Full text

На самом деле понятие «инновация» появилось в латинском языке где-то в середине XVII века и означало вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, «инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет» [1].

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. «Инновационное образование» в современном обществе – это образование, которое способствует саморазвитию и создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда – главный тезис: инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

В соответствии с новыми условиями развития рынка труда и высшего образования современное содержание обучения передается обучающимся, но предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной профессиональной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Эффективным методом обучения студентов можно назвать кейс-метод (case study) (от англ., сase – случай) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Центральным понятием метода является понятие «ситуация», т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент вынужден самостоятельно принимать решения и обосновывать его.

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

При этом на занятиях создается обстановка, приближенная к действительности. Приняв на себя роль конкретного лица, студент вникает в мотивы его поведения. Исполнение ролей заставляет задуматься над необходимостью учитывать позиции всех заинтересованных сторон, учит анализировать собственное поведение и наблюдать за деятельностью других людей в определенной производственной ситуации.

В некоторых учебных ситуациях более подходящим является использование так называемого «инцидента». Под «инцидентом» понимается наиболее простая конфликтная ситуация, возникающая в ходе реальной деятельности и требующая от руководителя оперативного решения. Слушателям без предварительной подготовки дается краткая информация о конкретном случае (инциденте), имевшем место в производственном процессе.

В рамках обучения студентов по направлению «Конфликтология» ставится задача формирования у них способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Обучающийся должен знать: объектную и предметную области теории коммуникации, место толерантности в науках о человеке, культуре и обществе; особенности межкультурной коммуникации; глобальные проблемы современности с точки зрения социума, этноса, конфессии и пр. Будущему специалисту важно уметь узнавать характерные варианты культурной динамики; классифицировать конкретные культуры по типам; использовать полученные знания в общении с представителями различных культур, учитывая особенности этнокультурного, конфессионального, социального контекста. Выпускник должен владеть методами и приёмами общения с представителями различных культур, учитывая особенности этнического, конфессионального, социального контекста; культурой диалога; навыками письменного и устного оформления результатов мыслительной деятельности.

В рамках изучения дисциплины «Межкультурные коммуникации в конфликте» при организации практических занятий по темам: «Культура и социокультурные системы», «Русская культура в контексте межкультурной коммуникации», очень полезно использовать метод «case study».

Метод обучения заключается в подробном, внимательном рассмотрении отдельного примера, случая (лат. «casus»), представляющего познавательный интерес. Казусные ситуации разной степени сложности, запутанности представляют собой краткий отчет об имевшем место в действительности факте настоящего или прошлого: судьба или поступок отдельного человека, какое-то общественное явление, историческое событие и пр. «Казус» применяется как исходный материал для постановки проблемы, решение которой предстоит искать и/или как источник знания, поддающегося обобщению.

У метода кейc-стади выделяют «семь основных образовательных целей, направленных на формирование практических навыков:

1)     принимать нужное решение исходя из поставленной задачи;

2)     мыслить последовательно и логически;

3)     проводить анализ и представлять его результаты в убедительной и обоснованной форме;

4)     выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к решению задачи;

5)     применять инструментарий аналитического и количественного анализа для решения поставленной задачи;

6)     перспективно решать поставленную задачу и демонстрировать свою компетентность в данном вопросе;

7)     эффективно использовать имеющиеся данные для разработки подробного и обоснованного плана действий или проведения тщательного анализа ситуации» [2].

Преподаватель может отталкиваться при постановке задачи от «случаев» из разных областей социальной практики: бизнеса, истории; легко пополняется имеющийся арсенал поучительными «случаями» из художественной литературы и близкой студентам реальности.

При разработке кейса преподаватель должен соблюдать следующие требования к его содержанию:

  1. В кейсе рассматривается конкретная ситуация, взятая за определенный период времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение этого времени. Ситуация может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо частную задачу.
  2. Кейс может быть составлен на основании обобщенного опыта, т. е. не обязательно отражать конкретную ситуацию. В тоже время, кейс должен содержать максимально реальную картину и несколько конкретных фактов. В этом случае изложение реальных и вымышленных событий улучшит его восприятие студентами.
  3. Как правило, информация, представленная в кейсе, носит ориентирующий характер. Поэтому для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые могли бы иметь место в действительности, что позволяет студенту не только фиксировать рассматриваемый случай, но и вникать в него для прогнозирования и демонстрации того, что пропущено в кейсе.

Хороший кейс рассказывает, как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой, хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания его главным действующим лицам. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей, так как во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс может включать цитаты из реальных источников (предприятий, организаций, компаний). Цитаты из реальных материалов (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные) добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят. Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т. п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.

Рекомендуется следующая последовательность работы подгруппы над кейсом: во-первых, записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе; во-вторых, выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы; в-третьих, по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору); в-четвертых, сформулировать общее мнение, которое будет являться решением поставленной цели.

Принятие решений в подгруппе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования: экспертных, которые основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы; аналитических, которые представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы.

С учетом перечисленных методов исследований модератор в подгруппе организует открытый обмен мнениями, активизируя способности каждого участника группы действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.

Эффективность процесса зависит от способности модератора координировать работу каждого участника подгруппы. При работе в подгруппе каждый участник должен придерживаться следующих правил: активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении; терпимо относиться к мнениям других участников; не прерывать других участников группы, давая им возможность полностью высказаться; не повторять уже высказанные мнения; не манипулировать неточными или неверными сведениями для того чтобы приняли его точку зрения; помнить, что каждый участник имеет равные права; не навязывать своего мнения другим; четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы). Выступление модератора должно быть в пределах десяти минут, а предварительно на доске записываются основные результаты работы. Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора. Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.

Если ответ студента логически выстроен и излагается на хорошем русском языке, он может быть высоко оценен. Студент свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины, ссылается на необходимые источники, свободно ориентируется в проблеме, аргументирует свою позицию, подкрепляет дополнительной информацией, демонстрирует свою эрудицию, тем самым дает исчерпывающие ответы на все вопросы, а также правильно решает задачу.

Метод «case study» как способ организации практических занятий способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, а также вырабатывать у студентов устойчивый навык решения практических задач.

Основной целью использования этого метода в учебном процессе является максимальная активизация каждого студента и вовлечение его в процесс анализа ситуации и принятия решений, а также для формирования навыка работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Итак, современная инфраструктура обучения – это среда, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества различных форм обучения.

Инновационными подходами в организации учебного процесса в вузе считаются практики моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия.