Full text

Участники дорожного движения в связи с многочисленностью своего состава выступают в качестве социальных акторов, вступающих в каждодневные ситуации взаимодействия друг с другом. При этом немаловажным фактором в процессе осуществления регуляции эффективного и безопасного взаимодействия является не столько внешний контроль со стороны соответствующих органов, сколько контроль внутренний, то есть самоконтроль. С целью изучения мнений пользователей дорог относительно степени участия в процессе регулирования дорожного движения всех субъектов его организации мы обратились к анкетному опросу. Используется выборочный метод исследования в объеме 200 человек. По типу выборка – квотная.

Объектом исследования выступают участники дорожного движения, пешеходы и водители, г.о. Тольятти разных возрастных групп, дифференцированных по полу.

Перейдем к описанию основных социально-демографических характеристик респондентов, принявших участие в данном исследовании.

В ходе исследования были опрошены жители города Тольятти: 1) в возрасте до 20 лет – 19% (24,1% – мужчины, 13,0% – женщины); 2) от 20 лет до 30 лет – 48% респондентов (35,2% – мужчины, 63,0% – женщины); 3) от 30 до 45 – 21% (27,8% – мужчины, 13,0% – женщины); 4) от 45 до 60 лет – 11% опрошенных (13,0% – мужчины, 8,7% – женщины) и 5) от 60 лет и старше 1% (0,0% – мужчины, 1,0% – женщины).

По водительскому стажу респонденты разделились на следующие группы: 1) не имеющие водительского стажа – 45%, 2) 12% – стаж до одного года, 3) 15% – от одного года до трех лет, 4) 4% – от трех до пяти лет, 5) 7% – от пяти до десяти лет. Группа со стажем вождения более десяти лет – 17%.

По уровню образования респонденты разделились на 5 групп: 39% – высшее образование, 34% – незаконченное высшее образование, 7% – среднее специальное, 15% – среднее образование, 5% – неполное среднее.

Первый блок вопросов был направлен на выявление степени информированности о правилах дорожного движения.

В ходе исследования выяснилось, что более половины опрошенных (71%) получают информацию по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения из интернета. Для 32% респондентов источниками такой информации служат программы радио и телевидения. Кроме того, 30% узнают информацию от знакомых, коллег по работе, друзей и т. д. Из газет – 14%, из докладов сотрудников Госавтоинспекции – 8%, из сообщений администрации по месту работы – 6%, а остальные 4% вообще не располагают данной информацией.

Далее мы выяснили мнение респондентов о том, интересуются ли они изменениями в законодательстве относительно обеспечения мер безопасности на дорогах. Итак, 57% (50,0% – мужчины и 65,2% – женщины) респондентов отметили, что периодически проявляют интерес к законам в данной области, 22% постоянно обращают внимания на изменения в правилах дорожного движения (ПДД), остальные опрошенные и вовсе не интересуются данным вопросом – это 21% (29,6% – мужчины и 10,9% – женщины).

В ходе анализа исследования выяснилось, что большая часть респондентов – 58% (51,9% – мужчины и 65,2% – женщины) хорошо информированы о правилах дорожного движения и мерах ответственности за их нарушение в качестве пешехода, 37% (38,9% – мужчины и 34,8% женщины) опрошенных недостаточно информированы, а остальные 5% (9,3% – мужчины и 0,0% женщины) затруднились ответить.

Итак, как уже было отмечено нами в первой главе данной работы, социальный контроль выступает одним из важнейших механизмов социализации. При этом немаловажно, чтобы контроль в большей степени, исходил от самой личности, то есть, необходимо осуществлять самоконтроль, в особенности, это применимо к сфере участия человека в дорожном движении. Первым пунктом данного процесса должно быть изучение правил дорожного движения в раннем возрасте. На вопрос о необходимости изучения правил дорожного движения (ПДД) в детском саду, школе подавляющее число респондентов (83%) ответило утвердительно. Необязательным данное условие сочли 14% опрошенных, при этом безразличными оказались 3% респондентов. Позволим предположить, что к одной пятой опрошенных относятся индивиды, считающие, что изучение ПДД не должно носить принудительный и формальный характер, ограниченные стенами образовательных организаций. ПДД можно изучать с помощью родителей, которые обязаны рассказать и показать на собственном примере правила перехода улицы, возможно, приобрести соответствующую литературу по этой теме для ее совместного с ребенком изучения.

