Full text

Современное состояние навыка чтения школьников является неудовлетворительным, как для школы, так и для общества в целом. Как у младших, так впоследствии и у старших школьников наблюдается непонимание смысла читаемого текста. Непонимание прочитанного отрицательно сказывается на овладении разными школьными предметами. Многие школьники с трудом воспринимают условия арифметических задач, грамматические правила при однократном чтении.

Поэтому, навык чтения – это основа обучения. И все учащиеся овладевают этим навыком, но на разном уровне. Именно от уровня овладения чтением будет зависеть успешность обучения в целом [1, 2].

Исходя из существующих определений процесса чтения, может сделать вывод о том, что чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в реализации которого участвуют речевые и неречевые функции. В свою очередь, в норме, данные функции обеспечивают становление навыков чтения.

Овладение навыком чтения на начальном этапе возможно при достаточной сформированности следующих механизмов:

-          артикуляторно-акустического, языковых обобщений;

-          зрительного анализа и синтеза,

-          оптико-пространственных представлений,

-          слухоречевой памяти.

Поэтому, при выявлении нарушений чтения у учащихся 2 класса необходимо учитывать сформированность механизмов чтения и в соответствие с ними разрабатывать систему заданий, что позволит выявить не только ошибки в чтении, но и определить возможный механизм нарушения.

Методика выявления нарушений чтения разрабатывалась с учетом следующих теоретических положений.

 

 

 

Положение о взаимосвязи фонематического строя речи и овладения чтением

Исследования отечественных ученых (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Д. Б. Эльконин Н. Х. Швачкин и др.) доказали, что достаточно сформированные фонематические процессы являются важнейшим фактором в становлении письменной речи [3].

Фонематический слух позволяет воспринимать и различать звуки речи. Но без достаточной сформированности фонематического слуха становится невозможным овладение звуковым анализом и синтезом. В свою очередь для успешного овладения чтением ребенок должен владеть функциями звукового анализа и синтеза. Недостаточная сформированность фонематического слуха, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой стороны, усложняет овладение навыками звукового анализа, без чего полноценная письменная речь невозможна. Поэтому недостаточная сфомированность фонематических процессов может вылиться большим количеством стойких ошибок в процессе чтения.

Таким образом, принимая во внимание данное положение, мы считаем необходимым, включить в диагностическую методику обследование фонематической стороны речи.

Положение о роли грамматической стороны речи в формировании

письменной речи

В норме, при формировании грамматического строя речи ребенок должен овладеть сложной системой грамматических закономерностей (А. Н. Гвоздев). Вследствие различных патогенетических причин, затрудняющих овладение грамматическими категориям, у ребенка наблюдается лексико-грамматическое недоразвитие. В основном этот контингент составляют дети с общим недоразвитием речи.

Недостатки грамматической стороны речи обусловлены недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего дети с лексико-грамматическими нарушениями допускают ошибки в употреблении имен существительных в разных падежах, имен прилагательных с существительными единственного и множественного числа, числительных с существительными, глаголов в прошедшем времени с существительными в роде. Все эти ошибки отражаются не только в устной речи, но и в дальнейшем проявляются в аграмматизмах на письме и чтении.

Таким образом, данное положение указывает на необходимость обследования грамматической стороны речи у учащихся 2 класса.

Положение о взаимосвязи пространственных представлений

и письменной речи

Формирование пространственных представлений является сложным процессом, который в норме формируется в течение всего дошкольного возраста. Сначала ребенок учится ориентироваться в пространстве собственного тела, затем формируются представления о предметах, расположенных относительно схемы тела ребенка и только потом формируются представления со словесным обозначением пространства, используемые в речи.

Большую роль в овладении письменной речью детьми школьного возраста играет ориентирование в горизонтальной плоскости, в частности на листе бумаги, владение ребенком понятиями: лево, право, слева, справа, левее, правее и т. п.; владение сложными пространственно-речевыми конструкциями. Это не единственные категории, которыми должен владеть ребенок школьного возраста для успешного овладения письменной речью, но наиболее важные.

Именно недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, впоследствии у школьников – на развитии навыка чтения и письма.

