Full text

В современной дошкольной педагогике проблема гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек разработана недостаточно многоаспектно. На протяжении длительного времени в психолого-пе­дагогических исследованиях присутствовало только «дети», «дошкольники», но не мальчики и девочки. Все, что связано с характеристикой гендера – представления, интересы детей, особенности их поведения – практически не находило отражения в научной и методической литературе. Все это привело к тому, что у мальчиков и девочек не формировались качества мужественности и женственности, необходимые для создания в будущем крепкой и дружной семьи. Вместе с тем, необходимость гендерного воспитания является одним из главных условий эффективности формирования личности ребенка-дошкольника.

Термин «гендер» был впервые введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж. В. Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. Современная научная трактовка термина «гендер» подразумевает такие направления в изучении института человека, которые позволяют увидеть особенности женского и мужского начал в эволюции социума. В понятие «гендер» входит комплекс социальных и культурных представлений, возникающих на основе половых различий, вся сумма накопленных человечеством культурных традиций, с помощью которых определяется сознание и модели поведения.

Гендерные исследования имеют некоторые особенности. В первую очередь надо отметить их междисциплинарный характер: данные исследования ведутся на базе истории, социологии, психологии, педагогики, психолингвистики и т. д. В современном исследовании гендерных проблем наблюдается тенденция к слиянию сугубо гуманитарных и естественнонаучных областей знаний.

О. А. Воронина, директор Московского центра гендерных исследований, отмечает, что современная социальная наука различает понятия «пол» и «гендер». Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами.

Помимо биологических отличий между людьми, существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием, в другом может определяться как женское. Таким образом и возникло понятие гендер, означающее, по мнению О.А. Ворониной, совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть не только биологический пол, но и социокультурные нормы определяют, в конечном счете, личностные качества и модели поведения [6].

В связи с этим, гендерное воспитание ставит своей целью формирование в ребёнке с дошкольного возраста мужественности или женственности, которые помогут детям в будущем выполнять свои социальные обязанности. Главное в гендерном воспитании, при этом, – это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания.

На основании исследований Л. А. Арутюновой, Л. В. Градусовой, Е. А. Кудряв­цевой, Н. В. Ледовских, Т. А. Репиной, Н. Е. Татаринцевой нами поэтапно была реализована педагогическая деятельность по формированию гендерного поведения у детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе стояла образовательная задача дать детям определенный багаж знаний, на основе которого складываются представления о сущности качеств мужественности и женственности.

Данную задачу мы решали средствами детской художественной литературы. Следует помнить, что, воспринимая художественный образ литературного героя, его взаимоотношения с другими персонажами, дошкольник анализирует положительные или отрицательные поступки, эмоционально переживает события, принимает или отвергает конкретную модель поведения.

В связи с этим, была осуществлена специальная подборка художественных произведений, которая использовалась для формирования у мальчиков представлений о стойкости, смелости, готовности защищать Родину, оказать помощь слабым; у девочек – представлений о таких качествах как заботливость, мягкость, миролюбие, терпимость к недостаткам других и др.

В подборку произведений для мальчиков были включены рассказы героического содержания Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина», поэма С.В. Михалкова «Дядя Степа», стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», книга Б.П. Житкова «Храбрость» и др. Эти произведения дают возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины; вызывают чувство восхищения их мужеством, желание подражать им.

В беседах с детьми подчеркивалось, что защитники Отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпеливость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу. Особое внимание акцентировалось на смелости, находчивости, ответственности героев литературных произведений.

Не следует забывать и о русском фольклоре. В былинных сюжетах о доблестных подвигах русских богатырей и в русских народных сказках героического содержания мужественный герой совершает смелые героические поступки, спасает попавших в беду, защищает слабых. Ребенок, воспринимая такие пословицы, как «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Без смелости не возьмешь крепости» и др., перенимает мужские модели поведения.

Самый любимый персонаж детской литературы для дошкольника – это ребенок-сверстник, которому можно мысленно содействовать, брать с него пример, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. В связи с этим, для формирования представлений о мужественности нами использовались произведения о мальчиках, проявляющих смелость, решительность, находчивость. Произведения О. Яков­лева «Наш Андрейка», Г. Мямлина «Самый смелый», А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» оказались ближе пониманию ребенка. Герой Агнии Львовны Барто Вовка – «парень лет пяти» – убеждает маленьких читателей, что для совершения добрых дел совсем необязательно ждать, когда подрастешь. И дети постигают этот нравственный урок не умом, а сердцем.