При этом, респонденты женского пола в подавляющем большинстве отмечают необходимость в изучении правил дорожного движения в общеобразовательных организациях (91%), тогда как мужчины отмечают эту необходимость только в 75% случаев.

Немаловажным для нас было узнать, как интервьюируемые оценивают качество обучения основам безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях. Итак, 39% считают, что качество обучения низкое в связи с тем, что такие занятия практически не проводятся (44,4% – мужчины и 32,6% – женщины). Более трети (37%) респондентов считают качество обучения основам безопасности дорожного движения удовлетворительным, но при этом отмечают, что нужно давать детям больше практических навыков. Всего лишь 13% отметили, что качество преподавания высокое, т. е. детям дают достаточную подготовку. Остальные 11% опрашиваемых затруднились ответить.

В следующем блоке вопросов мы выясняли о том, какое отношение к соблюдению правил дорожного движения у его участников.

Итак, мы спросили респондентов о соблюдении ими ПДД в качестве пешеходов. Респонденты разделились на такие категории как: соблюдают всегда (36,0%), чаще «да», чем «нет» (31%), соблюдают при наличии пешеходных переходов и светофоров (17%), соблюдают, при сопровождении детей (11%), чаще «нет», чем «да». (2%), остальные (1%) честно признались в полном несоблюдении ПДД. Что касается разделения по половому признаку, то респонденты мужчины более рассудительно относятся к соблюдению правил дорожного движения, чем участники дорожного движения женского пола. Это проявляется и в том факте, что мужчинами отмечается в большинстве случае абсолютное соблюдение ПДД, тогда как женщинами отмечается факт возможного ситуативного и периодического несоблюдения этих правил в тот момент, когда они являются пешеходами, что подтверждает наше предположение о том, что водители-мужчины преимущественно склонны отмечать, что неукоснительно соблюдают правила дорожного движения.

Далее мы выяснили мнение респондентов о причинах, являющихся помехой для пешеходов к соблюдению правил дорожного движения. По результатам исследования самым главным фактором, несоблюдения ПДД, являются личные качества человека: так считают 70% опрошенных (64,8%– мужчины, 76,1% – женщины). Вторым немаловажным фактором являются недостатки в организации движения: так считают 35% опрошенных (29,6% – мужчины, 41,3% – женщины). Считают, что чувство безнаказанности не останавливает пешеходов нарушать правила – 26% опрошенных, из которых 24,1% являются респондентами мужского пола, а 28,3% – женского. 18% считают, что пешим участникам дорожного движения мешает несоблюдение правил дорожного движения водителями транспортных средств. Недостаточный уровень контроля со стороны ГИБДД – 14%. А остальные 2% респондентов затруднились ответить. Отметим, что большинство респондентов считают, что пешеходы не соблюдают правила дорожного движения из-за личных качеств, к которым относят легкомысленность, недисциплинированность, низкую культуру поведения и т. д.

Обратимся к анализу данных о степени осознания респондентами факта административной ответственности за нарушения правил дорожного движения пешеходами и пассажирами. Как показали результаты исследования, большинство респондентов знают о существовании подобной меры наказания (90%), при этом остальные 10% опрошенных не задумывались об этом.

Далее мы выяснили мнение респондентов о причинах несоблюдения водителями правил дорожного движения. По результатам исследования, одним из первых факторов несоблюдения ПДД водителями, является, по мнению половины опрошенных (46%) – уверенность в безнаказанности. Вторым немаловажным фактором является недостаточный опыт вождения: так отмечают 39% опрошенных (45,3% – мужчины, 33,3% – женщины). Считают, что частой причиной нарушения правил дорожного движения является плохое качество дорог и дорожной разметки: так ответили 33% опрошенных. 32% отметили, что водителям мешает склонность к риску, из которых 20,8% являются респондентами мужского пола, а 46,7% – женского. О том, что нарушителями чаще всего выступают лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сообщают нам 29% респондентов (30,2% – мужчины, 28,9% – женщины).

