Жизненный путь каждого индивида состоит из множества периодов социальной адаптации. Если говорить об основных, то первый адаптационный опыт индивид получает в детском саду, затем в первом классе школы. Важным моментом в жизни каждого из нас является переход из начальной школы в среднюю и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.
Проблема адаптации является одной из главных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на социальном, психологическом, педагогическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными Г. И. Царегородского, который объективно относит это понятие к общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяцией на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Понятие адаптации, как общенаучное, – содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения» [1, с. 14].
Актуальность проблемы социальной адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности колледжа обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни.
Стоит отметить, что любое обучение является не легким. Важнейшей предпосылкой успешной учебно-профессиональной деятельности студентов на первых курсах становится их своевременная адаптация к новой ситуации, в момент обучения в колледже, которая рассматривается как первичный этап включения студентов в профессиональное сообщество. Первый курс – точка опоры для первокурсника, которая может стать причиной отклоняющегося поведения, деформации общения и обучения. Именно на первом курсе сформировывается отношение первокурсника к образовательному процессу, выбранной профессии и вместе с этим продолжается процесс «поиска себя». Даже отличавшиеся по успеваемости в школе молодые люди могут чувствовать себя неуверенно, переходя на новый этап. Первое поражение может стать для них основой для будущих разочарований, пассивности и как следствие отчуждению от группы. Успешная адаптация в новой социальной среде способна значительно повлиять на дальнейшее развитие молодого специалиста в профессиональной сфере.
Должно пройти немало времени, прежде чем первокурсник приспособится к новым требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Следовательно, отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, появляются первые академические задолженности, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения. Проблема студентов-первокурсников заключается и в том, что их новая социальная группа (сокурсников, одногруппников) на данном этапе еще не до конца сформирована, она не имеет своих правил поведения и норм. Коллектив еще разобщен: каждый индивид является чужим для другого. Обучаясь в школе субъект, был включен в длительные отношения с одноклассниками, ему присваивался определенный статус, и он действовал в соответствии с ним. При поступлении же в колледж у него появляется возможность изменить свою роль и статус, занять новое положение в коллективе.
Начальное и среднее профессиональное образование в городе Тольятти представлено 19 колледжами. В 2016 году нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо было выяснить каковы особенности социальной адаптации студентов, выявить объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов первого курса.
К объективным факторам социальной адаптации студентов мы относим: возраст, пол, специфические условия конкретного колледжа и факультета (преподавательский состав, новые методы обучения, критерии и нормы оценки). К субъективным факторам – мотивация учебной деятельности, локализация контроля, совладающее поведение (копинг-стратегии), взаимоотношения (социально-психологический климат в группе, отношения с преподавателями), темперамент и социальная позиция [2, с. 17].
Представим результаты проведенного нами исследования и начнем с социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в социологическом опросе.
В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 200 человек, из которых половину составляет юноши (50%), а другую половину – девушки (50%). Средний возраст респондентов составил – 16,8.
Опрос респондентов по отделениям показал, что среди опрошенных получающих НПО (начальное профессиональное образование) на 16% больше, чем получающих СПО (среднее профессиональное образование).
Обратимся к анализу такого субъективного фактора как мотивация учебной деятельности. На вопрос о мотивах поступления в колледж большинство студентов 38% ответили «по собственному желанию», 31% ответили «по настоянию родителей», ответ «по семейным традициям» выбрали 19% респондентов, а ответ «из солидарности с приятелем» выбрали 12% студентов.
Для проведения анализа интереса к образовательной программе в колледже респондентам был задан вопрос относительно степени заинтересованности в учебном процессе. Положительно на данный вопрос ответили 30% респондентов, девушкам 36%, интереснее учится, чем юношам 24%. Вариант ответа «скорее да» выбрали большинство респондентов 39% (девушки 40% и юноши 38%). Вариант ответа «скорее нет» выбрали 16% респондентов (юноши 18% и девушки 14%). Особого интереса в учебе нет у 15% девушек и у 14% юношей.
Таким образом, девушкам нравится учиться больше, чем юношам, это связано с тем, что у девушек сильнее развит интерес к занятиям, девушки более усердны к выполнению заданий, во время занятий более сконцентрированы, чем юноши.
