Full text

Современному обществу, быстро развивающемуся в области науки, техники, нужны образованные, коммуникабельные, грамотные люди, которые могут самостоятельно решать любые вопросы, способные к сотрудничеству и отличающиеся социальной мобильностью. Но в последнее время заметно снизилась грамотность населения, качество знаний. Всё чаще можно встретить людей, у которых скудный словарный запас, не способных подобрать соответствующие слова для ясной передачи своей мысли и затрудняющихся грамотно изложить полученную информацию. С одной стороны, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности населения, падение интереса к изучению родного языка. С другой стороны, стоит проблема повышения качества знаний по предметам, а особенно по русскому языку, так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития.

Поэтому сегодня наиболее остро встаёт проблема повышения качества знаний, грамотности населения. Данной проблемой занимались многие педагоги и выдающиеся языковеды: Ф. И. Буслаев, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева и многие другие. Они считали, что незаменимую помощь в этом может оказать изучение родного языка, так как язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, коммуникативным средством обслуживания членов общества в их общении между собой, средством выражения чувств, настроений, получения знаний. Изучать свой родной язык люди должны с раннего детства, но особое внимание этому должно уделяется в начальной школе. Знания, полученные детьми в начальных классах, дадут им ключ к познанию, к образованности, обеспечат теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качества знаний, грамотности младших школьников, обеспечит качественное усвоение знаний в будущем [1].

Первый учебный предмет, с которым знакомится ребёнок, пришедший в школу – это уроки обучения грамоте. Здесь начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у них повышенная утомляемость, а значит требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Так как ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо, чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителю необходимо использовать множество различных игр, игровых приёмов на уроках для того, чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес [4]. Чтобы учащимся было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков обучения грамоте, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательную компетентность, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету [3].

Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Активизация учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте».

Также была сформулирована проблема дальнейшего исследования: какие приемы и методы обучения будут способствовать активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.

Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников учебного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями по активизации учебной деятельности на уроках обучения грамоте.

Объект исследования – процесс работы по активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.

Предмет исследования – содержание работы по активизации учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте.

Цель исследования – изучить методику обучения грамоте младших школьников в условиях школьного учреждения и разработать комплекс упражнений, способствующий активизации учебной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что последовательное и системное использование педагогических технологий, новых методов и приёмов на уроке обучения грамоте будут способствовать активизации учебной деятельности учащихся.

Задачи исследования:

-          провести анализ литературы по проблеме исследования;

-          изучить периоды обучения грамоте детей младшего школьного возраста;

-          выявить уровень активности учащихся на уроках обучения грамоте;

-          разработать комплекс упражнений и заданий, активизирующего учебную деятельность первоклассников.

Эксперимент был проведён на базе МБОУ лицея № 4 г. Славянска-на-Кубани. Экспериментальная выборка включала 33 ребёнка 1 «А» класса – 16 мальчиков и 17 девочек.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика с целью определения уровня активности учащихся на уроках обучения грамоте. Текст диагностической работы был отобран из методических сборников Т. Г. Рамзаевой, В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной и состоял из четырёх заданий:

1)     Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Ч Ч Ч Ч Ч У Ч Ч Ч Ч Ч 

2)     Прочитай. Обведи в кружок все буквы «ш». Расставь ударения в словах.

Шаг, шаль, шанс, шар, шум, лошадь.

3)     Найди и подчеркни слова , состоящие из одного слога.

Река, книга, стул, Аня, сок.

4)     Охарактеризуй звуки в слове «лиса»

Л –

И -

С -

А –

Критерии оценивания:

Задание 1 – 2 балла.

Задание 2 – 12 баллов (1 балл – за выделенную букву; 1 балл – за правильное ударение).

Задание 3 – 4 балла (2 балла – за первое выделенное слово; 2 балла – за второе выделенное слово).

Задание 4 –4 балла ( 1 балл – за верну характеристику каждой буквы).

Высокий уровень – 22–19 баллов.

Средний уровень – 18–15 баллов.

Низкий уровень – 14–11 баллов.

Проанализировав результаты, мы выявили следующие уровни активности учащихся на уроках обучения грамоте: высокий уровень – 43%, средний уровень – 36%, низкий уровень – 21%.

 

 

Уровень активности учащихся на уроках обучения грамоте

Также были использованы следующие упражнения по обучению грамоте: звуко-буквенный анализ слова, работа над ударением слов, слоговая работа, словарная работа в форме загадок, стихотворений, а также другие виды работ.

В дальнейшем нами будет разработан комплекс упражнений и работа по теме исследования будет продолжена на формирующем этапе эксперимента.

Важно на каждом уроке гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков ребёнка [2]. Это сочетание невозможно без использования игровой деятельности, в том числе и различного занимательного материала.