Следующий фактор, который мешает водителям соблюдать ПДД – негативные психологические состояния, стресс: так отметили 27% (35,8% – мужчины, 17,8% – женщины) опрошенных. Далее отметили такую причину как недостатки в организации движения – 23% (24,5% – мужчины, 22,2% – женщины). Факт частых нарушений со стороны других водителей транспортных средств является причиной правонарушений правил дорожного движения и остальными водителями транспортных средств. Данная точка зрения характерна для 22% (24,5% – мужчины, 20,0% – женщины) респондентов. Что касается низкого уровня подготовки на курсах вождения, 20% посчитали эту проблему важной, из них 26,4% мужского пола и 13,3% женского.

Недостаточный уровень контроля со стороны Госавтоинспекции является причиной, по которой происходят нарушения ПДД со стороны водителей, для 17% (20,8% – мужчины, 13,3% – женщины). Остальные 2% респондентов затруднились ответить. Подведем итог по данному вопросу, около половины опрошенных считают, что большинство водителей не соблюдают правила дорожного движения из-за уверенности в безнаказанности. Данная причина может вызвать множество нарушений правил дорожного движения, приведя к трагическим последствиям.

Следующий блок вопросов был направлен на изучение отношения респондентов к нарушениям правил дорожного движения.

Итак, мы спросили респондентов о том, приходилось ли им оплачивать штрафы за нарушение ПДД за последний год в качестве пешехода и водителя. Данные показывают, что большинству респондентов не приходилось оплачивать штрафы последний год: в качестве пешехода (80%), в качестве водителя (78%). Относительно различий респондентов по половому признаку, отметим, что мужчины и женщины в равной степени ответили на этот вопрос.

Далее мы выяснили у респондентов о наличии в их жизни и жизни близких людей случаев участия в дорожно-транспортных происшествиях за последние 5 лет. 31% опрошенных ответили, что являлись участниками ДТП без пострадавших, 12% участвовали в автокатастрофах с пострадавшими, тогда как большинство опрошенных (57%) обозначили, что не участвовали в дорожно-транспортных происшествиях. Исходя из полученных данных, можно говорить о реальном существовании проблем в сфере безопасности дорожного движения, так как половину респондентов подтвердили, что они были участниками ДТП.

Перейдем к анализу мнений по вопросам, связанных со склонностью осуществлять самосохранительное поведение. Нами был задан вопрос: «Предположим, Вы стоите на перекрестке, на котором нет машин, и человек рядом с Вами переходит дорогу на красный свет. Ваши действия…». Итак, большинство респондентов (72%) ответили, что будут ожидать зеленый сигнал светофора. 18% присоединятся к этому человеку, если будут очень спешить. Вызывает волнение тот факт, что не придают особенного значения этой проблеме 10% опрошенных, которые при любых обстоятельствах поступят также, как этот человек. Следовательно, можно сделать вывод по данному вопросу о том, что большей части опрошенных небезразличны правила дорожного движения, они будут их соблюдать, даже если нет рядом автомобилей.

Следующим вопросом мы выяснили, как бы отреагировали респонденты на ситуацию: «Предположим, Вам нужно перейти на другую сторону улицы, а пешеходный переход находится в ста метрах. Ваши действия....». Итак, значительное число респондентов (57%) отметили, что будет целесообразным дойти до ближайшего пешеходного перехода. 23% перейдут улицу там, где удобно, если очень спешат. Можно обратить внимание, что остальные 20% опрошенных перейдут улицу, где посчитают нужным. Подводя итог по данному вопросу отметим, что около половины респондентов перешли бы дорогу нарушая правила дорожного движения, подвергая себя и других участников дорожного движения значительному риску.