Следующим шагом было выяснить мнение респондентов о характерных особенностях учебной деятельности колледжа. Больше всего в учебном процессе респонденты довольны требованиями к уровню знаний со стороны преподавателей (52%), а менее всего респондентам по душе формы проведения занятий (30%). Уровень преподавания общеобразовательных предметов устраивает 40% респондентов. Уровнем преподавания по профессиональным предметам довольны 37% респондентам, а система оценки знаний устраивает 31% респондентов.
На вопрос о времени адаптации к студенческой жизни большинство студентов ответили, что адаптация им не требовалась – 37%, непродолжительный и несложный процесс адаптации был у 33% студентов, сложности с адаптацией возникли у 14% студентов, а так же 16% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Если судить по половому признаку, то у девушек на 8% больше, чем у юношей процесс адаптации был долгим и трудным, и на 6% девушек меньше, чем юноши ответили, что никакая адаптация ин не требовалась.
Отсюда делаем вывод о том, что именно юношам легче привыкнуть к студенческой жизни, чем девушкам, и несмотря на то, что в меняющихся условиях жизни всем одинаково трудно перестроиться и приспособиться к новой жизни, непосредственно девушки в силу психических особенностей склонны к переживаниям, тогда как юношам проще приспособиться к переменам.
В следующем блоке вопросов выясним социально-психологический климат в колледже.
Обратимся к анализу такого субъективного фактора как социально-психологический климат в группе. На вопрос: «Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одногруппниками?» большинство ответили, что общение в основном дружеское, доброжелательное (86%). Лишь у 6% респондентов взаимоотношения с группой безразличные и у 8% чаще всего конфликтные и проблемные. Если говорить отдельно про юношей и девушек, то у юношей (86%) и девушек (86%) отношения с одногруппниками в основном дружеские, но у девушек на 8% чаще бывают конфликтные ситуации.
Чтобы выяснить подробнее о взаимоотношениях между одногруппниками, было предложено охарактеризовать свою группу, используя восемь вариантов ответа. Больше половины отметили, что в их группе присутствует взаимопомощь, поддержка друг друга в различных ситуациях (70%), также учащиеся общаются друг с другом не только в колледже, но и в повседневной жизни (60%). Одноклассники умеют работать в команде и вместе принимать решения (51%). В распределении по полу мы получили следующие результаты: у юношей (74%) и у девушек (66%) складываются хорошие позитивные отношения с группой, для которой характерны взаимная поддержка; общение вне школы (у юношей выше, чем у девушек: 62% и 58%), также присутствует умение работать единой командой (56% и 46%). Терпимое отношение к слабостям окружающих выше со стороны юношей (64%), чем у девушек (48%). Если говорить об отрицательном климате в классе, то мнение в двух группах следующее: 10% и 14% отметили, что в их классе можно заметить грубость и агрессивность со стороны одногруппников.
На основе полученных данных можно сказать, что более дружеское и терпимое отношение к своим одногруппникам у юношей. Девушки реже встречаются и общаются в повседневной жизни и именно девушки чаще, чем юноши склонны испытывать зависть к успехам и достижениям друг друга.
Обратимся к анализу такого субъективного фактора как отношения с преподавателями. С помощью следующего вопроса мы выяснили взаимоотношения студентов с преподавателями. Анализ результатов свидетельствует: 63% респондентов считают их отношения с преподавателями хорошими и доверительными, 31% респондентов ответили, что отношение с преподавателями у них сугубо деловые. Нет контакта и взаимопонимания лишь у 6% учащихся со своими преподавателями. Как оказалось, у девушек отношения с преподавателями лучше, чем у юношей. Деловое общение характерно больше для юношей (34%), чем для девушек (28%). Как оказалось отсутствие контакта с преподавателями характерно в большей степени девушкам (10%), чем юношам (2%).
Далее респонденты рассказали к кому они обращаются за помощью при возникновении проблем в ходе учебного процесса. Большинство респондентов обращаются за помощью к друзьям и сокурсникам при возникновении ученических проблем (56%), реже всего респонденты обращаются к куратору группы (27%), так же популярные ответы были к родственникам (49%), к заведующему кафедрой (47%), в студенческий совет (32%). Респонденты двух выделенных групп отметили, что есть преподаватели, которые готовы помочь с трудностями в учебном процессе. Их мнения полностью сошлись (51%). 50% юношей и 48% девушек ответили, что возникающие проблемы решают в кругу своих родителей и близких родственников. За помощью к друзьям обращаются 54% юношей и 58% девушек. Чаще за помощью к куратору группы и в студенческий совет обращаются девушки, а юноши чаще обращаются за помощью к заведующему кафедрой.
