Full text

Идеи здоровьесбережения возникли еще V–II вв. до нашей эры. В Древнем Риме в тот период появились валеотугенарии, которые отвечали за здоровье и работоспособность рабов. В то же время греческие ученые подтвердили необходимость и описали возможности закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

В педагогике впервые идею здоровьесбережения выдвинул Платон, которую развивали в дальнейшем ученые последующих поколений: Аристотель (идея природосообразности), Я. А. Коменский (принцип природосообразности), Ж. Ж. Руссо (природосообразность как следование природе ребенка), П. П. Блонский, П. Ф. Лесгафт, М. М. Пистрак, С. Т. Шацкий (идея «педагогизации среды» как возможность свободного физического и умственного развития).

Проблема сохранения здоровья учащегося волновала всегда. Школа как фактор риска рассматривалась специалистами еще с 1774 г.

Целенаправленно проблему сохранения и укрепления здоровья детей российское общество пытается решить еще с начала XX ека. С того времени, когда в 1904 г. вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника».

Л. С. Выготский в своих исследованиях подчеркивал, что главной задачей обучения является обеспечение условий (комфортных) для развития внутренних сил и возможностей ребенка.

О важности личности педагога в обучении – подчеркивал Д. Н. Узнадзе (концепция о так называемой «трагедии воспитания», поиск гуманистического подхода к ребенку).

Современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи говорили о необходимости гуманистического подхода (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). Этот подход предполагает вовлечение в него самого ребенка, где будут царить отношения сотрудничества, созданы условия для индивидуально-творческого развития, ситуация успеха для каждого ребенка и каждый ребенок должен иметь собственную жизнь и свой духовный мир. И как мы уже знаем, создание таких условий способствует активизации процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка и сохранению у ребенка здоровья [1].

В понятии «здоровье» мы можем выделить четыре, взаимовлияющие друг на друга, составляющие: здоровье психологическое, духовное, физическое и социальное. Каждая составляющая здоровья в разной степени влияет на формирующуюся личность. Здоровый и гармонически развитый ребенок прекрасно себя чувствует, получает удовольствие и удовлетворение от образовательной деятельности, стремится к познанию и самопознанию, овладевая не только учебными знаниями, но и сокровищами культуры.

В исследованиях ученых (Л. Е. Борисовой, В. Н. Касаткиным, И. В. Кругловой, В. И. Ха­ритоновым и др.) была представлена проблема здоровьесбережения в обучении.

Понятие «здоровьесбережение» в науке рассматривается как ценность, система, процесс и результат (взгляд на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М. М. Яловенко)).

С. Г. Палий определяет здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс как «...специально организуемый и управляемый процесс, охватывающий... весь школьный коллектив, выполняющий разнообразные функции в условиях разных структурных подразделений» [2].

Здоровьесбережение мы рассматриваем как комплекс характеристик, включающих: психическое здоровье, физическое здоровье, и благоприятную социально-психологическую среду.

Здоровье детей является предметом первоочередной важности в любом обществе вне зависимости от социально-экономических и политических ситуаций. Здоровьесберегающее образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета общества так как от этого зависит будущее государства, генофонд, научный и социально-экономический потенциал общества.

В программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. сформулирована цель:

-          обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

-          повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [3].

Это становится возможным в современной системе образования при условии:

-          организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, мотивирующей учащихся к здоровому образу жизни;

-          создания гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания;

-          обеспечения сквозного психолого-педагогического сопровождения в течение всего процесса образования: дошкольного, начального основного общего и среднего (полного) общего, для развития и самореализации любого ребенка.

Появление и обострение в настоящее время различных проблем, способными, с введением новых образовательных стандартов, реформированием государственной образовательной системы, вызывать деструктивное поведение и порождать появление депривации в процессе обучения, и тем самым отдалять ребенка от удовлетворения жизненно важных и личностно значимых потребностей, противоречит принципам гуманизации образования: создание условий для максимального развития индивидуальных возможностей ребенка, предоставление каждому обучающемуся возможности получения качественного образования, психолого-педагогического сопровождения на всем протяжении обучения.

В современных исследованиях отмечается, что полноценное развитие ребенка возможно осуществить в условиях образовательного процесса, если обеспечить психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку.

Глубокий смысл состоит в идее общего пути, времени и пространства, активном взаимодействии, межличностных отношениях между субъектами, оказании необходимой помощи в преодолении возникающих трудностей, обеспечении динамики развития сопровождаемого ребенка. Также важно отметить, что и родители ребенка, и педагоги являются субъектами проблемы развития.

