Full text

Роль и место активных методов обучения четко определены парадигмой современного образования. Сегодня аббревиатура АМО известна каждому преподавателю, никого не нужно убеждать в необходимости использования активных методов, их эффективности, этой теме посвящено значительное количество публикаций. Целью данной работы стала попытка обобщения использования активных методов обучения в высшей школе.

Известна древняя китайская поговорка: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Народная мудрость весьма емко отражает смысл обучения, основанного на практическом освоении полученных знаний.

Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто используют как синонимы, содержание их практически идентично, главным отличием между ними является «степень активности».

Активные методы обучения– способы и приемы педагогического воздействия, пробуждающие в студентах поисковую мыслительную активность, креативность, способствующие формированию компетенций на уровне «знать», «уметь» и «владеть».

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом [1].

Известно, что обучение реализуется через опыт, наблюдение, рефлексию, с помощью абстрактной концептуализации и активного экспериментирования. К предпочитаемым стилям обучения людей относят такие типы, как: деятельный, рефлектирующий, теоретический, прагматический. Английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд даже разработали Тест для выявления предпочитаемого стиля обучения (Honey Mumford Preferred Learning Style Test). В зависимости от предпочтений целесообразно применять разные формы и методы обучения.

Исследователи выделяют такие виды знания, как:

-          знание-знакомство (обучаемый знаком с теорией, но применять на практике ее не умеет);

-          знание-репродукция (может передавать знания, но практика дается с трудом);

-          знание-умение (приобретает способность решать практические задачи);

-          знание-трансформация (может продуцировать новые знания и претворять их в практической деятельности).

Естественно, что основной целью обучения является приобретение способности применения полученных знаний в практике. Еще в 60-х годах прошлого столетия Эдгар Дейл, дававший ученикам одни и те же знания, но различными способами, доказал, что имитация реального действия обуславливает 90% усвоения материала. Активные методы как раз призваны внести в процесс обучения элемент экспериментирования, результатом которого является приобретение нового опыта.

Применение АМО предполагает специальную подготовку преподавателей: психолого-педагогическую и технологическую. К правилам, обязательным для применения в организации работы с помощью АМО, следует отнести:

-          вовлеченность всех студентов в групповую деятельность;

-          оптимальный состав участников (не более 1520 чел.);

-          психологическое сопровождение со стороны преподавателя;

-          организация пространства;

-          принцип деления на группы (вначале работы – свободное деление, затем применяется случайная выборка).

Следует отметить, что применение активных методов не всегда может быть встречено с энтузиазмом. В большинстве своем студенты охотно откликаются на участие в активной работе. Но есть отдельные студенты с особенностями личностного развития, которым групповое взаимодействие и рефлексия даются с трудом. Преподаватель должен обладать психологической компетентностью, помогающей вовремя увидеть сопротивление к работе и применить техники снижения тревоги и негативных эмоций.

Сегодня формирование компетенций является основной целью обучения, и различные занятия формируют разные уровни компетенций. Лекции – «дают представление», семинары – формируют уровень «знать», практические занятия –уровень «уметь», практика формирует навык.

Что касается видов АМО, то их спектр довольно широк. Традиционно к активным методам обучения относят лекции, групповые дискуссии, деловые игры, кейс-ситуации и т. п. Одна из классификаций активных методов обучения представлена в таблице.

 

Классификация активных методов обучения (пример)

 

Не имитационные АМО

Имитационные АМО

Лекция проблемная

Неигровые

Игровые

Лекция пресс-конференция

Анализ конкретных ситуаций (кейсы)

Групповые дискуссии, техники «мозгового штурма»

Лекция-визуализация

Эссе

Игры: деловые, ролевые, организационно-деятельностные, метафорические и др.

Лекция-провокация

Контент-анализ документов

Эксперимент

Вебинар

Создание кейсов

Эвристические методы («Шесть шляп», «Стулья Диснея»)

Skype-конференция

Создание проектов

Модерация

Исследователи и практики продолжают искать и находить новые формы АМО с учетом меняющихся ценностей обучаемых, их мотивации и особенностей развития общества.

К традиционным формам лекций относят лекцию вводную, общепредметную, обзорную, методологическую, обобщающую и др. К лекциям с элементами активного взаимодействия относят лекцию-провокацию, лекцию-визуализацию и лекцию в формате пресс-конференции.

