные риски, нам представляется весьма проблематично с помощью применения традиционных способов прогнозирования.

Актуальность заявленной теме добавляет принятие профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Этот документ, устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту и личным качествам, необходимым для выполнения определенных профессиональных функций. В содержании профессионального стандарта, прежде всего, отражаются требования к профессиональной готовности руководителя образовательной организации для выполнения обобщенных и конкретных трудовых функций различных объемов в сфере образования в зависимости от квалификационного уровня [10, с. 29–30].

Данные обстоятельства побуждают современного руководителя к поиску новых теоретических идей и подходов, позволяющих в полной мере реализовать внешний и внутренний потенциалы его образовательной организации. Определенным ресурсом решения поставленной проблемы обладает, на наш взгляд, антиципативная компетентность руководителя.

В то же время следует понять, что подразумевается под термином «качества хорошего руководителя». Согласно психологии управления – это индивидуальные, личностные и социальные особенности человека, которые помогают ему быть успешным и занимать определенную должность. Выявить эти качества можно с помощью анализа структуры и деятельности менеджеров определенного звена и ранга. После множества тестирований, разных уровней руководителей, была выявлена общая картина того, какими качествами должен обладать руководитель. В таблице«Традиционные и антиципативные качества руководителя» (см. таблицу) приведен пример традиционных качеств руководителя. В тоже время следует отметить, что в современных условиях, когда возникает необходимость в новом направлении исследований по изучению влияния законов рынка, специфики сочетания государственного и свободного механизмов регулирования рынка образовательных услуг [1, с. 71] традиционных качеств руководителя становится недостаточно.

 

Традиционные и антиципативные качества руководителя

 

Традиционные качества руководителя

Антиципативные качества руководителя

Личные

– Честность и порядочность;

– хорошее физическое здоровье;

– умение бороться с собственными недостатками

– Самостоятельность;

– нестандартность;

– создание условий для освоения радикальных (построенных на озарении, предвидении) практик в образовании;

– прогностический характер мышления

Профессиональные

Компетентность и творчество

– Анализ и управление рисками;

– анализ и внедрение инновационных идей;

– умение прогнозировать будущее

Организаторские

Целеустремленность – деловитость и энергичность

– Использование тимбилдинга для успешного инновационного развития;

– гуманизм в принятии решений;

– цели ближайшего будущего

Деловые

– Дисциплина и контроль над собой – повышенная работоспособность – реализм;

– оптимизм и уверенность -сопричастность – умение организовывать и поддерживать работу коллектива

– Освоение опыта использования бизнес-технологий других отраслей хозяйствования и мирового опыта;

– умение пользоваться инструментарием объективного измерения латентных переменных в управлении;

– цели отдаленного будущего

 

Таким образом, можно предположить, что препятствием в успешной реализации управленческих функций руководителя современной образовательной организации, является отсутствие антиципативной компетентности.

Антиципация – это сложное и многогранное понятие, которое является предметом изучения многих наук, каждая из которых раскрывает собственный аспект исследования. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать понятие «антиципация», как одного из важнейших качеств современного руководителя образовательной организации.

Прогнозирование или предвосхищение результатов и последствий какого-либо явления в значительной мере определяет, какие решения будут приняты человеком. Прогноз может быть построен на основе глубокого познания сути изучаемых явлений. В то же время, существует как минимум два подхода к прогнозированию. Один из них основан на математическом или физическом моделировании с применением различных по сложности статистических методов. Другой подход основан на экспертном решении проблемы без возможности адекватного описания решающих факторов и базируется на «внутреннем ощущении» эксперта. Последний подход соответствует термину «антиципация» – способности в той или иной форме предвосхищать событие [6, с. 39].

Проблема антиципации и вероятностного прогнозирования начала активно разрабатываться еще во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов [4; 5; 7]. Особое место в данных работах занимают психологических закономерностей антиципационной деятельности.

В настоящее время в научной литературе существует несколько направлений, по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования. Различными исследовательскими коллективами изучается многообразие форм антиципации: прогнозирование, опережающие реакции, предчувствие, предугадывание, предсказание, предвидение и т. д.

Так, например, В. Д. Менделевичем была выдвинута и обоснована антиципационная концепция механизмов неврозогенеза. Суть ее заключается в рассмотрении этиопатогенеза невротических расстройств в неразрывной связи с антиципационными процессами. Другими словами, неврозогенез представляется как результат «антиципационной несостоятельности личности» [7].

Человеческая способность к опережающему отражению будущего, является одной из форм антиципации. Данная концепция как фундаментальное свойство психики зафиксирована в работах П. К. Анохина Н. А. Бернштейна и др. [4; 5].
Так, например, предложенное П. К. Анохиным понятие «акцептор действия» также основывается на допущении способности организма предсказать события будущего. По мнению автора, способность опережать события внешней среды является одним из неотъемлемых и важных свойств живых организмов [4, с. 97]. В трудах Н. А. Бернштейна, значительное внимание уделено исследованию прогнозирования изменений среды и учету ее возможных воздействий на успешность достижения цели. Изучая механизмы активности человека, автор показал необходимость «заглядывания вперед» при осуществлении действий, учета будущих внешних и внутренних сил, предварительной настройки и подготовки органов чувств и двигательных систем [9, с. 118].

