Психическое (психологическое) здоровье человека относится к категории наиболее интересных, сложных и не потерявшей свою актуальность проблем. Многие ученых занимались изучением проблемы психического здоровья: А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. В. Давыдова, И. В. Дубровина, А. В. Петровский и др. Психическое здоровье – это не только душевное здоровье, но и прежде всего личностное. Оно является обязательным условием полноценного развития ребенка на протяжении всей его жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, развиваются ее главные свойства: психическое и физическое здоровье, а также нравственный и культурный потенциал. Психическое здоровье, с одной стороны, является важнейшей составной частью адаптации ребенка, а с другой – его жизненных сил [1].
Проблема психического здоровья вызывала и вызывает интерес у множества экспертов из различных областей науки: психологов, философов, медиков и т. д. На сегодняшний день существует множество подходов в решении этой проблемы. Понятие «психическое здоровье» неоднозначно, оно как бы соединяет в себе психологическую и медицинскую науки. Так, в словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» вовсе нет, а есть только понятие «здоровье». Здоровье – состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Стоит также отметить, что понятие «психическое здоровье» обширно используется как в медицинской литературе, так и в практике. Однако при всем при этом, состояние психического здоровья объясняется с точки зрения условий психосоциального развития малышей [2]. Так в «словаре по социологии» есть трактовка понятия «здоровья населения», которое имеет несколько значений:
- Обычное состояние организма, характеризующееся его гармонией с внешним миром, а также отсутствием болезней;
- Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов и т. д.
Понятие «психическое здоровье» было введено Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В психологическую литературу термин психического здоровья пришел сравнительно недавно. Практически в каждом словаре отсутствует понятие «психическое здоровье». Первым кто попытался определить данное понятие с точки зрения психологии был А. В. Петровский. По его мнению, психологическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [2].
А. Маслоу утверждает, что такие нарушения психического здоровья как неврозы и психозы, есть последствия неправильного развития личности. По его мнению, психически здоровые личности – это люди, с высоким уровнем самореализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности. Он также считает, что уважение окружающих, независимость, человеколюбие, креативность, являются показателями психического здоровья.
С точки зрения В. Э. Пахальян «психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе».
По мнению О. В. Хухлаевой, психологическое здоровье – комплекс индивидуальных характеристик, являющихся предпосылками устойчивости к стрессам, социальной адаптации, успешной самоактуализации [3].
Изучив большое количество подходов к понятию психического здоровья остановимся на определении А. В. Петровского, как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Дошкольный возраст является ключевым в качестве закладки основных составляющих психологического здоровья взрослого человека. Поэтому важно сохранить психологического здоровья в детстве. Все же, данные статистики в этой сфере неутешительны. Так, по данным А. И. Захарова, каждый четвертый ребенок в возрасте от 1 до 3 лет имеет существенные отклонения в психологическом здоровье по разным причинам. А в дошкольном возрасте – уже каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка.
Все вышесказанное определяет актуальность изучения проблемы психологического здоровья детей. Исходя из этого целью настоящей статьи является раскрыть влияния креативности на психологическое здоровье дошкольников.
Психическое здоровье детей рассматривается в соответствии со следующими критериями: психическим состоянием, свойствами личности, а также психическими процессами. Одним из психических состояний, содействующих сбережению здоровья является креативность (творческая способность).
Термин «креативность» происходит от латинского слова creatio, что в переводе означает «создание», «сотворение» [4].
На данный момент существует множество точек зрения на понятие креативность как в педагогике, так и в психологии. В большинстве случаев в психолого-педагогической литературе термин креативность объединяют с термином творчество, изучается как личностное свойство.
Так в педагогической литературе под креативностью В. А. Сластенин понимает способность к генерированию оригинальных идей, принятию необычных решений, созданию чего-то нового, а именно новых продуктов творческой деятельности.
В то время как в «психологической литературе» креативность понимается как общую творческую способность, процесс изменение уже имеющихся знаний. Наряду с этим ученые говорят, что креативность имеет тесную связь с воображением (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев и др.) [5].
Так Д. Б. Богоявленская описывает креативность, как способность не просто мастерски осуществлять всякую деятельность, но также способность параллельно изменять ее.
В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова (2008) определяют креативность как личностные качества творческого человека, связанные с созданием им новых продуктов.
С точки зрения Э. Фромма, креативность – это способность в неординарных обстоятельствах находить верное решение, направленность на изобретение чего-то нового и необычного.
Ф. Вильямс рассматривает креативность, как свойство личности, выражающуюся в способности генерировать оригинальные идеи, отказываться от общепринятых схем, быстро решать проблематичные ситуации.
По Е. Торренсу, «креативность – это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению».
Ведущими критериями креативного уровня психологического здоровья являются нижеследующие:
- склонность к рефлексии;
- склонность к самореализации;
- склонность к дружбе и любви.
Особый интерес на сегодняшний день вызывает проблема, связанная с влиянием креативности на здоровье детей. Креативность дает возможность ребенку сберечь не только психическое здоровье, но и оказывает помощь в достижении целей и борьбе с препятствиями, возникающими на пути.
Развитие креативности во многом зависит от того в каком окружении находятся дети – в неизменном, постоянном, однообразном или же, напротив, в динамичном, нестандартном, оригинальном, меняющемся [6].