Лекция-визуализация предполагает включение в учебный процесс зрительных образов. Опубликованы данные об использовании в учебном процессе недавно разработанной и запатентованной базе данных «Конфиденциальное делопроизводство». Состоит она из двенадцати взаимосвязанных между собой веб- модулей. Модули учебной базы взаимосвязаны между собой, имеют строгую иерархию на основе гиперссылок [3].

Лекция-пресс-конференция отличается использованием при ее проведении ответов на заранее заданные преподавателю вопросы. Лекция-провокация развивает у студентов умения оперативно анализировать представленный материал, примерять на себя роли оппонентов, рецензентов, экспертов, вычленять верную и неверную информацию.

Многообразие форм групповых дискуссий позволяет варьировать их использование и мотивировать студентов к активному взаимодействию.

Выделяют такие виды дискуссий как: многоуровневые дискуссии, дебаты, дискуссию-ранжирование, круглые столы, заседания экспертной группы (панельная дискуссия), дискуссии в технике «Аквариум».

Интересно, что групповые дискуссии одновременно выступают и активным методом обучения и технологией, используемой при использовании других АМО.

Проведение Круглых столов целесообразно с привлечением опытных специалистов-практиков, что обогатит дискуссию разнообразием взглядов и точек зрения экспертов.

Технология «Мозгового штурма» предложена к использованию А. Осборном в 30-е годы в США. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования креативности в группе. Длится, как правило, 1.5-2 часа и предполагает принятие членами группы различных ролей («аналитиков», «генераторов идей»), помогающих взглянуть на проблему с различных сторон. Одной из разновидностей технологии является «брейнрайтинг» (записывание идей). Суть ее состоит в том, что генерирование идей происходит в письменной форме: участники записывают идею и передают листки с записями по кругу. Если в работе участвует шесть человек, то количество вариантов решения задачи составляет цифру 90.

Широкое распространение во многих областях (образование, управление) получили кейс-ситуации. Метод родился в Гарвардском университете в 1924 году как техника обучения с использованием реальных экономических и социальных ситуаций. Все кейсы можно разделить на три большие группы:

-          проверяющие конкретные навыки;

-          проверяющие ценности и взгляды;

-          проверяющие модели поведения и личностные качества.

Как отдельная технологи в АМО выделяется модерация (от лат. – регулирование, управление, руководство). Образовательная технология разработана в 1970-е годы в Германии и служит для вовлечения участников в процесс выявления затруднений, поиска решений и взаимообучения на основе имеющегося опыта.

Неотъемлемой частью АМО являются различные тренинги. При кажущейся простоте их применения не стоит забывать о том, что в основе метода лежат идеи Курта Левина, что обязывает преподавателя знать теоретические основы групповой динамики и уметь управлять ею.

Особое место в структуре активных методов обучения занимают всевозможные игры. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…». К видам деловых игр относятся игры имитационные, управленческие, исследовательские, организационно-деятельностные, метафорические, ролевые, проективные и др.

Деловая игра (ДИ) понимается как форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности.

В практике решения сложных комплексных проблем используется, например, Тавистокская модель тренировки групповых отношений, которая впервые была реализована в 1957 г. Совершенствуясь и развиваясь, эта модель дошла до настоящего времени и активно используется в международных и национальных инновационных программах. В России была впервые реализована оригинальная модель игры: организационно-деятельностная игра (ОДИ) под руководством Г.П. Щедровицкого. В целом, инновационные игры направлены на развитие, а не только на обучение, их структура гибкая, свободная, участники заранее ознакомлены с проблемой, ориентированы на выработку навыков действия в нестандартных ситуациях [4].

Дидактические игры предполагают использование занимательных заданий, включение элементов соревновательности, раздаточного материала типа «Психологическое» или «Математическое лото» и могут использоваться как вспомогательный метод для переключения внимания с изучения сложного материала.