Научный интерес представляют предложенные Б. Ф. Ломовым и
Е. Н. Сурковым уровни антиципации (сенсомоторный, перцептивный, представленческий, речемыслительный, субсенсорный) и соответствующие им характеристики. Взаимодействуя друг с другом, представленные уровни составляют функциональную систему антиципирующего процесса личности. Предугадывание как неотъемлемое свойство психики находит свое проявление в когнитивной, регулятивной и коммуникативной функциях [9, с. 119]. Причем, первая связана с познанием будущего в разнообразных формах; вторая способствует формированию готовности к определенным событиям и их упреждению; третья обеспечивает предсказуемость процессов общения.

По мнению Т. А. Султановой, возможность исследования прогнозирования как способности опережающего отражения обусловлена тем, что последняя в качестве психической формы мыследеятельности предполагает наличие элемента предвосхищения и реализуется в различных формах. Способность к опережающему отражению будущего можно рассматривать как общую, связанную с его предвосхищением, так и специальную, предполагающую успешное решение профессиональных задач.

Согласно другой научной позиции, прогнозирование следует рассматривать как особый вид познания, нацеленный на получение знания о будущем и процессах его развития. Данный подход раскрывается в работах И. В. Бестужева-Лады. Представляя развернутую классификацию процессов научного предвидения, он определяет прогнозирование как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [9, с. 119].

В работе Л. Е. Никитиной, И. А. Липского прогнозирование также представлено как теоретический способ познания будущих явлений и процессов [9, с. 119]. Деятельностную основу его при этом составляют описание научных фактов, их осмысление и соответствующая прогнозная интерпретация. Основной функцией является интеграция научных знаний и сведений, раскрывающаяся через их синтез, объединение теорий, подведение конкретных фактов под общие основания, принципы и законы.

В настоящее время наблюдаются тенденции к развитию профессиональных функций руководителей, ориентированных на способность организовать успешную работу образовательных организаций, а также формирование у них ответственности и профессионализма, способности эффективно управлять в условиях реформирования современной системы образования.

Мы разделяем мнение К. Е. Романовой, которая выделяет составные части антиципации: готовность выбора, образ результата, цель, планирование, информация [8, с. 35].

Готовность выбора состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее принятие оптимального решения. Или другими словами, готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала. Антиципация проявляется в избирательности отражения событий, что предполагает наличие готовности выбора, на основании которой происходит отражение событий.

Образ –субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории [8, с. 35].

Образ будущего результата соответствует выделению реального и ирреальных уровней во временной перспективе личности.

Цель – 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

В понятии антиципации заключается «два важных для психологического анализа момента. Во-первых, имеется в виду предвосхищение, предвидение и ожидание тех или иных событий, т. е. проявление когнитивной функции психики; во-вторых, готовность к встрече с этими событиями и упреждение их в деятельности, т. е. проявление регулятивной функции психики» [8, с. 35].

Постановка цели – это проявление заинтересованности в будущем саморазвитии, с одной стороны, и предвосхищение удовлетворенности самореализации, знакомой по прошлому опыту, с другой. Оба эти момента образует необходимый позитивный фон для формирования образа будущего.

Планирование – осознание цели, рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей, способов и средств ее достижения, принятие необходимых рациональных решений для успешной реализации будущего образа результата.

Информация – рассмотрение и изучение информации (от лат. information – разъяснение, изложение; совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.

Информация как необходимое условие антиципации включает в себя не только совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, но и знания человека о самом себе как субъекте творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

К. Е. Романова определяет антиципацию как феномен опережающего отражения, обеспечивающий возможность человеку в ответ на стимулы, действующие в настоящем, прогнозировать образ будущего результата, используя накопленный опыт прошлого, и избирать те пути саморазвития, которые ведут к достижению вершин творческой деятельности [8, с. 35].

Мы разделяем точку зрения профессора Т. С. Анисимовой, которая утверждает, что любая область управления должна носить антиципативный характер, в том числе и управление технологиями, целями, инновациями, финансовыми и трудовыми ресурсами в образовании. Приспособление образовательной организации к условиям (адаптации) сдерживает инновационный характер развития [1, с. 71].

Рассматривая антиципативную компетентность руководителя, мы определяем данную категорию, как специальную способность руководителя организоватьособый вид профессионально-педагогической деятельности, направленный на получение опережающей информации о перспективах развития образовательной организации с целью формирования политики и стратегии в области образования и принятия грамотных решений в этой сфере.

Вместе с тем следует отметить, что антиципативной компетентности руководителя свойственна определенная специфика, проявляющаяся в получении знания о будущем и способов его преобразования, а также роли образовательной организации в данном процессе.

Анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что антиципативная компетентность современного руководителя образовательной организации, как научная категория в научной литературе представлена недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.