Далее мы выяснили у респондентов о том, что предпринял бы респондент, если бы к нему заехал в гости знакомый и выпив алкогольный напиток собирается сесть за руль. Итак, более половины опрошенных (63%) уговорила бы гостя не садиться за руль и вызвать такси. 28% респондентов ответили, что сказали бы знакомому, что он не прав и предоставить принять решение самому. Остальные 9% ответили, что не остановили бы гостя, так как он взрослый человек и сам отвечает за свои поступки.

Таким образом, предположение о том что, женщины преимущественно в отличие от мужчин склонны осуществлять поведение, направленное на самосохранение, что в свою очередь, проявляется на вербальном уровне полностью подтверждена.

Последняя часть вопросов были направлены на изучение действенных форм предупреждения нарушений. О том, как влияет повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения на безопасность на дорогах опрашиваемые высказались следующим образом: большинство отвечают на данный вопрос положительно (57%), считая, что участники движения становятся более дисциплинированными, нарушители несут ответственность за проступки. 23% интервьюируемых отметили, что данная мера не оказывает никакого влияния, так как людей, склонных к риску, штраф не остановит. Остальные 20% относятся к данной мере отрицательно, объясняя тем фактом, что штрафы создают представление, о том, что всегда можно откупиться, а также считают, что эта система не влияет на безопасность, но стимулирует коррупцию. Подводя итог, большинство опрошенных считают, что повышение штрафов поднимает ответственность участников дорожного движения, сама система штрафов работает удовлетворительно, а нарушители несут ответственность за свои проступки.

Важным для нашего исследования был вопрос о том, какие профилактические мероприятия проводятся с пешеходами в нашем городе. Большинство респондентов (75%) утверждают, что профилактические работы проводятся. Некоторые из них считают, что работа с пешеходами проводится очень редко (30%). Некоторая часть опрошенных (23%) отмечает, что часто встречаются со случаями регулярной работы с пешеходами в СМИ, 13% отметили, что сотрудники полиции активно следят за соблюдением правил дорожного движения пешеходами. Всего лишь 9% респондентов отметили, что проводятся по месту работы или учебы профилактические мероприятия по правилам дорожного движения. Остальные ответили негативно (25%), отмечая, что разъяснительные беседы не проводятся.

И последним вопросом мы рассмотрели, какие формы борьбы по предупреждениям нарушений наиболее действенные. Самым приоритетным для большего числа респондентов стало предложение усиления контроля над нарушениями и наказаниями (54%). Дальше одним из немаловажных факторов для респондентов (44%), оказалось, улучшение организации дорожного движения (светофоры, ограждения, разметка и т. д.). Третьей формой борьбы с предупреждениями нарушений правил дорожного движения обозначили борьбу с коррупцией в органах Госавтоинспекции (41%). Необходимость улучшения качества дорожного покрытия отметили 39% опрошенных, а 35% также полагают, что регулярным проведением разъяснительных работ с населением может уменьшить число нарушений. Социальная реклама с пропагандой правил дорожного движения на дорогах нашего города может принести пользу: так считают 30% респондентов. Если говорить о повышении качества подготовки водителей, то, как считают 26% респондентов, этот фактор тоже играет роль в процессе предотвращения нарушений со стороны автомобилистов. Остальные отметили увеличение размера штрафов – 23%. Один из респондентов указал такой способ борьбы с нарушениями – «не допускать за руль несовершеннолетних». Отсюда вывод, что большинство участников дорожного движения склонны перекладывать ответственность за обеспечение его безопасности на государственные структуры, в целом на объективные обстоятельства, вышеперечисленные нами.

Исходя из произведенного анализа, подведем итоги. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что проблема эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности существует и на сегодняшний день является актуальной. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. На проблемы в обеспечении безопасности дорожного движения оказывает воздействие ряд факторов, в число которых входят информированность о правилах дорожного движения, о мерах ответственности за их нарушение, соблюдение правил и др. Сравнивая точки зрения мужчин и женщин по тем или иным проблемам, связанным с безопасностью дорожного движения, мы сформировали полное представление об эффективности форм социального контроля по обеспечению безопасности дорожного движения.