В современной дошкольной педагогике проблема гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек разработана недостаточно многоаспектно. На протяжении длительного времени в психолого-педагогических исследованиях присутствовало только «дети», «дошкольники», но не мальчики и девочки. Все, что связано с характеристикой гендера – представления, интересы детей, особенности их поведения – практически не находило отражения в научной и методической литературе. Все это привело к тому, что у мальчиков и девочек не формировались качества мужественности и женственности, необходимые для создания в будущем крепкой и дружной семьи. Вместе с тем, необходимость гендерного воспитания является одним из главных условий эффективности формирования личности ребенка-дошкольника.
Термин «гендер» был впервые введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж. В. Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. Современная научная трактовка термина «гендер» подразумевает такие направления в изучении института человека, которые позволяют увидеть особенности женского и мужского начал в эволюции социума. В понятие «гендер» входит комплекс социальных и культурных представлений, возникающих на основе половых различий, вся сумма накопленных человечеством культурных традиций, с помощью которых определяется сознание и модели поведения.
Гендерные исследования имеют некоторые особенности. В первую очередь надо отметить их междисциплинарный характер: данные исследования ведутся на базе истории, социологии, психологии, педагогики, психолингвистики и т. д. В современном исследовании гендерных проблем наблюдается тенденция к слиянию сугубо гуманитарных и естественнонаучных областей знаний.
О. А. Воронина, директор Московского центра гендерных исследований, отмечает, что современная социальная наука различает понятия «пол» и «гендер». Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами.
Помимо биологических отличий между людьми, существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием, в другом может определяться как женское. Таким образом и возникло понятие гендер, означающее, по мнению О.А. Ворониной, совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть не только биологический пол, но и социокультурные нормы определяют, в конечном счете, личностные качества и модели поведения [6].
В связи с этим, гендерное воспитание ставит своей целью формирование в ребёнке с дошкольного возраста мужественности или женственности, которые помогут детям в будущем выполнять свои социальные обязанности. Главное в гендерном воспитании, при этом, – это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания.
На основании исследований Л. А. Арутюновой, Л. В. Градусовой, Е. А. Кудрявцевой, Н. В. Ледовских, Т. А. Репиной, Н. Е. Татаринцевой нами поэтапно была реализована педагогическая деятельность по формированию гендерного поведения у детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе стояла образовательная задача дать детям определенный багаж знаний, на основе которого складываются представления о сущности качеств мужественности и женственности.
Данную задачу мы решали средствами детской художественной литературы. Следует помнить, что, воспринимая художественный образ литературного героя, его взаимоотношения с другими персонажами, дошкольник анализирует положительные или отрицательные поступки, эмоционально переживает события, принимает или отвергает конкретную модель поведения.
В связи с этим, была осуществлена специальная подборка художественных произведений, которая использовалась для формирования у мальчиков представлений о стойкости, смелости, готовности защищать Родину, оказать помощь слабым; у девочек – представлений о таких качествах как заботливость, мягкость, миролюбие, терпимость к недостаткам других и др.
В подборку произведений для мальчиков были включены рассказы героического содержания Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина», поэма С.В. Михалкова «Дядя Степа», стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», книга Б.П. Житкова «Храбрость» и др. Эти произведения дают возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины; вызывают чувство восхищения их мужеством, желание подражать им.
В беседах с детьми подчеркивалось, что защитники Отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпеливость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу. Особое внимание акцентировалось на смелости, находчивости, ответственности героев литературных произведений.
Не следует забывать и о русском фольклоре. В былинных сюжетах о доблестных подвигах русских богатырей и в русских народных сказках героического содержания мужественный герой совершает смелые героические поступки, спасает попавших в беду, защищает слабых. Ребенок, воспринимая такие пословицы, как «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Без смелости не возьмешь крепости» и др., перенимает мужские модели поведения.
Самый любимый персонаж детской литературы для дошкольника – это ребенок-сверстник, которому можно мысленно содействовать, брать с него пример, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. В связи с этим, для формирования представлений о мужественности нами использовались произведения о мальчиках, проявляющих смелость, решительность, находчивость. Произведения О. Яковлева «Наш Андрейка», Г. Мямлина «Самый смелый», А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» оказались ближе пониманию ребенка. Герой Агнии Львовны Барто Вовка – «парень лет пяти» – убеждает маленьких читателей, что для совершения добрых дел совсем необязательно ждать, когда подрастешь. И дети постигают этот нравственный урок не умом, а сердцем.
