В теории и практике Российского образования происходят существенные изменения. Содержание образования ориентировано на индивидуализацию образования детей в соответствие с их индивидуальными возможностями и потребностями, особенно детей с проблемами в развитии.
Система образования призвана Обществом и государством приоритетной, в центре ее находится ребенок, он может быть представлен и как объект и как субъект. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами в развитии в настоящее время рассматривается как субъект деятельности, индивид, личность как источник познания,общения, преобразования действительности ,представляющий единое целое биологических, психологических, социальных черт личности.
Идею субъекта С. Л. Рубинштейн связывал с самодетерминацией, самоподчинением, самодеятельностью. В человеке как в материальном существе они проявляются в субъекте влечения и действия [1], отражающее сущность характеристики субъекта.
Субъект своим познанием, действием, отношением к другому субъекту может изменить, преобразовать отношение к нему объекта и другого субъекта (К. А. Абульханова-Славская 1989) [1].
Большое значение А. В. Брушлинский придавал гуманистическим позициям в отношении раннего развития свойств субъективности в процессе функционирования субъект-субъектных отношений (педагог – ребенок) [1].
В позиции объекта человек выступает при условии приравнивания к другим объектам в тех своих качествах, которые делают его с другими людьми равнозначными и взаимозаменяемыми (М. С. Каган, А. М. Эткинд ,1988). В реализации целей он выступает субъектом [2].
Наиболее актуальной в свете решения проблем индивидуальности детей с проблемами в развитии является рассмотрение характеристик интегральной индивидуальности, складывающихся из индивидуальных свойств, индивидуального характера связи между ними [3].
В соответствии с идеями В. С. Мерлина построение интегральной индивидуальности опирается на понятие каузальной и телеологической детерминации [4]. Установление двойной детерминации позволяет рассматривать человека в качестве субъекта и объекта (Е. Г. Ананьев 1980, В. Брушлинский 1991)
Взаимодействие межсистемных (характеризующиеся как однозначные и взаимно-однозначные) связей внутри интегральной индивидуальности обуславливается каузальным типом в зависимости от их направленности [5].
Телеологический тип детерминации определяет характер связи между индивидуальными, разноуровневыми свойствами (многозначные или полиморфные связи), которые образуются между несколькими свойствами разных уровней
Каузальный тип обеспечивает процессы дифференциации за счет свойств разных уровней интегральной индивидуальности, за счет различных вариантов однозначных связей при их жесткости и автономности.
По линии связи разноуровневых свойств между собой проходят процессы интеграции. Всей системе интегральной индивидуальности теологический тип придает жесткость и подвижность за счет связей между разными уровнями. Каузальный тип тоже принимает участие в процессе интеграции, благодаря ему тип связей остается неизменной внутри каждого уровня [6].
Таким образом, как система интегральная индивидуальность представляет собой иерархически выстроенную совокупность уровней, относительно друг друга; единство дифференциации и интеграции; особый тип связей между индивидуальными свойствами (многозначные придают системе гибкость, однозначные –жесткость) [1].
В развитии интегральной индивидуальности осуществляется по двум направлениям. Первое направление способствует развитию индивидуальных свойств как процесс развертывания. При расширении деятельности складываются системокомплексы проявлений, которые характеризуют отдельные свойства. Развиваясь, они становятся более обобщенными, но многообразными. В процессе активной деятельности и в значимости от объективных ее требований может протекать развитие индивидуальных свойств.
Развитие связей между индивидуальными свойствами одного уровня (одноуровневые) и разноуровневыми предполагает второе направление.
Первое представляет развитие различных вариантов однозначных связей с большей дифференциацией системокомплексов, относительно автономных и однозначно связанных
Они жестче, устойчивее. У вторых имеется тенденция к увеличению много-многозначности. Они более гибки, пластичны, изменчивы, легко разрушаются и вновь возникают под влиянием опосредующих звеньев.
Ведущая роль в развитии интегральной индивидуальности, как системообразующей функции отводится детяльности [7].
В многочисленных работах Пермской психологической школы освещено современное состояние интегральной индивидуальности [2, 5].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что теория интегральной индивидуальности имеет междисциплинарный характер в области науки о человеке. В содержательном плане в основу теории интегральной индивидуальности положен системный подход. Составляющими системного подхода являются фундаментальные системные идеи: структурных уровней, о внутренних источниках активности и телеологии, самоорганизации и саморазвития, изоморфизма и полиморфизма о живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся системах, о телеологической детерминации в полиморфизме.
Единицей анализа в теории интегральной индивидуальности являются индивидуальные свойства, качества, обеспечивающие выполнение деятельности.
В. А. Усталов (2006) на основе исследований (С. Л. Рубинштейн (1973), И. А. Джидарьян (1988), В. М. Русалов (1991), К. А. Альбухановa-Славская (1991), Б. А. Вяпсин (1992-2000), Л. Я. Дорфман (1993), А. А. Волочков (2005) и др.) отмечают, актуальность становления традиции гуманистического личностно-ориентированного подхода [7].
Интегральная индивидуальность представляет собой иерархически упорядоченную систему свойств всех ступеней развития материи, которые структурированы по иерархическому принципу в рамках определенного уровня индивидуальности.