Во время аналитической беседы детям разъяснили, что женщине, девочке, необходимо уступать место, оказывать помощь, оберегать от неприятностей. «Девочка – это будущая мама. Проявляя уважение к ней, ты оказываешь уважение всем мамам», – рассказывал педагог мальчикам.

Для формирования представлений о женственности мы использовали произведения, которые способствовали формированию у детей собирательного положительного образа девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. С этой целью детям читали русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», литературные сказки В.Ф. Одоевкого «Морозко», А. С. Пушкина о царе Салтане и о мертвой царевне, Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» и «Дикие лебеди», Ш. Перро «Золушка», стихотворения А. Барто «Младший брат», Е. Благининой «Научу братца одеваться», З. Александровой «Мальчик потерялся» и др.

После прослушивания художественного произведения дошкольники отмечали, кто им больше понравился и почему, обосновывали свое мнение о персонажах, которые не понравились. Детям задавали вопросы, на кого из героев они хотели бы походить, с кем хотели или не хотели дружить.

Так, при обсуждении сказки В.Ф. Одоевского «Морозко» внимание детей было обращено на то, что Рукодельница и в родном доме, и в гостях у Мороза Ивановича трудолюбива, прилежна, добросердечна, за что и была вознаграждена. А Ленивица, только мух умевшая считать, не смогла ни перину снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить.

Дети в большинстве случаев улавливали нравственный смысл сказки и высказывались следующим образом: «Рукодельница хоть и замерзла, но все равно ласково говорит и терпит холод, а ленивица злая, ей все мало и мало».

В процессе чтения художественных произведений уточнялись представления детей о заботе и равнодушии, трудолюбии и лени, вежливости и грубости; разъяснялось содержание этих понятий. Так, при анализе сказки о царе Салтане было отмечено, что понятие женственности для А. С. Пушкина – это мягкость, доброта, забота о близком человеке («И царица над ребенком, Как орлица над орленком…»; «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» – говорит она ему»). Тогда как мужественность предполагает разумность решений и решительность действий («Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Поднатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» – молвил он, Вышиб дно и вышел вон»).

Для уточнения и обобщения знаний и представлений детей о полоролевом образе мальчиков были разработаны этические беседы, в ходе которых рассматривались следующие вопросы: Каким должен быть мальчик? Что он должен знать и уметь? Как необходимо относиться к мамам и девочкам? Какую помощь им можно оказать? Можно ли обижать девочек?

В этических беседах с девочками обсуждалось: Какой должна быть девочка? Почему девочке необходимо быть опрятной и аккуратной? Как должна вести себя девочка, чтобы понравиться мальчику? Должна ли девочка быть капризной?

Беседы проходили оживленно, дети с удовольствием принимали в них участие. В результате мальчики приходили к выводу, что они должны быть сильными, смелыми, отважными, уважать женщин, уступать им место, помогать выполнять тяжелую работу, быть опорой в жизни. В беседах с девочками выясняли, что девочка должна быть женственной, заботливой, аккуратной, доброй, ласковой, нежной, хозяйственной, хранительницей семейного очага.

Всем известно, что дети могут хорошо знать нормы и правила поведения, но не всегда вести себя в соответствии с этими нормами. В связи с этим, на втором этапе в целях гендерного воспитания дошкольникам предлагали решить несколько проблемных ситуаций. Перед ребенком ставилась задача выбрать тот вариант, где описываются действия, которые они сами бы совершили, находясь в такой ситуации.

Например, мальчикам сообщали следующее: «Представь, что ты играешь во дворе в футбол и видишь, как школьники обижают девочку, и она плачет. Как ты поступишь в этой ситуации: не обратишь внимания и будешь продолжать играть в футбол, позовешь старшего брата или маму, сам заступишься за девочку?»

Девочкам можно предложить решить следующую задачу: «На прогулке ты замечаешь, что за домиком дерутся мальчики. Что ты сделаешь: пожалуешься воспитателю, не заметишь драки или поможешь мальчикам помириться?»