Во время аналитической беседы детям разъяснили, что женщине, девочке, необходимо уступать место, оказывать помощь, оберегать от неприятностей. «Девочка – это будущая мама. Проявляя уважение к ней, ты оказываешь уважение всем мамам», – рассказывал педагог мальчикам.
Для формирования представлений о женственности мы использовали произведения, которые способствовали формированию у детей собирательного положительного образа девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. С этой целью детям читали русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», литературные сказки В.Ф. Одоевкого «Морозко», А. С. Пушкина о царе Салтане и о мертвой царевне, Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» и «Дикие лебеди», Ш. Перро «Золушка», стихотворения А. Барто «Младший брат», Е. Благининой «Научу братца одеваться», З. Александровой «Мальчик потерялся» и др.
После прослушивания художественного произведения дошкольники отмечали, кто им больше понравился и почему, обосновывали свое мнение о персонажах, которые не понравились. Детям задавали вопросы, на кого из героев они хотели бы походить, с кем хотели или не хотели дружить.
Так, при обсуждении сказки В.Ф. Одоевского «Морозко» внимание детей было обращено на то, что Рукодельница и в родном доме, и в гостях у Мороза Ивановича трудолюбива, прилежна, добросердечна, за что и была вознаграждена. А Ленивица, только мух умевшая считать, не смогла ни перину снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить.
Дети в большинстве случаев улавливали нравственный смысл сказки и высказывались следующим образом: «Рукодельница хоть и замерзла, но все равно ласково говорит и терпит холод, а ленивица злая, ей все мало и мало».
В процессе чтения художественных произведений уточнялись представления детей о заботе и равнодушии, трудолюбии и лени, вежливости и грубости; разъяснялось содержание этих понятий. Так, при анализе сказки о царе Салтане было отмечено, что понятие женственности для А. С. Пушкина – это мягкость, доброта, забота о близком человеке («И царица над ребенком, Как орлица над орленком…»; «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» – говорит она ему»). Тогда как мужественность предполагает разумность решений и решительность действий («Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Поднатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» – молвил он, Вышиб дно и вышел вон»).
Для уточнения и обобщения знаний и представлений детей о полоролевом образе мальчиков были разработаны этические беседы, в ходе которых рассматривались следующие вопросы: Каким должен быть мальчик? Что он должен знать и уметь? Как необходимо относиться к мамам и девочкам? Какую помощь им можно оказать? Можно ли обижать девочек?
В этических беседах с девочками обсуждалось: Какой должна быть девочка? Почему девочке необходимо быть опрятной и аккуратной? Как должна вести себя девочка, чтобы понравиться мальчику? Должна ли девочка быть капризной?
Беседы проходили оживленно, дети с удовольствием принимали в них участие. В результате мальчики приходили к выводу, что они должны быть сильными, смелыми, отважными, уважать женщин, уступать им место, помогать выполнять тяжелую работу, быть опорой в жизни. В беседах с девочками выясняли, что девочка должна быть женственной, заботливой, аккуратной, доброй, ласковой, нежной, хозяйственной, хранительницей семейного очага.
Всем известно, что дети могут хорошо знать нормы и правила поведения, но не всегда вести себя в соответствии с этими нормами. В связи с этим, на втором этапе в целях гендерного воспитания дошкольникам предлагали решить несколько проблемных ситуаций. Перед ребенком ставилась задача выбрать тот вариант, где описываются действия, которые они сами бы совершили, находясь в такой ситуации.
Например, мальчикам сообщали следующее: «Представь, что ты играешь во дворе в футбол и видишь, как школьники обижают девочку, и она плачет. Как ты поступишь в этой ситуации: не обратишь внимания и будешь продолжать играть в футбол, позовешь старшего брата или маму, сам заступишься за девочку?»
Девочкам можно предложить решить следующую задачу: «На прогулке ты замечаешь, что за домиком дерутся мальчики. Что ты сделаешь: пожалуешься воспитателю, не заметишь драки или поможешь мальчикам помириться?»
