Креативные процессы середины ХХ века оказали серьезное влияние на создание и развитие новой, креативной экономики и основного ее компонента – креативных (инновационных) индустрий. Креативные (инновационные) индустрии – западная разработка. Из этого следует, что основная часть рассмотрения данной темы производится на примере стран Запада. Таким образом, первостепенным становится изучение таких вопросов, как соответствие устоев и традиций и инноваций во всех аспектах человеческой жизнедеятельности.
В данный момент жизненные и культурные стереотипы непрерывно преобразуются. Основным градиентом такого развития становится улучшение уровня жизни и безопасности, развитие сферы услуг, в частности, в области их сервисного сопровождения. Данные цели могут быть достигнуты лишь в условиях инновационно-творческого способа решения этой проблемы путем создания и развития городских «креативных пространств» и проектов развития человеческого капитала. В наше время экономика городов и регионов становится все более зависимой от класса людей, занятых в области креативного и инновационного менеджмента. Нынешние города превращаются в центры создания и обмена не только идеями, но также и ресурсами – от свободы и политики до семьи и духовных ценностей. Таким образом, новая, инновационая политика преобразования городов и населенных пунктов образуется посредством поиска ресурсов, идей, способов создания и дальнейшего внедрения креативных видов деятельности и инноваций, а также поддержки и сохранения городского культурного наследия.
Чарльз Лэндри, один из основоположников творческой экономики, анализируя города с креативными секторами, отмечает, что они являются важнейшей областью сосредоточения социального и интеллектуального ресурса. Такие города порождают преимущества для культурных индустрий. Важнейшим аспектом становится креативная экономика, а также творческие индустрии в роли важнейшей составляющей экономики творческих муниципальных объектов. Таким образом, причиной успеха предприятия с творческим подходом к работе становятся способность гибко и обдуманно принимать решения и открытость инновациям
Концепция инновационно-креативного города связана с социальной политикой развития инфраструктуры города, экономикой города и региона, а также с культурой в области создания альтернативных разновидностей организации досуга. Единство принципов проектов по созданию творческих зон заключается в накоплении материалов для реализации различных инноваций во всевозможных аспектах: духовном, техническом и творческом. Однако важнейшей задачей остается сохранение традиции и невредимость исторически-важной инфраструктуры города. Анализ крупных программ по созданию и развитию городских креативных зон позволяет сделать вывод, что реализация данных программ ведет к улучшению показателей в области экономики, таких, как, например, открытие предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, совершенствование транспортных сетей и путей сообщения, а также увеличение объемов инвестиций.
Основная идея концепции креативных зон города заключается в том, что в условиях перехода к постиндустриальной (интеллектуальной) экономикке инновация в качестве результата человеческой жизнедеятельности становится важнейшим условием экономического процветания данных зон, а в дальнейшем городов и регионов. Однако концепции творческих зон являются достаточно ёмкими в плане времени: необходимо время для наблюдения за достижениями области инноватики, технологии, а также за интеллектуальным и человеческим капиталом.
Успешная методика воплощения проектов по созданию креативных зон в различных городах мира состоит из следующих аспектов:
- Привлечение творчески квалифицированных людей и формирование поликультурной среды города.
- Совершенствование городской инфраструктуры с помощью знаний ландшафтного дизайна, комплексное проектирование жилых районов, развитие социальных пространств, направленных на быстрорастущее многонациональное население.
- Организация и проведение крупномасштабных событий (на национальном и международном уровне): туризм, инвестиции, рынок труда.
- Направленность экономики на потребности внешнего рынка.
- Развитие креативных зон.
- Насыщенная культурная жизнь.
- Низкие цены на жилье.
- Значительное количество зон и пространств, неосвоенных в плане торговли и бизнеса.
- Направленность городского бюджета на развитие и привлечение частных капиталовложений.
- Наличие креативной социальной группы инноваторов и работников интеллектуального и творческого труда.
Философической основой концепции создания креативных пространств является теория развития крупных социальных комплексов. Цель технологии формирования креативно-инновационных зон города заключается в создании, реализации и развитии социально-экономических возможностей данных пространств, их творческого потенциала, а также как экономической единицы государства, основанных на осуществлении возможностей креативных зон в плане истории и возможностей. Реализация таких технологий состоит из следующих важных этапов:
- Исследование истории города и его социальной жизни, определение областей, пригодных для развития креативных зон.
- Создание идеологии команды исполнителей проектной идеи как синтеза полномочий, соответствующих основным аспектам реализации данного проекта.
- Обучение всех членов команды данным полномочиям.
- Установление социальных лидеров и результата из деятельности – социальной активности. Производится социально-экономическое исследование зон с высоким уровнем социальной активности для поиска социальных лидеров и определение дальнейших перспектив совершенствования данного сообщества.
- Разработка основной мысли развития проектной идеи. Определение бюджетных и административных механизмов реализации тем.
- Экономическая и юридическая экспертиза проектной работы (бюджет и легитимность).
- Также возможны прогнозирование, дальнейшее исследование и корректировка стратегии.
- Плановая политика проекта.
К городским пространствам инноваций мы причисляем не только объекты креативной индустрии, производящей творческие товары и услуги, но также и зоны, «в которых творческим людям будет комфортно создавать новые продукты». Таким образом, можно выделить следующие аспекты развития и проблемы управления креативных зон:
- креативная зона как система технологических особенностей;
- креативная зона как создание для удовлетворения социальных и жизненно важных потребностей;
- креативная зона как мировоззренческий проект социальных отношений;
- креативная зона как ценностно-целесообразный проект;
- креативная зона как социокультурный проект;
- креативная зона как система взаимодействия интеллектуальных и материальных ресурсов.
Фактически креативно-инновационные пространства должны не только притягивать ресурсы, но также и быть источником самых ценных на сегодняшний день капиталов – человеческого и ментального (интеллектуального). А основным видом деятельности представителей данных капиталов должна быть инновационно-креативная деятельность, направленная на благо творческих зон, самого города, его населения, а в дальнейшем и региона.
Таким образом, характерными чертами представителей креативного класса населения являются независимость, мобильность, свобода передвижений в пространстве (в компаниях и городах) в зависимости от созданных условий. Для инноваторов приоритетом становится не карьерный рост, успех и престиж, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие своего творческого потенциала и стимулов для продолжения деятельности. В социально-культурных процессах постоянно взаимодействуют два вида тенденций. На первый взгляд, происходит стериотипизация жизнедеятельности людей, в том числе и знаний, норм поведения, действий и даже мышления, однако, с другой стороны происходит преодоление и искоренение устоев, стремление к изменениям. Эти изменения в данном аспекте человеческой жизнедеятельности свидетельствуют о постоянной смене концептов, существенно расширяющих видение зон и пространств для культурного, общественного и креативного развития личности и социума.