Глобализационные процессы в целом определяют необходимость модернизации системы образования. Образовательные инновации выступают в качестве основного инструмента данных преобразований.
Объект исследования – инновации в образовании.
Методы исследования – исследования на основе системного анализа экспертных оценок.
Научную новизну исследования составляет анализ подходов зарубежных авторов к инновациям в образовании.
В настоящее время проблема внедрения инноваций в сфере образования представляет значительный научный интерес.
Эксперты Джули А. Ферст-Боу (Julie A. Furst-Bowe), проректор Университета штата Висконсин и Рой. А. Байер (Roy A. Bauer) в исследовании «Применение модели Болдриджа для инноваций в области высшего образования («Application of the Baldrige Model for Innovationin Higher Education) рассматривают инновации в качестве значимых изменений, приводящих к улучшению процессов и услуг образовательной организации, к созданию новых корпоративных ценностей [2].
При этом авторы выделяют в качестве главного критерия инноваций в образовании устойчивый характер инноваций, указывая, что многие образовательные учреждения считают себя инновационными. Однако в большинстве случаев инновации в образовании являются случайными. Лишь ряд образовательных организаций осуществляют контроль над результатами инноваций, которые влияют на качество образовательных услуг [2].
Людвиг Дж. Юсинг (Ludwig J. Issing), доктор философии, профессор Свободного Берлинского университета, куратор проекта ERASMUS и Хайке Шаумбург (Heike Schaumburg), профессор университета Гумбольдта в Берлине в совместной работе «Образовательные технологии как ключ к нововведениям в области образования» (Educational Technology asa Keyto Educational Innovation: State of the Art Report from Germany) считают, что недостаточно обеспечить образовательные учреждения технологическими новинками, внедрить онлайн и офлайн-курсы. По мнению данных авторов, необходимы глубокие системные и структурные изменения, которые будут сопровождать внедрение инновационных технологий в образовательной среде [4].
Гильермо Ороско-Гомес (Guillermo Orozco-Gomez), доктор образования Гарвардского университета, эксперт в области коммуникаций, разработчик ряда образовательных инновационных технологий в исследовании «Можем ли мы быть более креативными для того, чтобы расширить масштабы нововведений в области образования?» (Can we be more creative in thinking about how to scale up educational innovation?) предлагает относиться к образовательным инновациям как к творчеству (творческому процессу), на которое оказывает серьезное влияние история, традиции, идеология. Рассматривая понятие «инновация в образовании», эксперт предлагает выделять в образовательных инновациях помимо технического компонента еще и политический, культурный, бюрократический, социальный [3].
Кроме того, исследователь указывает, что ведущую роль во внедрении образовательных инноваций играет преподаватель, который является «посредником» между участниками инновационного процесса и «новыми инструментами» – инновационными технологиями.
Гильермо Ороско-Гомес (Guillermo Orozco-Gomez) также считает основным критерием инноваций «видимые и конкретные» положительные результаты [3].
В целом, несмотря на разность трактовок, можно выделить ряд общих признаков (критериев), позволяющих идентифицировать инновации в образовании: новизна, системность, прогрессивный характер, комплексность.
При изучении возможностей и перспектив внедрения инноваций в образовании эксперты выделяют ряд проблем (см. таблицу).
Проблемы внедрения инновации в сферу образования
Проблема внедрения инновации в сферу образования |
Возможности решения |
Эксперт, источник |
1 отсутствие институциональной основы (структура, кадры, финансы)
|
1. создание и развитие системы консалтинга в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции 2. совмещение в образовательной сфере преимущества академической и корпоративной школ |
Guillermo Orozco-Gomez Can we be more creative in thinking about how to scale up educational innovation? Journal of Educational Change, 2006 Issing Ludwig J, Schaumburg Heike Educational Technology as a Key to Educational Innovation: State of the Art Report from GermanyTech Trends, v45, no 6, pp. 23-28, 2001 Kinser Kevin Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University New directions for higher education, no. 137, Spring 2007
|
2. консервативность образовательной среды |
активное внедрение практически ориентированных инновационных технологий |
Bower Elizabeth A Barriers to Innovation in Continuing Medical Education Journal of continuing education in the health professions, 28(3):148–156, 2008 |
Источники: [1–5].
Известный эксперт в сфере инновационных форм высшего образования Кевин Кинсер (Kevin Kinser),старший научный сотрудник Института глобальных исследований политики в области образования в университете в Олбани, Университет штата Нью-Йорк в своей статье «Инновации в высшем образовании: анализ ситуаций в Западном Губернаторском университете) (Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University) выявляет специфику внедрения инновационных технологий на примере Западного Губернаторского университета (Солт Лэйк Сити).Рассматривая проблемы внедрения инноваций в образовании, Кинсер указывает в качестве основных инновационных барьеров: легитимность, деньги и технологии, которые преодолеваются на основе комплексного подхода [5].
Эксперты, в целом, выявляя ряд проблем при внедрении инноваций, приходят к выводам о необходимости сочетания традиционных и инновационных технологий в образовании при условии структурных изменений [1–5].