На современном модернизационном этапе развития образования актуализируются нравственно-этические ценности. Это подтверждается направленными исследованиями Анисимовой Т. В., Асеевой Е. Н, которые в одной из своих статей пишут: «Нравственность является ценностной структурой сознания человека, общественно необходимым способом регуляции его действий во всех сферах жизни, включая труд, быт, отношение к окружающей природе» [1;с. 69].
Нравственное воспитание – это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
В условиях перехода к рыночному регулированию в отечественном образовании стало утверждаться альтернатива нравственности, конкурентоспособности, о чем пишут современные авторы: «Потребительское, конкурентное отношение детерминирует неадекватное отношения системы нравственных ценностей суждения, поступки, эмоции поведения в системе общественных отношений» [1; с. 70].
Модернизация образования идет в условиях латентного конфликта между пониманием важности и необходимости в нравственно-этическом воспитании и нравственных ценностей и смыслов. «Качественно новые ценностные основания, парадигмальные изменения в модернизирующейся системе образования при переходе к рынку образовательных услуг, создают необходимость исследования нравственно-этического воспитания» [2; с. 228].
В современной школьной среде мы наблюдаем рост агрессии, гнев, зависть, жестокость по отношению к сверстникам.
Произошедшая недавно история еще долго будет тревожить сердца всех неравнодушных: школьники до полусмерти забили кота. Третьеклассники били его ногами, закидывали камнями. Многим из нас хотелось бы считать это происшествие чем-то «из ряда вон», но, как бы ужасно это не звучало, подобные случаи уже не трагическое исключение, а скорее, правило, подтверждающее феномен «детской жестокости». Ежегодно в стране выявляется более 100 происшествий, где дети проявили жестокость. Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия.
Нравственно-этические ценности должны стать главенствующими во всех модернизационных процессах. Поэтому мы считаем естественным появление нового термина «нравственно-этическая модернизация» образования. Отсюда следует, что в условиях полипарадигмальности в образовании мы должны предвидеть и обеспечить будущее молодых поколений. Нравственно-этическая модернизация выступает как:
1) утверждение ценностей нравственности на системном уровне;
2) сплочение всех образовательных и социальных институтов по сохранению и утверждению нравственно-этических норм;
3) преодоление негативных явлений и этнонациональной напряженности на основе нравственных ценностей;
4) сохранение лучших традиций российской школы по нравственно-этическому воспитанию;
5) обеспечение формирования у детей и подростков нравственно-этических ценностей;
6) формирование УУД и компетенций, основанных на нравственных ценностях;
7) разработка форм и методов нравственного воспитания, начиная с начальной школы;
8) Развитие воспитательного потенциала с привлечением культурных ценностей, произведений искусства.
Можно предположить, что следствием нравственно-этической модернизации станет снижении негативных явлений в образовании, изживание явлений цинизма, асоциального поведения, сквернословия, проявлений жестокости и фрустрации.
Сформированность нравственно-этических ценностей можно считать одним из показателей гуманности модернизации образования.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для нравственного воспитания.
Говоря словами А. С. Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания».
В педагогической литературе исследуемая нами проблема нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных исследованиях А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова, О. С. Богданова, В. В. Хромов, Л. А. Матвеева, И. И. Лобанова, и многих других.
Исходя их вышесказанного тема «Нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в начальной школе» является актуальной.
Мы исследовали процесс нравственного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Целью исследования являлось изменение уровня нравственного воспитания младших школьников при использовании средств изобразительного искусства в учебном процессе.
Мы предполагаем, что, если применить произведения изобразительного искусства в ходе урочной и внеурочной деятельности, то это поможет повысить результативность нравственного воспитания.
В ходе исследования мы проанализировали понятия и теоретические основы нравственного воспитания и изобразительного искусства, выявили формы и методы изобразительного искусства, используемые в нравственном воспитании учащихся начальной школы, провели апробацию форм и методов нравственного воспитания младших школьников с использованием средств изобразительного искусства и выявили ее результативность.
Проблему нравственно-этического воспитания изучалась на основе опросов в третьем классе МБОУ лицей № 1 г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края. Для выявления состояния уровня сформированности нравственно-этических качеств мы использовали метод «Беседа» (Фридман Г. М., Пушкина Т А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988) и методика «Закончи предложение» (методика Н. Е. Богуславской)
В результате выяснилось, что в 20% учащихся имеют низкую нравственную самооценку, 43% средний уровень нравственной мотивации и 37% высокий уровень.
Рис. 1. Показатель уровня сформированности нравственно-этических качеств
младших школьников МБОУ лицея № 1
С помощью методики Н. Е. Богуславской по измерению эмоционального компонента нравственного развития выявлено что, высокий уровень составляет 45%, средний уровень – 42%, низкий уровень – 13%.
Рис. 2. Показатель уровня эмоционального компонента нравственного развития
младших школьников МБОУ лицея № 1
Итоги исследования школьников младших классов показали, что преобладает низкий и средний уровень таких показателей как доброта, честность, справедливость, дружба. Нас не удовлетворил такой уровень нравственной воспитанности. Мы решили организовать работу по нравственному воспитанию и применить такое эмоциональное средство как изобразительное искусство, чтобы повысить показатели нравственного уровня. В настоящее время эксперимент проводится.
Для применения средств изобразительного искусства в образовательном процессе мы разработали систему занятий, среди которых есть тема «Материнство», где дети знакомятся с иконой Владимирской Богоматери, Сикстинской мадонной Рафаэля, с картиной Мать и дитя Пикассо и другие. Практическая часть включает в себя задания нарисовать портрет мамы и себя рядом с ней. При этом главное не сходство, а чувства.
На занятие по теме «Мудрость старости», знакомят детей с автопортретами великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а в качестве задания ребята должны нарисовать портрет близкого пожилого человека.
В организации работы по нравственному воспитанию на основе произведений изобразительного искусства мы исходим из осознания особой роли искусства в эстетическом и нравственном воспитании, которое заключается в способности этих произведений максимально приблизить к ребенку мир переживаний, радостей и тревог.