А. Маслоу отмечал, что ухудшение показателей креативности по мере взросления связано с воспитанием детей в императивной среде. В. Н. Дружинин также подчеркивал, что общество привыкло к неизменности, стабильности и следованию правил, в то время, как креативность подразумевает независимость и самостоятельность в действиях. Лишь специально организованная среда, с точки зрения автора, может стимулировать развитие креативности.
Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Флерина, С. Л. Новоселова и др., также утверждали, что на формирование творческих способностей дошкольников в большей степени оказывает влияние предметно-развивающая среда в ДОУ.
Предметно-развивающая среда – это специально организованное пространство, которое способно обеспечить социокультурное развитие ребенка и развитие его способностей [7].
С точки зрения ученых, предметно-развивающая среда должна формировать условия для творческой деятельности. Она должна подталкивать детей к игровой деятельности, развивать воображение и т. д.
По мнению И. А. Липчанской обязательным условием в создание предметно-развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель. Необходимо, чтобы педагог в процессе работы с детьми придерживался принципа: «Не над детьми, а вместе с ними!». Цель педагога – способствовать формированию ребенка как личности. Все это подразумевает решение следующих задач: формирование у ребенка доверительного отношения к миру, ощущения счастья существования (психологическое здоровье); развитие основ личности (социокультурное развитие); формирование личности ребенка. В процессе работы педагог должен избегать строгого регламента, занятия должны проходить в свободной и интересной форме, дети должны почувствовать свою сопричастность к процессу деятельности. Педагог должен исходить из интересов прежде всего ребенка.
Самое главное, чтобы дети ощущали себя абсолютно безопасно и уютно в предметно-развивающей среде, чтобы они могли реализовать творческие идеи, а также изучать и менять среду на свое усмотрение.
Главными аспектами в создании креативной среды выступают:
- присутствие позитивного креативного образца (прежде всего на развитие творческих способностей большое влияние оказывает взаимодействие детей с взрослыми, имеющих развитые творческие способности);
- формирование условия направленных на подражание креативному поведению;
- создание благоприятной атмосферы для практических занятий;
- исключение строго регламента занятий.
Н. Н. Поддьяков говорил, что творчество в дошкольном возрасте надлежит понимать, как механизм формирования деятельности детей; увеличение знаний, умений, навыков; развития личности. Л. С. Выготский придерживается той же точки зрения: он утверждает, что важность творчества заключается не в продукте, а в процессе.
Н. А. Ветлугина отмечает, что формирование творческих способностей идет от копирования действий взрослого к стремлению собственным силами перенести полученный опыт в повседневность, а далее к творческой активности. Ребенка как творца характеризует группа качеств. Это отыскивание нетрадиционных путей решения проблем, изъявление желания использовать усвоенные способы действий в отношении нового предмета и т. д. Одним из основных условий формирования креативной личности выступает право на независимость. Педагогу необходимо сделать обычную деятельность творческой, ставить детей в условия художественного поиска, требующего активации творческих способностей. Еще одним главным условием является необходимость создания содержательно-насыщенной среды дошкольного учреждения, она должна способствовать возникновению и формированию познавательного интереса, эмоций, чувств ребенка.
Также взрослые должны поощрять самостоятельность детей в процессе творческой и интеллектуальной работы, но в то же время помогать в случае неудачи малышей и радоваться их достижениям. У детей в процессе занятий должно сформироваться чувство защищенности, доверительного отношения к взрослому.
Чуткое и заботливое отношение к процессу и результату деятельности детей, является одним из условий «высвобождения» творческих возможностей личности. Опосредующим требованием усовершенствования творческих способностей выступает элемент обучения, в ходе которого развиваются нужные во всякой деятельности знания, помогающие на начальных этапах творческого процесса.
Согласно ФГОС образовательная деятельность в ДОУ должна строится, прежде всего, исходя из интересов ребенка, необходимо сформировать условия для реализации творческого потенциала детей в процессе их воспитания и обучения, а именно в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
На данный момент многие педагоги еще не способны в полной мере сформировать необходимые условия для реализации творческого потенциала дошкольников. По результатам исследования направленных на изучение состояния работы по развитию креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений проведенной Л. Н. Прохоровой, главными причинами неудовлетворительной работы по развитию креативности дошкольников служат недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, недостаточный уровень развития творческого потенциала воспитателей ДОУ, а также отсутствие соответствующего методического обеспечения.
Также среди проблем нынешнего образовательного процесса, препятствующих эффективности решения вопросов творческого развития личности можно назвать следующие:
- обращение к личностно-ориентированной модели воспитания еще не полностью завершен, при всем при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка, удерживать выражение самостоятельности и оригинальности в пределах педагогических задач и пр.;
- несовершенное владение технологией развития творческих способностей и, как итог, оценка главным образом продукта детского творчества, а не динамики его развития [6].
Таким образом, анализ литературы помог определить, что имеется тесная связь между психическим здоровьем и креативностью. Психическое здоровье детей рассматривается в соответствии со следующими критериями: психическим состоянием, свойствами личности, а также психическими процессами. Одним из психических состояний, содействующих сбережению здоровья, является креативность (творческая способность) Креативность дает возможность ребенку сберечь не только психическое здоровье, но и оказывает помощь в достижении целей и борьбе с препятствиями, возникающими на пути. Большое значение на развитие креативности оказывает предметно-развивающая среда, которая должна быть интересной и насыщенной. Образовательная среда должна строится исходя из интересов ребенка, а именно в форме игры, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а значит, интересна дошкольникам. Правда на данный момент многие педагоги не способны в полной мере сформировать необходимые условия для реализации творческого потенциала детей, из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности и т. д.