Следующий блок вопросов связан с учебным процессом. Респонденты ответили, в какой мере им интересно учится, и рассказали о дальнейших образовательных планах после окончания колледжа.
Для начала мы узнали, как трудно было привыкнуть студенту-первокурснику к новой системе образования в колледже. Большинство респондентов (49%) не заметили разницы, незначительное отличие, которое не повлияло на процесс адаптации к новой системе образования, заметили 43% опрашиваемых. Иначе считают 8% респондентов – им было сложно перестроиться на новую систему образования. 58% девушек и 40% юношей ответили, что «не заметили значительного перехода от одной системы образования к другой». 46% юношей и 40% девушек заметили незначительное отличие. Юношам 10% было сложнее перестроиться со школьной программы, чем девушкам 6%.
На наш взгляд это связано с тем, что девушки более прилежны, лучше учатся, выполняют задания вовремя, реже прогуливают занятия, отводят учебе больше личного времени, чем юноши.
В следующем вопросе респондентам было предложено ответить на вопрос «Планируете ли Вы после окончания колледжа работать по выбранной Вами специальности?». 49% респондентов планируют дальнейшее обучение, 40% не планируют дальнейшее обучение, а 11% затруднились с ответом. Свое дальнейшее обучение хотят продолжить 54% юношей и 44% девушек.
Далее респонденты отвечали на вопрос о своих дальнейших образовательных планах. Дальнейшее обучение в ВУЗе по специальности, полученной в колледже хотят продолжить 22%, а поступить в ВУЗ на другую специальность планируют 26%, пройти курсы профессиональной подготовки желают 21%, не желают продолжать обучение 22% респондентов, 9% не смогли ответить на данный вопрос. 19% юношей и 28% девушек хотят продолжить обучение в ВУЗе по специальности, поступить в ВУЗ на другую специальность хотят 28% юношей и 24% девушек, пройти курсы профессиональной подготовки хотят 18% юношей и 20% девушек, не хотят продолжать обучение 18% юношей и 22% девушек, не смогли ответить на вопрос лишь 2% девушек и 12% юношей.
Для оценки интереса к выбранной специальности респондентам было предложено 13 вариантов. Возможность быстро сделать карьеру выбрали 40% респондентов, данный вариант ответа больше выбирали девушки 42% и 38% юношей. Возможность реализовать свои способности выбрали 30% респондентов, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 30%. Вариант ответа возможность легко устроится, выбрали 40% респондентов, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 40%. Вариант с высокой оплатой труда выбрали 25% респондентов, из них 28% юноши и 22% девушки. Интеллектуальный характер профессии предпочтителен для 27% респондентов (23% юноши и 28% девушки). Вариант «комфортные условия труда» – был самый популярный ответ, его выбрали 52% респондентов, из них 54% юноши и 50% девушки. Вариант возможность руководить людьми в выбранной специальности выбрали 27%, из них 28% юношей и 26% девушек выбрали данный ответ. Отсутствие однообразия и монотонности в выбранной профессии выбрали 40% респондентов, из них 42% юноши и 38% девушки. Вариант творческий характер работы, возможности самостоятельных действий выбрали 30%, из них 32% юноши и 28% девушки. Вариант возможность принести пользу людям выбрали 33%, из них 34% юноши и 32% девушки. Вариант возможность общения с людьми выбрали 37%, из них юноши 36% и девушки 38%. Вариант престижность профессии выбрали 40%, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 40%. Вариант «нравится работать с техникой» выбрали 35% респондентов, из них 30% юноши и 40% девушки. Самым популярным ответом на вопрос об интересе специальности был ответ комфортные условия труда 52%, юноши (54%) чаще выбирали данный ответ, чем девушки (50%). А самым непопулярным ответом был «высокая оплата труда» всего лишь 25% респондентов выбрали данный ответ, юноши (28%) чаще выбирали данный ответ, чем девушки (22%).