Подобные ситуации являются эффективным способом проявлении девочками заботы, миролюбия, женственности, внимательности, умения тушить конфликты; мальчиками – мужественности, смелости, заботы о слабой женщине, девочке, уважения к женскому полу.

Итоговым этапом педагогической деятельности являлась организация сюжетно-ролевых игр, направленных на закрепление у детей поведения, характерного для мужчин и женщин. Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, создает и соответствующий этой роли образ доктора, мамы, папы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20–30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельности, плохо знакомы с трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у ребенка отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не социальные роли взрослых, а роли телевизионных героев.

При этом следует отметить, что дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Одним из важных в мультипликационных фильмах является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. При этом, критерием оценки является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Психологи В. Абраменкова, А. Богатырева и др., просмотрев множество лент западного кинематографа, пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Зачастую героиня мультфильма не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах. Все это наталкивает родителей и педагогов на мысль о выборе сюжетов мультипликационных фильмов для дошкольников [1].

В нашей работе было отмечено, что к играм в «семью» проявляют интерес абсолютно все девочки и только незначительная часть мальчиков. Играми в «летчиков», «строителей», «водителей» интересуются только мальчики. Наличие такой дифференциации интересов свидетельствует о том, что взрослый не может навязать детям игру, которая их вовсе не интересует, а должен учитывать реальные интересы и направлять их развитие.

По-нашему мнению, участие мальчиков в бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся помогать маме, заботиться о младших братьях или сестрах. Все это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьей, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.

Важно подчеркнуть, что длительность игры увеличивается не только за счет обогащения сюжета одной игры, но и за счет взаимопроникновения одних игровых ситуаций в другие. Участники игры в «семью» справляют «новоселье», отводят своих детей в «детский сад», принимают участие в «днях рождения», чинят игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляются в автобусе на загородную прогулку в лес, или «водитель» отвозит на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают. Происходит перемещение детей в игровых группировках в соответствии с возникающими новыми интересами. В таких длительных содержательных играх каждый ребенок может найти роль в соответствии со своими интересами.

Развитие игровых интересов требует внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Отдельные педагоги руководят играми дошкольников формально, не вникая в суть игрового замысла, удовлетворяясь тем, что все дети чем-то заняты, в группе спокойно, нет конфликтов. Вместе с тем, взрослый может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указание, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.

Следует отметить, что важное значение для девочек имеет кукла. Девочка берет ее в руки и при этом сама «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Усиление конкретности в образе куклы, наделение ее определенными способностями помогают формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют формированию у девочек таких качеств, как нежность, сочувствие, ласка. В реальной жизни часто отсутствуют условия, позволяющие упражняться в проявлении чувств к малышам. И это, как показывает опыт, до некоторой степени компенсируется в сюжетно-ролевых играх на семейную тематику.

Большинство мальчиков увлекается играми с машинами. Однако зачастую уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей: совместные игры отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Мальчики катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют их, избирая при этом только одну роль водителя автомобиля.

В связи с этим, педагогическое руководство данной игрой можно начать с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе таких наблюдений внимание детей обращается на разнообразие машин, на то, что они перевозят и др. После прогулки в беседе с детьми воспитатель может задать им следующие вопросы: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?

Образовательная практика показала, что бытующие в деятельности мальчиков игры в «войну» нередко заканчиваются драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто стремятся отвлечь внимание детей от военной тематики, либо запрещают такие игры.

Мы считаем, что, воспитывая у детей патриотические чувства, нужно, прежде всего, формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. При этом исполнение роли «солдата» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» – отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать: перевязать бойца при ранении, дать ему лекарство.

Важно помнить, что в качестве важнейшего фактора гендерного воспитания является семья: пример поведения родителей, их взаимоотношения и отношение к детям. И это верно, ведь в семье, где царит атмосфера недоверия, звучат нелестные слова родителей в адрес друг друга, ребенка трудно сформировать в полноценную личность, готовую к созданию семьи, которая основывается на взаимопонимании, доверии, взаимовыручке, взаимоуважении и любви. Как отмечают многие педагоги, особенности ценностных ориентаций родителей, характер общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества взрослых и детей является важным фактором формирования основ мужественности и женственности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.