Важно отметить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в ходе применения деловых игр:

-          возможность переноса личных отношений в процесс игры;

-          конфликты, возникшие в ходе игры, могут быть перенесены в реальную жизнь;

-          игровые ситуации могут быть использованы для решения некоторых личных проблем;

-          психологически неправильное вмешательство преподавателя может создавать проблемы для студентов и др. [5]

Одной из важнейших задач обучения является раскрытие творческого потенциала студентов, мотивация к поиску нестандартных решений возникающих задач. В данном контексте неоценимым ресурсом являются эвристические методы. К ним относят такие методы, как метод инверсии, свободных ассоциаций, ментальной провокации, использования метафор, синектики. Технологи и майндмэппинг (интеллектуальных карт), «Шесть шляп» Э. де Боно, «Стулья Диснея», «Контрольный список Осборна» хорошо описаны в литературе и широко используются практиками образовательного процесса.

Развитие интернет-технологий позволяет расширить спектр активных методов обучения. Все чаще используются вебинары, skype-конференции, социальные сети для взаимодействия преподавателей и студентов, ускоряя получение и обмен информацией.

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Подготовка и проведение вебинаров требуют наличия в университете программного обеспечения, например, некоторые вузы используют продукты российской фирмы TrueConf: TrueConfServer, TrueConfClient. Особенно такая технология актуальна для дистанционных форм обучения. К основным преимуществам такого обучения относят: удобные средства обучения и общения, широкие возможности групповой работы, интерактивное взаимодействие с преподавателем, оперативность взаимодействия и тестирование в режиме on-line.

Сегодня возникло новое понятие – геймификация. Можно определить геймификацию как использование компьютерных игр, игрового мышления в различных областях (образование, управление, медицина) для привлечения пользователей, их вовлеченности в решение прикладных задач через игру. Исследователи подсчитали, что количество геймеров (а к ним относят людей, проводящих за компьютерными играми 13 и более часов в неделю) занимает значительную долю в структуре населения разных стран [6].

Например, в США насчитывают 183 млн геймеров, в Китае-200 млн, Европе-100 млн. В России активных геймеров около 10 млн человек, однако число их постоянно растет. Психологи отмечают ряд положительных моментов в компьютерных играх: они создают идеальную среду для совместного решения проблем, в игре человек готов решать проблемы столько времени, сколько на это требуется, игра формирует навыки спокойного восприятия неудачи, целенаправленности в достижении цели. Компьютерные игры формируют умеренный оптимизм, повышающий мотивацию к продолжению деятельности. Геймер свободен выбирать персонаж, идентифицируясь с ним, ему доверяют некую миссию, в игре формируется способность обоснованно, быстро и самостоятельно принимать решения. Кроме того, через игру формируются особые социальные связи, позитивное чувство удовлетворения от выполнения достаточно напряженной деятельности. И, наконец, главное: формируется умение визуализировать конкретные действия и идеи, что позволяет знаниям немедленно трансформироваться в опыт, в том числе, за счет обратной связи в процессе игры.

В образовании накоплен некоторый американский и европейский опыт использования геймификации в обучении, в России упоминания об этом пока немногочисленны. Однако представляется обоснованным предположение о скором распространении методов геймификации (квесты и др.).

Актуальным направлением можно назвать внедрение в практику обучения методов арт-терапии, имеющей диагностический, коррекционный и развивающий потенциал. Арт-терапия понимается как метод, направленный на активизацию внутрипсихических ресурсов личности, в результате творческого осмысления происходящего при воздействии на мотивационную, эмоциональную, личностную сферу. Различные формы арт-терапевтических методов адекватны диагностике межличностных отношений, неосознаваемых мотивов и потребностей, отношения к труду, соответствия личных качеств профессиональной деятельности. К методам арт-терапии относят рисуночные методы, психодраму, сказкотерапию, коллажи, групповые фрески, скульптурное моделирование и многие другие.

Данные методы способствуют гармонизации отношений в группе, личностному росту, изменению качества сознания, развитию интуиции, творчества. Креативность в современных условиях можно назвать ведущей, ключевой компетенцией, наличие которой необходимо каждому отдельному человеку для самореализации [7].

Выводы

В настоящее время спектр активных методов обучения достаточно широк и все они находят свое применение в различных видах учебной деятельности университетов.

Современные условия диктуют необходимость большего применения новых видов активного взаимодействия в структуре «преподаватель-студент», таких как вебинары, skype-конференции, геймификация, арт-терапия и др.

Для использования активных методов обучения требуется специальная психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы, что может быть реализовано через курсы повышения квалификации по программе «Преподаватель высшей школы» и иным программам переподготовки.