Смена приоритетов и социальных ценностей, при которых научно-технический прогресс осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей степени отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Все это коренным образом повлияло на весь процесс подготовки будущего специалиста. В связи с этим особый акцент при освоении учебных дисциплин психолого-педагогического модуля делается на процесс познания, эффективность которого обеспечивается познавательной активностью каждого студента.
В связи с модернизацией всей системы образования, введением Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях отечественного образования, а также с учетом новых положений профессионального стандарта педагога меняются требования к подготовке будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности. Организация профессионального образования в вузе нацелена на современные модели личностно ориентированной педагогической деятельности. Будущий педагог начальной школы должен не только владеть знаниями теоретического материала, но и быть способным к нестандартным трудовым действиям в условиях изменяющейся образовательной среды.
Деятельностный подход в образовании является важным открытием в отечественной науке и занимает существенное место в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов.
Деятельностное определение понятия компетенции, разработанное В. С. Лазаревым, характеризуется как функциональная система психики, обеспечивающая человеку способность решать задачи определённого типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Компетенция, по утверждению автора – это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий. Сформировать компетенцию – значит сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное, интегративное образование, которое позволит решать определенные типы задач [1, с. 12].
Практика организации образовательного процесса в вузе, которая сложилась на протяжении ряда десятилетий, доказывает, что использование в учебном процессе традиционных педагогических технологий не обеспечивает полноценное развитие профессиональных компетенций. В связи с этим последние годы актуальным становится проблема совершенствования учебного процесса и выбора таких образовательных технологий, которые бы обеспечили формирование субъектной позиции студента в образовательном процессе в вузе. Будущий учитель начальных классов сможет отвечать требованиям профессионального стандарта педагога, если в процессе обучения в вузе он получит опыт субъект-субъектных отношений.
В исследованиях К. А. Абульхановой-Славской раскрываются механизмы становления личности в процессе деятельности и общения. Автор отмечает, что становление личности субъектом деятельности происходит в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, а также в процессе организации своей активности. Данное положение раскрывается автором в утверждении: «организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления».
Важно отметисть, что субъект характеризуется автором как человек, который познает и преобразует окружающий мир, при этом обладает сознанием и волей, а также способен действовать целенаправленно [2, с. 153].
Е. В. Ширшовым дается характеристика педагогической технологии. Автор рассматривает ее как набор технологических процедур, которые обеспечивают систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированного учебно-воспитательного процесса. По мнению автора, это, прежде всего, содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса, предусматривающая выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность посредством конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов [3, с. 179].
Особое место в современной системе высшего профессионального образования занимают интерактивное обучения, которые характеризуются как:
- обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта;
- обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;
- обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог [4, с. 6–7].
Как показывает практика, использование интерактивных технологий в вузе является необходимым условием для подготовки компетентных специалистов и приводит к положительным результатам. Использование данной группы технологий позволяет формировать у обучающихся заложенных в стандарте компетенций путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, при этом учебная информация переходит в личностное знание студентов, способствует развитию самостоятельности мышления и культуры речи.
Одной из интерактивных технологий обучения будущих учителей начальных классов в вузе является проектная технология.
Реализация указанных направлений в большей степени осуществляется в рамках учебных дисциплин профессионального модуля. Такими учебными дисциплинами являются «Методика обучения математике» и «Методика обучения технологии». Содержание профилирующих учебных дисциплин методической направленности построено таким образом, что происходит систематическая и целенаправленная работа по освоению основных положений федерального государственного стандарта начального общего образования.
Одной из рациональных технологий формирования субъектной позиции студента является проектная, которая, по мнению Дж. Равенна, эффективна с точки зрения формирования у обучающихся того набора компетентностей, которые необходимы для успеха в их профессиональной деятельности [5, с. 9].
Понятие «проект» в последние годы распространен в разных сферах деятельности человека и, соответственно, обозначает разные виды его деятельности. При этом в психолого-педагогических исследованиях отмечается, что ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: экспериментально-исследовательская, проектно-конструкторская, производственная, информационно-аналитическая, научная, методическая, образовательная и т. д. Проектную деятельность студента можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности учителя начальной школы.