Таким образом, студенты в выборе профессии основывались не столько на финансовом аспекте выбора специальности, а руководствовались комфортными условиями труда, а так же возможностью сделать карьеру, реализовать свои способности, легко устроится на работу. Студентов интересуют творческое развитие в работе, отсутствие монотонности и однообразие, а так же престиж профессии.
Для исследования представлений студентов о своей будущей профессии, был задан вопрос «Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения в колледже?». Положительно ответили на этот вопрос 36%. Девушки 38% чаще, чем юноши 34% выбирали данный вариант ответа. Вариант ответа «нет, не изменилось», выбрали 34% респондентов, мнения юношей и девушек 34% сошлись в данном варианте ответа. 22% респондентов ответили, что представления о выбранной профессии оказались лучше, данный вариант ответа девушки 24% выбирали чаще, чем юноши 20%. Представления о выбранной профессии изменились в худшую сторону у 4% респондентов, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 4%.
Для проведения оценки самосовершенствования в выбранной профессии, был задан вопрос «Стремитесь ли Вы к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в выбранной профессии?». Положительно на данный вопрос ответили 60% респондентов, юноши 64% чаще выбирали данный вариант ответа, чем девушки 56%. Вариант нет, выбрали 27% респондентов, девушки 32% чаще выбирали данный вариант ответа, чем юноши 22%. Затруднились с ответом 13%, из них юноши 10% и девушки 16%.
Таким образом, в выбранной профессии юноши чаще стремятся к совершенствованию, развитию своих навыков и умений.
Обратимся к анализу такого субъективного фактора как совладающее поведение (копинг-стратегии). Далее нами было выяснено, что при возникновении проблем в ходе учебного процесса студенты обращаются за помощью: к друзьям и одногруппникам (56%), к преподавателям (51%), к родителям и родственникам (49%), к заведующей (47%), в студенческий совет (32%) и к куратору группы (27%).
Отсюда попытаемся сделать вывод о том, что социальные отношения между администрацией и студентами, с одной стороны, и между преподавателями и студентами, с другой стороны, зачастую носят систематический и поддерживающий характер, что позволяет студентам быстрее приспособиться к новым сложностям образовательного процесса.
Чтобы выяснить о дальнейших профессиональных планах студентов, был задан вопрос о том, планируют ли студенты работать по специальности. Значительная часть студентов ответили положительно 46%. Не планируют работать по специальности 40% студентов (девушки (44%), юноши (36%). Затруднились с вариантом ответа 14% респондентов.
Таким образом, мнения студентов разделилась почти поровну, одна половина хочет работать по выбранной специальности, другая нет, чаще всего ответ нет, выбирали девушки.
Далее мы задали вопрос о посещаемости учебных занятий. И выяснили, что 34% юношей и 32% девушек пропускают до 10% занятий по неуважительным причинам, 18% юношей и 16% девушек пропускают почти половину занятий. И у 10% юношей и 14% девушек посещаемость ровняется 100%. Не пропускают занятия всего 12%.
Обратимся к анализу такого объективного фактора как возраст. Опрос показал, что возраст студентов первокурсников составил 16,8 лет. Как известно, индивиды данной возрастной группы характеризуются своей психической и социальной незрелостью, и в целом незавершенностью процесса жизненного самоопределения. В этой связи прогнозировать дальнейший процесс адаптации весьма затруднительно, стоит только предполагать, что направление данного процесса будет активно регулироваться агентами социализации в сторону деятельного трудового начала.
Перейдем к анализу такого объективного фактора, влияющего на процесс адаптации как пол. Опрос показал, что половину составляет юноши (50%), а другую половину – девушки (50%). При этом, стоит отметить, что гендерная принадлежность не оказывает столь значимого влияния на процесс адаптации в колледже, при условии, что специальность, выбранная для прохождения обучения соответствует уровню подготовки в школе и способностям обучающегося. В целом, стоит отметить, что девушки склонны чаще проявлять неудовлетворенность некоторыми аспектами учебной деятельности «внешне» (эмоционально) и вербализировать данные умозаключения, нежели юноши.