Необходимость построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения в системе образования, как условие здоровьесбережения, определяет концепция модернизации российского образования. Была выделена приоритетная цель, заключающаяся в обеспечении высокого качества российского образования, которое не сводится только к набору знаний и навыков, обученности ребенка, но и к формированию у него компетентностей, к удовлетворению его ключевых потребностей: сохранение здоровья, развитие адаптивных возможностей, безопасность, поддержка, общение, признание, успешность, самореализация, саморазвитие и др.

Следует отметить, что важным и ключевым моментом модернизации современной системы образования становится, создание сквозных условий сопровождения для развития и самореализации любого ребенка на всех уровнях образования: дошкольном, начальном основном, общем и средним (полным) общим.

Многоаспектность и неоднозначность понятия «сопровождение» представлена в исследовательских работах ученых разных наук: педагогики, психологии, социальной педагогики и психологии (Е. И. Казакова, Г. Н. Осухова, М. И. Рожков, О. И. Сдобникова, Л. М. Шипицына, Т. В. Фуряева и др.).

Но важным будет то, что их объединяет идея общности пути, пространства и времени, межличностных отношений между субъектами, совместных действий и активности взаимодействия, взаимопомощи в преодолении каких-либо трудностей, обеспечение динамики развития сопровождаемого.

Что позволяет значительно усилить эффективность организации учебно-познавательной деятельности (с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося), облегчить и сделать усвоение учебного материала более качественным, интересным. У ребят появляется собственная потребность в знаниях, повышается творческая активность, снижается или уходит страх, тревожность, улучшается самочувствие.

Внедрение программно-методического комплекса «Здоровьесбережение учащихся в непрерывной системе предшкольной подготовки и начальной школы» в образовательный процесс предшкольной подготовки и начальной школы позволяет сохранять как физическое, так и психическое здоровье, создавать благоприятную социально-психологическую среду, а также обеспечивать психолого-педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: родителей, учителей, медицинских работников, психолога, на консультативно-просветительной основе.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в опоре на здоровьесберегающие технологии, сопровождение ребенка на каждом возрастном этапе (от дошкольного до старшего школьного возраста) является необходимым условием для успешного развития, обучения и воспитания на разных уровнях образования.

Можно выделить составляющие, которые обеспечивают полноценное развитие ребенка в процессе образования на всех ступенях жизни:

-          учет и реализация возрастных и индивидуальных способностей и возможностей: психофизиологических и социально-личностных;

-          реализация возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

На достижение более высокого качества учебных результатов и результатов социализации направлена модернизация образовательных программ в системах дошкольного, начального основного общего и среднего (полного) общего образования детей.

Ребенок решает определенные задачи, приходя в образовательную организацию и погружаясь в образовательную среду. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного и динамичного развития его индивидуальных возможностей и способностей.

Дошкольное учреждение, являясь первым звеном системы образования и фундаментом для последующего обучения детей, успешного усвоения ими новых знаний, умений и формирования компетенций, может обеспечить своевременное развитие ребенку.

В возрасте 3–7 лет, в настоящее время, у ребенка наблюдается формирование ключевых качеств, важных для современного общества, таких как способность к поиску знаний, креативность. Поэтому в современной модели образования предусмотрено использование эффективных и здоровьесберегающих технологий развития у детей грамотности, воображения и других базовых способностей. Технологии, в том числе и здоровьесберегающие, используемые в образовании, способны обеспечить каждому ребенку раннюю позитивную социализацию, успешную адаптацию к школе, и как следствие – снижение появления депривационных зон, воздействия депривационных факторов при переходе в начальную школу. Важно помнить, что еще до поступления в школу ребенок потеряет желание учиться, если будет сохраняться чрезмерная нагрузка, и не будут использоваться современные технологии развития и воспитания ребенка.

Л. С. Выготский одним из первых высказал мысль о том, что готовность к школьному обучению определяется не столько количественным запасом представлений, сколько умением обобщать и дифференцировать предметы в соответствующих явления и категориях окружающего мира, уровнем развития познавательных процессов, а также – исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть [4].

В исследованиях ученых отмечается, что к будущим первоклассникам (а это возрастной кризис семи лет), предъявляются повышенные требования: наряду с умением связно пересказывать текст и выразительно рассказывать стихи, еще и писать, считать, читать, а это главная и приоритетная часть содержания образовательной программы начальной школы, а не дошкольного образования. Подтверждение этому мы находим во второй волне мониторинга, проведенного в 2008 г. и выявившего тревожные тенденции – «явная перегрузка преддошкольного образования, стихийное и неконтролируемое развитие различных обучающих программ для дошкольников, утверждение негласной нормы – требования, во что бы то ни стало научить ребенка читать и писать до поступления в первый класс» [5].