Метод проектов характеризуется направленностью учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической личностно-значимой и социально детерминированной проблемы. Данный метод с точки зрения педагогических технологий включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [6, с. 7].
Учитывая специфичность учебных дисциплин «Методика обучения математике» и «Методика обучения технологии» по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование направленность Начальное образование, использование метода проектов осуществляется с учетом требований, выделенных в современных педагогических исследованиях:
- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интеграции знаний, поиска ее решения;
- практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта;
- возможность самостоятельной деятельности обучающихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта;
- возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.
В процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы нами использовались такие виды проектов:
- Информационные проекты. Данный вид проекта позволяет студентам овладеть способами поиска, получения и анализа психолого-педагогической и методической информации. Например, при выполнении проекта, «Каким должен быть урок технологии в начальной школе с учетом требований нового стандарта?» студентам необходимо проделать серьезную исследовательскую работу по анализу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Проанализировать учебные и учебно-методические пособия, посвященные рассмотрению вопроса, изучить материалы периодических изданий, а также проанализировать деятельность учителя начальной школы в конкретной ситуации в общеобразовательной школе. Полученные результаты обязательно обрабатываются и готовятся к презентации, обсуждению и защите проекта.
- Творческие проекты. Любой вид проекта требует творческого подхода. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов, которое предварительно оговаривается. Результаты данного вида проекта в рамках указанной нами учебной дисциплины могут быть представлены в виде макета газеты о достижениях в производстве или сельском хозяйстве; сценария видеофильма о производстве бумаги или ткани, плана сочинения об использовании современных методов в обучении младших школьников технологии, программы праздника народной игрушки или известных гончаров; защиты авторских программ по технологии, дизайна интерьера школы или кабинета технологии и т. д. Реализация творческих проектов позволяет студентам представить свое видение проблемы в необычной форме.
- Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Данный вид проекта позволяется решать конкретную проблему, в которой заранее обозначен результат, сориентированный на интересы самих участников. Важное место в освоение учебной дисциплины является создание комплекса дидактических и методических материалов. К ним мы относим исторические сведения о используемых на уроках технологии в начальной школе материалах (бумага, пластилин, ткань, бисер и т. д.) и инструментах (игла, ножницы, шило и т. д.); занимательные средства обучения младших школьников (сказки, загадки, пословицы, стихи, песенки, кроссворды и т. д.); серии заданий творческого характера и пр. Все это осваивается посредством выполнения студентами практико-ориентированных проектов. Кроме того, данный вид проекта обеспечивает необходимую теоретическую и материальную подготовку студентов к пробным урокам в начальной школе и к государственной педагогической практике.
- Ролевые, игровые проекты. Данный вид проекта позволяет студентам принимать на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. В данном случае появляется возможность имитировать социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. В ходе изучения методики преподавания технологии с практикумом студентам нередко приходится сталкиваться с рядом проблем, решение которых должно быть осуществлено в процессе их выполнения. Например, «Особенности проведения экскурсии на производство», «специфика проведения внеклассной работы по трудовому обучению младших школьников» и другие. Данные проблемы моделируются посредством деловой игры, где чаще всего ее результатом становятся решения, принятые в ходе итоговой рефлексии. Занимая те или иные позиции, студенты пересматривают или утверждаются в своих взглядах. Но в любом случае данный вид проекта позволяет участникам заглянуть в суть проблемы с учетом выполняемой им роли.
- Исследовательские проекты. Сущность данного вида проекта заключается в обосновании актуальности взятой для исследования темы, формулировании проблемы исследования, его объекта и предмета, цели и задач, определение методов исследования и источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы и разработка путей ее решения. Завершается работа над данным видом проекта обобщением полученных результатов, формулировкой полученных выводов. Результаты оформляются в виде текстовых, табличных, слайдовых и других материалов. Проекты данного вида в основном индивидуальные и применяются в виде курсовых и дипломных проектов.
В структуре рассмотренных нами разных видов проектов мы выделяли три основных этапа:
- Подготовительный. На данном этапе студенты определяются с темой проекта, по необходимости распределяются в группы и в каждой из них выбирают ответственного. Четко обозначают проблему, над решением которой предстоит работать, определяют цели и задачи проекта, намечается примерное содержание предстоящей деятельности, выявляют способы сбора информации и реализации проекта в целом. При работе в группах назначаются ответственные за каждый аспект проблемы. В обязательном порядке прогнозируется ожидаемый результат.