Таким образом, сформированность пространственных представлений является важной предпосылкой формирования чтения и письма.

Положение о взаимосвязи формирования речи и психических функций.

К высшим психическим функциям относятся память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции.

Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов осуществляется благодаря слухоречевой памяти. Ее значение в успешном овладении письменной речью очень велико.

Суть данного вида памяти заключается в том, что на ее основе ребенок может довольно быстро и точно запомнить смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать своими словами, причём достаточно точно.

Согласно исследованиям И. Т. Власенко, которые показали некоторое общее снижение в объеме слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи, необходимо сказать о том, что прослеживается также и взаимосвязь уровня слуховой памяти и уровня речевого развития.

Формирование чтения находится в прямой зависимости от уровня сформированности слухоречевой памяти, необходимой для запоминания значимых единиц языка. Поэтому, этим и обусловлена необходимость изучения слухоречевой памяти у учащихся второго класса.

Методика выявления нарушений чтения у учащихся 2 класса в зависимости от механизма нарушения строилась с учетом материалов, представленных в разработках и исследованиях А. Н. Корнева [4], Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой [5], Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахи [6], Л. Н. Ефименковой [7].

Целью данной системы заданий является изучение речевых компонентов чтения, а именно, изучение сформированности механизмов чтения у учащихся 2 классов. Данная система заданий позволяет выяснить какой механизм чтения нарушен и какие трудности испытывает учащийся при чтении. Система заданий рассчитана на обследование чтения у учащихся 2 классов общеобразовательной школы.

Для исследования сформированности механизмов чтения у учащихся 2 класса использовалось три серии экспериментальных заданий.

Задания первой серии направлены на исследование языковых компонентов речи. К языковым компонентам относится исследование фонематической, лексико-грамматической стороны речи.

Здесь используются задания, позволяющие оценить состояние фонематического слуха и возможность словоизменения и построения простых и сложных предложений.

Задания второй серии направлены на исследование когнитивных функций. Сюда относится исследование языкового анализа и синтеза, состояния пространственной ориентировки и речеслуховой памяти.

Данные задания позволяют оценить умение ребенка определять последовательность, количество и место слов в предложении, выделять слоги в словах и осуществлять фонематический анализ и синтез. Также позволяют оценить состояние сомато-пространственного восприятия, пространственной организации движений, и состояния оперативной памяти и сукцессивной слухоречевой памяти.

Задания третьей серии направлены на исследование навыка чтения. Здесь оценивается способ, правильность, темп, понимание прочитанного, а также, при ответах на вопросы оценивается связная речь.

При подготовке речевого материала для обследования навыка чтения у учащихся 2 класса мы ориентировались на общие требования к объему текста для чтения, темпу чтения, представленные в разработках Л. А. Ефросининой в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Для оценки заданий каждой серии констатирующего эксперимента были выделены уровни сформированности знаний и разработаны критерии оценки на основе рекомендаций В. И. Логиновой.

Первая серия. Исследование языковых компонентов речи.

Задание 1. Повторение деформированных фраз с оппозиционными фонемами.

Цель: исследование способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Инструкция: «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».

Речевой материал:

Звуки [з] – [с]:

  1. Хозяйка сварила зуб.
  2. У девочки болел суб.

Звуки [б] – п]:

  1. Воду хранили в почке.
  2. На цветке сидела папочка.

Звуки [д] – [т]:

  1. В этом томе я живу.
  2. В конце предложения надо ставить дочку.

Звуки [г] – [к]:

  1. Футболисты забили кол.
  2. Собака грызла гости.

Звуки [ж] – [ш]:

  1. В руке у мальчика воздушный жар.
  2. После дождя образовалась большая луша.

Звуки [ш] – [с]:

  1. В нашем доме отремонтировали крысу.
  2. Я люблю пить томатный шок.

Задание 2. Употребление имен существительных в разных падежах.

Цель: Исследование умения употреблять существительные в разных падежах.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопросы: Что читает девочка? Чем рисует мальчик? Чего не стало на столе? Чего много в корзине? Кому отдает яблоко мальчик? О ком мечтает мальчик?»