Интегральная индивидуальность включает уровни, расположенные в четкой последовательности и которые обладают самостоятельностью взаимодействием внутри уровней и между уровнями:
- уровень биохимических свойств (биохимия);
- уровень соматических свойств (анатомия, морфология);
- нейродинамический уровень – свойства нервной системы (физиология, электрофизиология);
- психодинамический уровень – психические процессы (психофизиология);
- личностный уровень-свойства личности (психология личности);
- социально-психологический уровень-свойства метаиндивидуальности (социальная психология).
На основе этого интегральная индивидуальность предоставляет собой синтез свойств организма, индивида,личности; особенности психических процессов, метаиндивидуальности.
Таким образом, в интегральной индивидуальности выделены системы:
- индивидуальные свойства организма с биохимической, общесоматической и нейродинамической подсистемами;
- индивидуальные психические свойства с подсистемами темперамента и личности;
- социально-психологические с подсистемами социальных ролей [8].
Индивидуально-психологические особенности образуются в результате системного общения, индивидуального биологического и социального приобретения свойств деятельности, выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах, эмоциях, в проявлении воли.
Определение соотношения социально-типичных и индивидуально своеобразных черт является основной проблемой психологии личности.
Обобщенное отношение к определенным сторонам действительности, отражающее направленность личности относится к социально-типичному (отношение к людям, к самому себе, к коллективу).
Индивидуально своеобразные черты представлены двумя группами психических особенностей: свойства индивида, индивидуальные особенности.
Свойства индивида включают:
- свойства темперамента;
- индивид, количественная сторона его индивидуальности;
- качественные особенности психических процессов.
Индивидуальные особенности: устойчивые мотивы действий в определенных ситуациях; социально-типичное соотношение системы мотивов; индивидуальные черты характера (инициативность, общительность и т.д.).
Свойства восприятия, памяти, мышления и т.п.
Нести в себе признаки того и другого может каждое свойство, но одним своим проявлением может относиться к типичному, к индивидуальному по другим.
В особых качествах поступков, действий своеобразность индивидуальная черт характера проявляется в обусловленных ситуациях: динамических особенностей мотивов и отношений (устойчивости, неустойчивости, кратковременности социальных связей).
Индивидуальное в личности формируется в зависимости от определенных социально-типических отношений, возникших на почве психических свойств индивидуума.
Коррекция свойств личности позволяет сформировать другие связи свойств личности и темперамента в индивидуальности человека, разрушая прежние.
Обобщение вышеизложенного, позволяет уточнить, что взаимная связь и организация свойств личности (индивидуальное и социально-типичное) представляют собой структуру личности. Неразложимыми компонентами свойств личности являются выражение способности, характер, направленность личности.
Таким образом, индивидуальное и социально-типичное представляют системокомплекс, как фактор личности.
Интегральный подход к исследованию индивидуальности в методологическом анализе теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина Л. Я. Дорфманом определяется новым взглядом на системный подход и возможность его применения [8]. Данная теория является основой модели индивидуализации [7].
По отношению к ребенку с проблемами в развитии происходит переоценка ценностных ориентировок не только как к объекту, но и субъекту педагогической деятельности.
По отношению к ребенку с проблемами в развитии не только как к объекту, но и субъекту педагогической деятельности О. А. Алексеев, В. В. Коркунов отмечают, что в специальной педагогике и психологии наблюдается поиск механизмов сближения и интеграции в системе общего и специального образования [9]. Особую значимость приобретает рассмотрение вопроса решения проблем «объект-субъектных» отношений в педагогическом процессе на основе научно-теоретических подходов к построению модели педагог-ребенок, при признании индивидуальных природных свойств собственного социального опыта, самобытности, личностных качеств ребенка.
Ребенок с проблемами в развитии также, как и любой другой ребенок, представляет собой открытую нелинейную самоорганизующуюся систему с биологической и личностной системою, которая взаимосвязана и взаимообусловлена [8].
Системный подход В.В. Коркуновым рассматривался как единое целое с позиций взаимосвязанности всех его элементов, как комплексное изучение объекта [9].
Применение механизма теории интегральной индивидуальности позволили В.В. Коркунову высказать некоторые принципиальные соображения в отношении ребенка с проблемами в развитии как субъекта педагогического процесса, как саморазвивающуюся индивидуальность, но с нарушенным ходом развития, со слабым проявлением телеологической детерминации, с преимуществом каузального типа [9].
При этом необходимо учитывать в индивидуальном стиле его деятельности особенности алиментарной и моторной активности, индивидуальность системы операций и стратегий промежуточных целей для выполнения деятельности.
Исходя из закономерностей Интегральной индивидуальности представляется возможным изучение индивидуальности детей с проблемами в развитии в соответствие с закономерными типами связей между всеми свойствами индивидуальности.
Полагаем, что при планировании содержания психолого-педагогического со-провождения детей с проблемами в развитии в рамках Концепции (ИИ) В. С. Мерли-на следует учитывать уровни индивидуальности: уровень свойств организма; уро-вень индивидуальных личностных свойств; уровень социально-психологических свойств личности и свойств индивидуальности (особенности биохимических, обще-соматических, психодинамических свойств, психологических свойств личности, нейродинамических свойств организма, а также учета возрастно-половых, гендерных различий и учета социальной роли в группе и пр.) [4; 10; 11], что непременно будет способствовать повышению качества психолого-педагогического со-провождения указанной категории детей.