Некоторая часть объективных факторов социальной адаптации студентов профессиональных колледжей подвержена постоянным изменениям. В частности такой фактор как специфические условия конкретного колледжа и факультета. Направленность данных модификаций проистекает из изменения педагогического состава, набора дисциплин входящих в учебный план и преподаваемых в зависимости от приемов и методов обучения, принятых в данном образовательном учреждении, а также критериев и норм оценки. Неоспоримым является тот факт, что тип темперамента, профессионализм и личностные качества педагогов, а также стили ведения дисциплин, высокие требования к уровню знаний и/или к их оцениванию – все это оказывается значимым в процессе социальной адаптации студентов к образовательному пространству профессионального колледжа.
Исходя из полученных данных, обратимся к анализу поставленных нами в начале исследования гипотез. Предположение о том, что девушки более адаптивны к новым условиям социальной среды, чем юноши, в связи с более высоким уровнем коммуникабельности, частично опровергнута. Гендерный фактор не оказывает значимого влияния на степень адаптированности личности к новым образовательным условиям.
Частично подтвердилось предположение о том, что юноши свободнее налаживают взаимоотношения с одногруппниками, чем девушки. Отношения, формируемые в студенческих группах юношами и девушками, носят благоприятный характер.
Предположение о том, что девушки более склонны налаживать конструктивный диалог с преподавателями, чем юноши подтвердилась.
Частично подтвердилось предположение, что после окончания колледжа девушки стремятся поступить в высшее учебное заведение, а юноши планируют уже работать. Юноши, так же, как и девушки планируют продолжать обучение в ВУЗе, но по другой специальности.
Предположение, что в выбранной профессии девушки в отличие от юношей стремятся к самосовершенствованию, развитию навыков и умений частично подтвердилась. Юноши, как и девушки, стремиться к самосовершенствованию в выбранной профессии.
Предположение о том, что степень заинтересованности в получении знаний у девушек выше, чем у юношей подтвердилась.
Используя типы социальной адаптации, предложенные У. Томасом и Ф. Знанецким [3, с. 176], мы выяснили, что эти типы личности можно проецировать на студентов профессиональных колледжей. Филистер, на наш взгляд, это тип студента, который «перенес» образовательные стратегии со школы в колледж. Он действует согласно старой традиции, не осознавая тот факт, что возможно условия обучения в новой образовательной организации существенно отличаются от прежних. Богемный тип личности это такой тип студента, который временно адаптировался к новым условиям в колледже, но продолжает поиск новых образовательных стратегий. Творческий тип личности, это такой тип студента, который находится в гармонии с новой социальной средой и постоянно расширяет свои образовательные стратегии в зависимости от своих целей.
Таким образом, исследования социальной адаптация студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе показал нам, что в большинстве своем студенты испытывают трудности с социальной адаптацией на первом году обучения. На основе полученных исследований, выделены необходимые меры для повышения социальной адаптации студентов первокурсников профессиональных колледжей:
- оптимизация организации учебной деятельности для студентов-первокурсников;
- личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация деятельности педагогического коллектива колледжа при работе с первокурсниками;
- участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления;
- вовлечение студентов-первокурсников в общественную жизнь колледжа.
Конечно, главным в социальной адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым учебным условиям. В успешной социальной адаптации большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, таким образом, разработанные рекомендации позволят повысить активность студентов-первокурсников, а так же их успеваемость и качество знаний.
Социальная адаптация занимает важное место в социологических теориях проблем взаимодействия социальной среды и человека. Теоретический анализ многочисленных исследований позволил нам заключить, что на современном этапе развития вопрос адаптации студентов занимает ключевые позиции в системе среднего профессионального образования.
Анализ субъективных факторов социальной адаптации показал, что большинство студентов быстро и достаточно легко привыкают к студенческой жизни, отношение с одногруппниками и преподавателями в колледже у большинства респондентов благоприятные, уважительные. Анализ некоторых параметров дает основания утверждать, что результаты не показали серьезных различий между ответами юношей и девушек.
Анализ объективных факторов показал, что они больше подвержены изменениям, чем субъективные факторы, таким образом, влияние их на адаптационный процесс студентов не прекращается. Обобщая эмпирические данные и выводы, можно указать, что студенты-первокурсники профессионального колледжа испытывают различные трудности в период социальной адаптации и преподавателем необходимо оказывать поддержку первокурсникам. Можно говорить о том, что процессы социальной адаптации, скорее всего, направлены на наиболее подвижные личностные структуры (навыки управления своими эмоциями и поведением). Также следует отметить, что полученные в процессе исследования показатели не имеют критичных показателей.