- Исследовательский. На данном этапе студенты работают самостоятельно, достигая намеченных целей и задач исследования. Основными формами в данной виде деятельности являются сбор информации, анализ опыта практической деятельности учителя и учащихся, наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальные исследования, подбор диагностических методик, изготовление наглядных, методических и дидактических материалов, и т. д. Важную роль на данном этапе играет преподаватель, который выступает в образе координатора и консультанта. Необходимо отметить, что, осуществляя коррекцию деятельности студентов, не следует навязывать им свое мнение или идеи. Умелое руководство деятельностью студентов обеспечит высокую степень познавательной самостоятельности и творческой активности, а также позволит им приобрести опыт практической деятельности.
- Итоговый. Реализация данного этапа позволяет подвести итоги проделанной работы. На нем обсуждаются результаты проведенного исследования: анализируются позитивные и негативные результаты, проводится анализ собранной информации, формулируются выводы. Выделяются трудности, имеющие место при реализации проекта. Продумывается формы представления результатов проделанной работы: слайдовая презентация, сборники материалов, доклады, видеофильмы, статьи, сборники, сценарии и т. д. Участники проекта отчитываются о результатах проделанной работы в выбранной заранее форме. Немало важное значение на данном этапе имеет оценка деятельности студента. Если проект реализуется группой студентов, то обязательно выслушивается мнение ответственного за деятельность группы (он оценивает вклад каждого участника группы и группы в целом). Считаем важным выслушать мнение каждого участника группы о степени своего участия в реализации проекта, а также о влиянии проделанной работы на профессиональное становление как учителя начальной школы. Завершающим моментом на данном этапе является оценка преподавателем достигнутых студентами результатов.
Оценку деятельности студентов мы осуществляли согласно следующим критериям:
- соответствие содержания теме исследования;
- логичность изложения материала;
- глубина и полнота исследования темы;
- уровень владения материалом;
- степень самостоятельности;
- оригинальность формы защиты проекта;
- эстетика оформления материалов презентации
- артистизм; культура речи, эмоциональность, грамотность;
- полнота, глубина, компетентность ответов на вопрос
- соответствие выступления регламенту защиты [7, с. 68].
Осуществляя работу над проектом, студенты совершенствуют умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя начальной школы:
- критически оценивать информацию, полученную посредством анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы;
- критически оценивать вариативные программы и учебники для начальной школы с учетом современных требований к начальному общему образованию;
- изучать, обобщать и грамотно использовать опыт учителей начальной школы в практической деятельности;
- грамотно подбирать методы и диагностические методики для получения достоверных результатов исследования;
- поэтапно выполнять самостоятельное исследование проблемы;
- грамотно, ярко и оригинально представлять результаты самостоятельной (групповой) деятельности;
- относительно объективно оценивать результаты самостоятельно деятельности;
- обосновывать результаты, формулировать выводы и методические рекомендации для любой категории участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, администрации и т. д.).
Обобщая вышесказанное, важно отметить, что использование проектной технологии в процессе подготовки будущего специалиста позволит подготовить функционально грамотную личность, умеющую самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, быть коммуникабельной. Проектный метод является косвенным методом обучения, поскольку в нем особую значимость приобретает не столько результат исследования, сколько сам процесс получения конкретного результата. Важными являются те отношения, в которые вступает участник данного процесса, а также его отношение к проблеме (интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность и т. д.). В ходе выполнения проекта у студента формируются интеллектуальные и специальные знания и умения; осуществляется воспитание инициативности, самостоятельности, предприимчивости и профессионально-значимых личностных качеств и прежде всего целеустремленность, настойчивость, умение считаться с мнением других людей и т. д.
Таким образом, профессиональная подготовка будущих учителей начальной школы должна быть направлена на формирование их как субъектов собственной профессиональной деятельности, способных осуществлять научное управление процессами воспитания, обучения и развития ребенка, своего профессионального саморазвития. Педагог должен обладать самостоятельностью мышления, высокой адаптированностью к профессиональным изменениям, способностью к ценностному самоопределению, что обеспечит им профессиональную компетентность.