Речевой материал:

Картинки: На столе стоит тарелка. Девочка читает книгу. Мальчик рисует карандашом. В корзине лежит много капусты. Мальчик отдает свое яблоко девочке. Мальчик мечтает о собаке.

Задание 3. Согласование имён прилагательных с существительными единственного и множественного числа.

Цель: Исследование умения согласовывать прилагательные с существительными единственного и множественного числа.

Инструкция: «Назови, какого цвета один предмет, а какого цвета много таких предметов».

Речевой материал: Картинки с изображением одного предмета и нескольких таких же предметов.

Предъявленные картинки: шар красный; шары синие; ведро белое; вёдра зелёные; платье желтое; платья розовые; машина чёрная; машины красные; сапог коричневый; сапоги белые.

Задание 4. Употребление числительных с существительными.

Цель: Исследование умения согласовывать числительные с существительными.

Инструкция: «Посчитай, сколько предметов нарисовано на картинке»?

Речевой материал:

Картинки с изображением предметов в количестве пяти штук: 5 карандашей, 5 львов, 5 деревьев, 5 яблок, 5 ложек.

Задание 5. Употребление глаголов прошедшего времени с существительным в роде.

Цель: Исследование умения согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде.

Инструкция: «На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотри на картинки и догадайся, кто что съел».

Речевой материал:

Предметные картинки: орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки.

Задание 6. Составление простых предложений по картинке.

Цель: Исследование умения составлять простые предложения по картинке.

Речевой материал: Картинка с изображением рисующей девочки.

Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, что ты на ней видишь»?

Задание 7. Составление сложноподчиненного предложения по вопросу.

Цель: Исследование умения составлять сложноподчиненные предложения по вопросу.

Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на вопрос: «Почему у мальчика в руках коньки»?

Речевой материал: картинка с изображением одетого мальчика, а в руках у него коньки.

Задание 8. Составление сложноподчиненного предложения по двум простым.

Цель: Исследование умения составлять сложноподчиненные предложения по двум простым.

Инструкция: «Я скажу тебе два предложения, а ты соедини их так, чтобы получилось одно, целое по смыслу. Например: «Мы не пошли кататься на лыжах. Было очень холодно. Мы не пошли кататься на лыжах, потому что было очень холодно».

Речевой материал:

Предложения: «Я не доделал аппликацию. У меня закончился клей».

Вторая серия. Исследование когнитивных функций.

Задание 1. Анализ предложения на слова.

Цель: оценка умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Инструкция: «Прочитай предложения. Определи количество, последовательность и место слов в предложении».

Речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

Задание 2. Слоговой анализ и синтез.

Цель: оценка умения определять количество слогов в слове.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты должен определить количество слогов в этих словах.

Речевой материал: рама, кошка, дом, окно, арбуз, машина, корзина.

Задание 3. Выделение ударных гласных звуков в начале, в середине и конце слова.

Цель: Исследование умения на слух выделять ударные гласные звуки в начале, в середине и конце слова.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови первый (в середине, конце) звук в этих словах».

Речевой материал:

В начале слова: азбука, уточка, ослик.

В середине слова: мак, сон, лук, стол, куст.

В конце слова: коза, кусты, мячи.

Задание 4. Выделение согласного звука в начале слова.

Цель: Исследование умения выделять согласные звуки в начале слов.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови первый звук в этих словах».

Речевой материал: крыло, сажа, зеркало, радуга, шапка, санки.

Задание 5. Выделение безударного гласного звука в начале слова.

Цель: Исследование умения выделять безударный согласный звук в начале слова.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови первый звук в этих словах».

Речевой материал: игра, утенок, огурец, арбуз.

Задание 6. Называние звуков в словах по порядку.

Цель: Исследование умения называть каждый звук в слове по порядку.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови каждый звук в слове по порядку».

Речевой материал: сок, лак, кошка, карандаш.

Задание 7. Составление слов.

Цель: Исследование умения составлять слова из отдельных звуков.

Инструкция: «Я сейчас буду произносить звуки, а ты должен будешь собрать эти звуки в слово».