Таким образом, уже на входе в начальную школу формируется значительная «зона депривации». Современная система дошкольного образования на данном этапе не может решить возникающих в этой зоне проблем, а, напротив, усугубляет их (психологи констатируют сильный рост демотивированности и школьной тревожности у детей, поступающих в первый класс после предшкольной подготовки в нулевом классе) [6].

В исследованиях ученых (Л. Н. Бережновой, С. В. Ваторопиной, Л. А. Кумарина, Л. А. Ядвиршис и др.) отмечается, что ребенок теряет желание учиться, отчуждается от процесса обучения не только в старшей школе, но уже и в начальной школе. Повышается вероятность попадания ребенка в депривационную ситуацию, так как «зона депривации» далеко не единственная «зона» на стыке дошкольного образования и начальной школы. Это проблема появляется из-за несоответствия требований, предъявляемых к младшему школьнику – они завышены, этот связано с появлением новых школьных предметов, с сильным усложнением содержания классических дисциплин. Но может быть, современный младший школьник появившиеся перегрузки сможет преодолевать без проблем для своего психофизиологического, личностного развития и здоровья, и он готов к такому темпу обучения [6].

Множественные исследования психологов и педагогов показывают обратное – не все дети, приходящие в школу, могут осваивать, в предусмотренном для этого темпе, общеобразовательные программы. Л. С. Выготский и Ж. Пиаже, утверждали, что ребенок – это не маленький взрослый, и у него иная логика, и другое, не такое, как у взрослых, восприятие окружающего. По сути первоклассник – это еще дошкольник, который, приходя в школу уже мотивирован на учебу, имеет свое определенное представление о замечательном интересном мире, образе хорошего ученика, с эмоционально-положительным отношением к школе, стремлением соответствовать. Формированию представления о себе как ученике способствует учеба в первом классе.

Старший школьный возраст – может также приводить к отчуждению. Несформированность таких процессов, как собранность и внимание, умение управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки, устойчивая работоспособность, высокий уровень мотивационного развития, стойкий познавательный интерес, хороший самоконтроль, ответственность и самостоятельность будет неизбежно приводить к перегрузкам, перенапряжению, утомлению организма, трудностям в усвоении знаний, формированию компетентностей. А это не позволит школьнику быть успешным в обучении, многократно повышая риск возникновения депривации, отчуждения в образовательном процессе. Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: отвержения, одиночества, чувствах обособленности, потере Я и пр. Оно появляется и в начальном звене обучения [7].

В своих исследованиях Л. Н. Бережнова выделяет следующие причины, приводящие к депривации в образовательном процессе: недостаточность разработки подходов к научно обоснованной дифференциации обучения, способствующей саморазвитию ученика как субъекта жизнедеятельности; слабая разработанность механизма дифференциации педагогической поддержки, обеспечивающей возможности реализации личностного потенциала ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и ведущими потребностями; неготовность учителя к работе с родителями учащихся, ориентированной на укрепление позиции ребенка в семье, на перенос родительской активности, направленной на поддержку ребенка в образовательном процессе [8].

Причины и депривационные факторы, как видно из вышесказанного, приводят к отчуждению от обучения. Нарушение преемственности между уровнями системы образования является одной из таких причин.

Рассматривая проблему преемственности на разных этапах образования, следует отметить, что в двух ключевых точках она стоит наиболее остро – момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена в школьное) и период перехода учащихся из начальной школы в основную.

Преемственность как проблема возникает в результате нескольких причин. Первая, это недостаточно плавное, даже скачкообразное содержания обучения, которое при переходе с одного уровня образования на другое приводит к снижению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Вторая, обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Благоприятно влияет на формирование умений и навыков образовательной деятельности, самосовершенствование и саморазвитие личности ребенка сопровождающее взаимодействие. Конституцией РФ, Законом «Об Образовании» определено, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учеников, а также правильно организованным здоровьесберегающим обучением, формирование у обучающихся готовности к самостоятельному учебному труду, развитие творческих способностей, мотивирование к инновационному поведению, социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.

Формирование у педагогов нового взгляда на школьное образование (как фундамент всего последующего обучения) с учетом специфики и самоценности ребенка, его возрастных психофизиологических и личностных особенностей, позволяет обеспечивать качественно новый, высокий уровень подготовки ребенка к обучению в школе [6].

Современные тенденции системы здоровьесберегающего образовательного пространства диктует необходимость изучения вопроса удовлетворения ключевых потребностей детей: успешность, безопасность, поддержка, общение, признание, саморазвитие, самореализация, развитие адаптивных возможностей, сохранение здоровья и т. д. А также сквозного психолого-педагогического сопровождения в системе здоровьесберегающего образования, обеспечивающее высокое качество российского образования.