В современной России на первый план в системе высшего профессионального образования выходит личностно-ориентированная парадигма, подразумевающая индивидуальный подход к развитию интеллектуального и творческого потенциала личности [1]. В наш век непрерывного образования, когда на процесс обучения влияет ни что иное, как реалии общества, классические методы, где педагог видит в обучающемся объект своих направленных действий, а не коллегу, которому надо помочь развиваться, исходя из потребностей последнего, увы, не работают [2]. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных услуг [3].
Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода [4]. Индивидуальный подход служит инструментом преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, заданной образовательными программами и реальными возможностями обучающихся освоить их. Задачей преподавателя, в данном случае является правильное формулирование цели образовательного процесса как возможности формирования мотивации к организации собственного образовательного маршрута, исходя из личных качеств студента. Принцип индивидуализации образования предполагает наличие у учащегося права на выстраивание собственного содержания образования, собственной траектории образовательной программы [4].
Индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию. Необходимым условием индивидуализации является формирование индивидуальной позиции каждого студента относительно избранной профессии, а также способности к самоанализу, мотивации и рефлексии [5].
На кафедре микробиологии и вирусологии ТГМУ примером индивидуального подхода в образовании может служить организация учебного процесса второкурсников в одной из групп стоматологического факультета, где обучаются студенты из КНР. В первую очередь, для иностранных студентов нами была создана модель комфортной образовательной среды, в которой были учтены три вектора эффективного образовательного процесса [4]. Вектором социального расширения, в данном случае, послужило взаимодействие преподавателя по дисциплине «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» и иностранных студентов с преподавателем русского языка для иностранцев внутри вуза. На кафедре микробиологии был составлен тематический глоссарий с заданиями по каждой из 14 тем модуля «Общая микробиология» для стоматологов. Преподаватель русского языка прорабатывала глоссарий и задания со студентами за неделю до предполагаемого изучения темы.
В то же время между преподавателем микробиологии, иностранными студентами и их российскими однокурсниками выстраивался вектор антропологического расширения. Студентам было предложено разбиться на малые группы по три человека так, чтобы в каждой оказались один китайский и два русских студента. Группам было дано задание переработать определенный объем материала по теме занятия и представить его остальным в одной из предлагаемых форм: пересказ, презентация, схема или интеллект – карта с пояснениями, с условием активного вовлечения иностранных студентов в работу группы. К третьему занятию наблюдалось формирование навыков: перерабатывать и представлять информацию в понятной для других форме, взаимодействовать в группе с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого студента, а также заметно повысилась мотивация к изучению предмета через желание помочь товарищу, испытывающему трудности с пониманием и усвоением материала, что указывает на формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций при освоении дисциплины. В результате выстраивания двух вышеописанных векторов формировались эффективные взаимоотношения и взаимопонимание между преподавателем микробиологии и китайскими студентами в виде вектора культурно-предметного расширения.
В конце модуля «Общая микробиология» у студентов 201 группы СФ была проведена рефлексия об индивидуальном подходе и совместном обучении со студентами из КНР. Российским студентам был задан вопрос: «Как повлияло присутствие иностранных студентов в группе на Ваше восприятие предмета?» Из 11 человек, обучающихся в группе, шесть студентов отметили у себя развитие коммуникативных навыков и повышение уровня ответственности за ближнего, испытывающего затруднения, три человека почувствовали себя преподавателями в ходе взаимодействия в малых группах с китайскими студентами, их самооценка заметно повысилась. Два человека ответили, что благодаря тому, что приходилось объяснять другим, они сами лучше усвоили материал модуля. Также все студенты, как российские, так и китайские, отмечали повышение взаимного интереса к культуре и традициям своих государств. У китайских студентов возросла мотивация к изучению русского языка, освоению выбранной специальности, заметно повысились коммуникативные способности.
Индивидуальный подход, несомненно, может служить отправной ступенью к индивидуализации, что показывает проявление двумя российскими студентами из этой группы инициативы по созданию ими, под кураторством преподавателя, рабочей тетради по дисциплине «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» для студентов стоматологического факультета, используя вопросы, ситуационные задачи, синквейны, сказки с запланированными ошибками для формирования интереса к предмету у последующих групп студентов с учетом тех трудностей в усвоении материала, с которыми они сами столкнулись на занятии, и опыта их преодоления.
Таким образом, индивидуальный подход абсолютно соответствует практико-ориентированному подходу к результатам учебного процесса, в который обучающийся мотивированно включается в роли субъекта, что способствует всестороннему развитию личности. Индивидуальный подход способствует формированию индивидуальной позиции каждого студента относительно избранной профессии, а также способности к самоанализу, мотивации и рефлексии, что является шагом к построению индивидуальной образовательной траектории, а значит, к индивидуализации образовательного процесса.