Речевой материал:

Ч-а-с, п-ы-л', т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, ф-у-т-б-о-л, с-т'-и-х'-и, а-л-ф-а-в'-и-т.

Задание 8. Состояние пространственной ориентировки.

Цель: исследование сохранности сомато-пространственного восприятия, пространственной организации движений.

Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

Задание 9. Речевая проба Хеда.

Цель: исследование сохранности сомато-пространственного восприятия, пространственной организации движений.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Задание 10. «Повторение чисел».

Цель: исследование сукцессивной слухоречевой памяти и состояния оперативной памяти.

Инструкция: «Я буду называть разные числа, после того, как я их закончу называть, повтори их в точно таком же порядке».

Ребенку предъявляется ряд сначала их трех чисел, затем из четырех, и по возможности из пяти чисел.

После выполнения этого задания дается новая инструкция: «Я буду называть тебе еще несколько чисел, и ты их тоже будешь повторять, но только повторять их нужно в обратном порядке, например: если я скажу 3-1 , то ты должен сказать 1-3».

Числа для прямого счета:

-          2-6-4

-          2-4-1-8

-          8-4-2-3-9

Числа для обратного счета:

-          2-5

-          5-7-4

-          7-2-9-6

Оценка сформированности языковых компонентов и когнитивных функций построена с учетом уровней выполненных заданий:

Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение заданий без повторной инструкции и помощи взрослого.

Средний уровень (2 балла) – правильное выполнение заданий после повторной инструкции или помощи взрослого.

Низкий уровень (1 балл) – имеются затруднения, выполнение заданий возможно только с помощью взрослого

Крайне низкий уровень (0 баллов) – неадекватное выполнение заданий или отказ от выполнения.

Третья серия. Исследования навыка чтения.

Задание 1. Чтение текста.

Цель: оценка сформированности навыка чтения, характера чтения, способа, темпа, понимания прочитанного.

Инструкция: «Прочитай текст в том темпе, в котором тебе будет удобно».

Речевой материал: карточки с текстом «Ёжик» (см. приложение)

Оценка понимания прочитанного текста оценивается по четырехбалльной шкале в соответствии с уровнем выполненных заданий:

Высокий уровень (3 балла) – при выполнении заданий дети не испытывают затруднений, полное понимание прочитанного.

Средний уровень (2 балла) – понимание прочитанного характеризуется хотя бы одной ошибкой или неточностью ответа.

Низкий уровень (1 балл) – искажение фактов, причинно-следственных связей прочитанного, не до конца понимает прочитанное.

Крайне низкий уровень (0 баллов) – невыполнение заданий. Нет понимания прочитанного.

Оценка правильности чтения оценивается по четырехбалльной шкале в соответствии с уровнем выполненных заданий:

Высокий уровень (3 балла) – при выполнении заданий не допущено ни одной ошибки.

Средний уровень (2 балла) – имеются затруднения при выполнении заданий. Отмечается одна или две ошибки при чтении.

Низкий уровень (1 балл) – проявляются типологические ошибки.

Крайне низкий уровень (0 баллов) – невыполнение задания. Ребенок не узнает буквы.

Максимальное количество баллов за всю систему заданий – 57. По итогам суммирования баллов выделены уровни сформированности чтения у учащихся первого класса.

Высокий уровень (57 баллов) – правильное выполнение всех заданий.

Средний уровень (от 56 до 40 баллов) – невыраженное проявление трудностей в выполнении заданий.

Низкий уровень (от 39 до 20 баллов) – выраженные трудности при выполнении заданий.

Крайне низкий уровень (от 19 баллов и ниже) – невозможность самостоятельно выполнить задания без помощи взрослого.

Таким образом, данная система заданий позволяет выявить не только ошибки в чтении, но и исследовать состояние механизмов чтения. Все задания для диагностики чтения были подобраны в соответствии с главными механизмами, необходимыми для успешного овладения чтением. Такой подход к выявлению нарушений чтения позволяет грамотно и качественно выстроить коррекционную работу с учащимися 2 класса общеобразовательной школы.