В конце XX в. – начале XXI в. происходят изменения в сфере направленности образования, ориентирующие на творческое развитие человека и конкурентоспособность. Быть высокообразованным, эрудированным, творческим и готовым отвечать на вызовы времени требует современное общество.
Одним из приоритетов современного российского образования становится формирование и развитие индивидуальности обучающегося. Это происходит в образовательном процессе, который протекает в стенах вуза и иных образовательных учреждениях. Он предстаёт как гармоничное единство учебной и внеучебной деятельности. Учебная деятельность – один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике, то есть развиваться…Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащегося основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности [1]. Стоит отметить, что учебная деятельность трактуется неоднозначно. Например, учебная деятельность рассматривается как синоним учения, обучения. Также, учебная деятельность понимается как определённая форма активности сквозь призму познаний. В Российской педагогической энциклопедии приводится следующая трактовка понятия учебной деятельности: «Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия» [2]. Учебная деятельность подразумевает интенсивное усвоение знаний обучающимися или студентами с помощью учителей и преподавателей в учебных учреждениях. В трактовке направления Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [3]. Учебная деятельность включает в себя систему различных педагогических подходов и представляет собой совокупность методов, принципов, задач и условий. Прежде всего, это взаимодействие педагога со студентами, где они оба являются центром образовательного процесса. Данный процесс даёт возможность развития индивидуальности благодаря взаимосвязи с педагогом. Эта деятельность, результатом которой являются изменения внутри обучающегося, в нём самом. В ходе учебной деятельности во многом осуществляется профессиональное становление и развитие будущего специалиста через погружение в продуманную систему учебных курсов.
В последнее время достаточно часто поднимается вопрос о влиянии образовательного пространства на формирование творческой личности. Важно отметить, что понятия «среда» и «пространство» являются основополагающими педагогическими понятиями. Мы находим понятие образовательной среды в различных источниках. В энциклопедии профессионального образования мы находим следующую трактовку понятия образовательной среды: «Образовательная среда – совокупность внешних условий, в которых протекает повседневная жизнедеятельность индивида, рассматриваемая под углом зрения имеющихся в ней возможностей для его развития как личности. Термин имеет два значения: а) комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности; б) совокупность социальных, экономических, культурных и иных обстоятельств, в которых совершается учебная деятельность» [4]. В педагогике образовательное пространство интерпретируется не однозначно. Так, О. Леонова, раскрывая его как педагогическую реальность, существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей и осуществляются специальные виды деятельности разных систем (государственных, общественных, смешанных), связанных с развитием индивида и его социализацией [5].То есть, именно в образовательном пространстве происходит подробное осмысление выбора профессии, усовершенствование, как специалиста в данной отрасли, а также это место, которое несомненно способствует гармоничному развитию студента, как личности.При этом автор подчёркивает, что впервые о данном феномене в науке заговорили в середине 90-х гг. XX в.
Образовательное пространство является фактором осознанного взаимодействия человека с окружающим миром. Человек присутствует в образовательном пространстве, а в образовательную среду он только погружается, используя поток информации.
Мы можем утверждать, что образовательное пространство – это пространство, где происходят образовательные процессы. Образовательный процесс – педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения и воспитания в специально организованной среде с целью достижения ими (как минимум) заданного государственным стандартом уровня. Важно отметить, что в основе лежит образовательная деятельность, главной целью которой является формирование личности, индивидуальности [6].
Образовательное пространство – это целостная интегративная единица социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированная и имеющая свою систему координат, которые определяют возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах её становления [7]. В образовательном процессе человек развивает и формирует свою индивидуальность, ежедневно приобретая и накапливая опыт в различных сферах своей жизнедеятельности. Образовательное пространство подразумевает профессиональное взаимодействие педагога и студента, включая учебно-воспитательную работу. Образовательный процесс – учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направлен на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [8].
Профессионально-личностное становление и развитие обучающихся интенсивно осуществляется не только в учебной деятельности, являющейся основным видом деятельности для обучающихся высшего учебного заведения, но и во внеучебной деятельности, которая во многом способствует удовлетворению их потребности в реализации собственных различных талантов и интересов. Стоит отметить, что внеучебная деятельность осуществляется в свободное от учёбы время, где обучающийся по собственному выбору определяет для себя тот или иной вид занятия. Обобщив данную трактовку, мы можем сделать вывод о том, что образовательный процесс представляет собой единое целое двух взаимосвязанных понятий: обучения и воспитания.