Подобные ситуации являются эффективным способом проявлении девочками заботы, миролюбия, женственности, внимательности, умения тушить конфликты; мальчиками – мужественности, смелости, заботы о слабой женщине, девочке, уважения к женскому полу.
Итоговым этапом педагогической деятельности являлась организация сюжетно-ролевых игр, направленных на закрепление у детей поведения, характерного для мужчин и женщин. Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, создает и соответствующий этой роли образ доктора, мамы, папы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20–30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельности, плохо знакомы с трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у ребенка отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не социальные роли взрослых, а роли телевизионных героев.
При этом следует отметить, что дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Одним из важных в мультипликационных фильмах является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. При этом, критерием оценки является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Психологи В. Абраменкова, А. Богатырева и др., просмотрев множество лент западного кинематографа, пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Зачастую героиня мультфильма не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах. Все это наталкивает родителей и педагогов на мысль о выборе сюжетов мультипликационных фильмов для дошкольников [1].
В нашей работе было отмечено, что к играм в «семью» проявляют интерес абсолютно все девочки и только незначительная часть мальчиков. Играми в «летчиков», «строителей», «водителей» интересуются только мальчики. Наличие такой дифференциации интересов свидетельствует о том, что взрослый не может навязать детям игру, которая их вовсе не интересует, а должен учитывать реальные интересы и направлять их развитие.
По-нашему мнению, участие мальчиков в бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся помогать маме, заботиться о младших братьях или сестрах. Все это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьей, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.
Важно подчеркнуть, что длительность игры увеличивается не только за счет обогащения сюжета одной игры, но и за счет взаимопроникновения одних игровых ситуаций в другие. Участники игры в «семью» справляют «новоселье», отводят своих детей в «детский сад», принимают участие в «днях рождения», чинят игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляются в автобусе на загородную прогулку в лес, или «водитель» отвозит на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают. Происходит перемещение детей в игровых группировках в соответствии с возникающими новыми интересами. В таких длительных содержательных играх каждый ребенок может найти роль в соответствии со своими интересами.
Развитие игровых интересов требует внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Отдельные педагоги руководят играми дошкольников формально, не вникая в суть игрового замысла, удовлетворяясь тем, что все дети чем-то заняты, в группе спокойно, нет конфликтов. Вместе с тем, взрослый может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указание, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.
Следует отметить, что важное значение для девочек имеет кукла. Девочка берет ее в руки и при этом сама «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Усиление конкретности в образе куклы, наделение ее определенными способностями помогают формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют формированию у девочек таких качеств, как нежность, сочувствие, ласка. В реальной жизни часто отсутствуют условия, позволяющие упражняться в проявлении чувств к малышам. И это, как показывает опыт, до некоторой степени компенсируется в сюжетно-ролевых играх на семейную тематику.
Большинство мальчиков увлекается играми с машинами. Однако зачастую уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей: совместные игры отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Мальчики катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют их, избирая при этом только одну роль водителя автомобиля.
В связи с этим, педагогическое руководство данной игрой можно начать с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе таких наблюдений внимание детей обращается на разнообразие машин, на то, что они перевозят и др. После прогулки в беседе с детьми воспитатель может задать им следующие вопросы: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?
Образовательная практика показала, что бытующие в деятельности мальчиков игры в «войну» нередко заканчиваются драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто стремятся отвлечь внимание детей от военной тематики, либо запрещают такие игры.
Мы считаем, что, воспитывая у детей патриотические чувства, нужно, прежде всего, формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. При этом исполнение роли «солдата» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» – отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать: перевязать бойца при ранении, дать ему лекарство.
Важно помнить, что в качестве важнейшего фактора гендерного воспитания является семья: пример поведения родителей, их взаимоотношения и отношение к детям. И это верно, ведь в семье, где царит атмосфера недоверия, звучат нелестные слова родителей в адрес друг друга, ребенка трудно сформировать в полноценную личность, готовую к созданию семьи, которая основывается на взаимопонимании, доверии, взаимовыручке, взаимоуважении и любви. Как отмечают многие педагоги, особенности ценностных ориентаций родителей, характер общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества взрослых и детей является важным фактором формирования основ мужественности и женственности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.