Full text

Креативные процессы середины ХХ века оказали серьезное влияние на создание и развитие новой, креативной экономики и основного ее компонента – креативных (инновационных) индустрий. Креативные (инновационные) индустрии – западная разработка. Из этого следует, что основная часть рассмотрения данной темы производится на примере стран Запада. Таким образом, первостепенным становится изучение таких вопросов, как соответствие устоев и традиций и инноваций во всех аспектах человеческой жизнедеятельности.

В данный момент жизненные и культурные стереотипы непрерывно преобразуются. Основным градиентом такого развития становится улучшение уровня жизни и безопасности, развитие сферы услуг, в частности, в области их сервисного сопровождения. Данные цели могут быть достигнуты лишь в условиях инновационно-творческого способа решения этой проблемы путем создания и развития городских «креативных пространств» и проектов развития человеческого капитала. В наше время экономика городов и регионов становится все более зависимой от класса людей, занятых в области креативного и инновационного менеджмента. Нынешние города превращаются в центры создания и обмена не только идеями, но также и ресурсами – от свободы и политики до семьи и духовных ценностей. Таким образом, новая, инновационая политика преобразования городов и населенных пунктов образуется посредством поиска ресурсов, идей, способов создания и дальнейшего внедрения креативных видов деятельности и инноваций, а также поддержки и сохранения городского культурного наследия.

Чарльз Лэндри, один из основоположников творческой экономики, анализируя города с креативными секторами, отмечает, что они являются важнейшей областью сосредоточения социального и интеллектуального ресурса. Такие города порождают преимущества для культурных индустрий. Важнейшим аспектом становится креативная экономика, а также творческие индустрии в роли важнейшей составляющей экономики творческих муниципальных объектов. Таким образом, причиной успеха предприятия с творческим подходом к работе становятся способность гибко и обдуманно принимать решения и открытость инновациям

Концепция инновационно-креативного города связана с социальной политикой развития инфраструктуры города, экономикой города и региона, а также с культурой в области создания альтернативных разновидностей организации досуга. Единство принципов проектов по созданию творческих зон заключается в накоплении материалов для реализации различных инноваций во всевозможных аспектах: духовном, техническом и творческом. Однако важнейшей задачей остается сохранение традиции и невредимость исторически-важной инфраструктуры города. Анализ крупных программ по созданию и развитию городских креативных зон позволяет сделать вывод, что реализация данных программ ведет к улучшению показателей в области экономики, таких, как, например, открытие предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, совершенствование транспортных сетей и путей сообщения, а также увеличение объемов инвестиций.

Основная идея концепции креативных зон города заключается в том, что в условиях перехода к постиндустриальной (интеллектуальной) экономикке инновация в качестве результата человеческой жизнедеятельности становится важнейшим условием экономического процветания данных зон, а в дальнейшем городов и регионов. Однако концепции творческих зон являются достаточно ёмкими в плане времени: необходимо время для наблюдения за достижениями области инноватики, технологии, а также за интеллектуальным и человеческим капиталом.

Успешная методика воплощения проектов по созданию креативных зон в различных городах мира состоит из следующих аспектов:

  1. Привлечение творчески квалифицированных людей и формирование поликультурной среды города.
  2. Совершенствование городской инфраструктуры с помощью знаний ландшафтного дизайна, комплексное проектирование жилых районов, развитие социальных пространств, направленных на быстрорастущее многонациональное население.
  3. Организация и проведение крупномасштабных событий (на национальном и международном уровне): туризм, инвестиции, рынок труда.
  4. Направленность экономики на потребности внешнего рынка.
  5. Развитие креативных зон.
  6. Насыщенная культурная жизнь.
  7. Низкие цены на жилье.
  8. Значительное количество зон и пространств, неосвоенных в плане торговли и бизнеса.
  9. Направленность городского бюджета на развитие и привлечение частных капиталовложений.
  10. Наличие креативной социальной группы инноваторов и работников интеллектуального и творческого труда.

Философической основой концепции создания креативных пространств является теория развития крупных социальных комплексов. Цель технологии формирования креативно-инновационных зон города заключается в создании, реализации и развитии социально-экономических возможностей данных пространств, их творческого потенциала, а также как экономической единицы государства, основанных на осуществлении возможностей креативных зон в плане истории и возможностей. Реализация таких технологий состоит из следующих важных этапов:

  1. Исследование истории города и его социальной жизни, определение областей, пригодных для развития креативных зон.
  2. Создание идеологии команды исполнителей проектной идеи как синтеза полномочий, соответствующих основным аспектам реализации данного проекта.
  3. Обучение всех членов команды данным полномочиям.
  4. Установление социальных лидеров и результата из деятельности – социальной активности. Производится социально-экономическое исследование зон с высоким уровнем социальной активности для поиска социальных лидеров и определение дальнейших перспектив совершенствования данного сообщества.
  5. Разработка основной мысли развития проектной идеи. Определение бюджетных и административных механизмов реализации тем.
  6. Экономическая и юридическая экспертиза проектной работы (бюджет и легитимность).
  7. Также возможны прогнозирование, дальнейшее исследование и корректировка стратегии.
  8. Плановая политика проекта.

К городским пространствам инноваций мы причисляем не только объекты креативной индустрии, производящей творческие товары и услуги, но также и зоны, «в которых творческим людям будет комфортно создавать новые продукты». Таким образом, можно выделить следующие аспекты развития и проблемы управления креативных зон:

-          креативная зона как система технологических особенностей;

-          креативная зона как создание для удовлетворения социальных и жизненно важных потребностей;

-          креативная зона как мировоззренческий проект социальных отношений;

-          креативная зона как ценностно-целесообразный проект;

-          креативная зона как социокультурный проект;

-          креативная зона как система взаимодействия интеллектуальных и материальных ресурсов.

Фактически креативно-инновационные пространства должны не только притягивать ресурсы, но также и быть источником самых ценных на сегодняшний день капиталов – человеческого и ментального (интеллектуального). А основным видом деятельности представителей данных капиталов должна быть инновационно-креативная деятельность, направленная на благо творческих зон, самого города, его населения, а в дальнейшем и региона.

Таким образом, характерными чертами представителей креативного класса населения являются независимость, мобильность, свобода передвижений в пространстве (в компаниях и городах) в зависимости от созданных условий. Для инноваторов приоритетом становится не карьерный рост, успех и престиж, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие своего творческого потенциала и стимулов для продолжения деятельности. В социально-культурных процессах постоянно взаимодействуют два вида тенденций. На первый взгляд, происходит стериотипизация жизнедеятельности людей, в том числе и знаний, норм поведения, действий и даже мышления, однако, с другой стороны происходит преодоление и искоренение устоев, стремление к изменениям. Эти изменения в данном аспекте человеческой жизнедеятельности свидетельствуют о постоянной смене концептов, существенно расширяющих видение зон и пространств для культурного, общественного и креативного развития личности и социума.