Как отмечают исследователи, студенты, включаясь в многообразные виды внеучебной деятельности, не только «входят» в свою профессиональную деятельность, но и вступают в «новую ситуацию развития» (Л. С. Выготский), поднимаются на новые ступени своего духовного совершенствования [9].
Внеучебная деятельность – это поле общих интересов и неформального общения студенчества, это некая свобода действий студенческой молодежи, где они сами могут руководить некоторыми подготовительными процессами к факультетским и университетским мероприятиям, тем самым раскрывая себя совершенно с иной стороны. Внеучебная деятельность помогает будущему специалисту осознать мир, в котором он живет, людей, которые его окружают, воспринять эстетические ценности, оценить достижения науки, ценности бытия, гуманистическую сущность отношения к природе и т. д.
Участие обучающихся в проектировании внеучебной деятельности создает оптимальные условия для приобретения организаторских и управленческих навыков, раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития и самореализации личности. Следовательно, эта деятельность должна не формально организовываться, а действительно создавать условия для раскрытия творческой самореализации каждого студента [10].Для раскрытия сущности внеучебной деятельности необходимо обратиться к пониманию сути деятельности вообще.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов – действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Деятельность – основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях [11].
По Л. П. Буевой: «Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» [12].
«Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [13].
Мы остановились на трёх определениях, но и они позволяют сделать вывод, что деятельность является сущностью человеческой жизни, которая связывает людей воедино. Для человека деятельность представляет собой некое поле действий, где он в полной мере раскрывается творчески и которому он придает очень важный смысл. Категория деятельности отражает развитие человека, его работу над самим собой, его преобразование и его энергичность. Деятельность является осуществляемым процессом, а не мгновенным действием, так как чем больше длится деятельность, тем больше возможности для раскрытия всяческих талантов и способностей. При этом мы имеем ввиду, что сама деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, которая направлена на творческое преобразование человека, на совершенствование самого себя. Деятельность является сутьобразующим компонентом существования человека, так как он постоянно находится в обществе. Для студентов высшего учебного заведения основным видом деятельности является учебная деятельность.
Существует огромное количество различных видов деятельности: общественная, научная, педагогическая, учебная, внеучебная и т. д.
Что же касается внеучебной деятельности в вузе, то она должна стать логическим продолжением содержания учебных предметов. Необходимо создать образовательное пространство, наполненное многообразием отношений и связей, возможностей и выборов для развития личности студента и преподавателя, которые должны самоопределиться в разнообразных сферах деятельности, во взаимодействии с различными сообществами, стремиться к самоактуализации в социальном и культурном контексте.
В быстро меняющемся обществе происходит переосмысление опыта, накопленного предшествующими поколениями, создаются условия для развития многообразия, вариативного и качественного своеобразия всех образовательных элементов, то есть образование предстает как мультикультурное. Учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен культурными и субкультурными компонентами, что обеспечит духовно-нравственное становление студентов, развитие их креативности, культуротворчества. Этому способствует использование инфраструктуры вуза, микросоциума как условий для развития личности.
Поэтому попав в вуз, студент начинает новый этап жизни, который состоит из совокупности образовательных процессов. Он адаптируется к жизни вуза, знакомится с его устоями, обычаями и традициями, чтит их, вносит свой вклад в развитие университета, становится его составляющей. Но все это не представляется возможным без взаимоотношения «студент – преподаватель». Взаимоотношения «студент – преподаватель» в этом контексте строятся как субъект – субъектные, что ведет к формированию вузовского сообщества, приобщает студентов к профессиональным ценностям, стимулирует саморазвитие студентов. Создание условий для формирования способности к продуктивному действию (созиданию) – достаточно сложная задача, решить которую возможно лишь исходя из принятия ценностей гуманистического воспитания.
Обучению творческой личности в рамках учебной и внеучебной деятельности будет способствовать работа в индивидуальной, а в большинстве случаев и в коллективной творческой деятельности, где обучающийся анализирует собственное представление о тех или иных понятиях с совершенно иными мнениями по определённым проблемам, где в свою очередь, происходит постоянный круговорот действий, идей, информации.