Отношение общества к людям, имеющим какие-либо физические или психические нарушения в различные исторические периоды контрастно различалось. В культурном контексте представляет собой смесь из терпимости, ненависти, любви, страха, благоговения и отвращения. Даже в пределах одной страны отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья может разниться в зависимости от региона и исторической эпохи. Это обуславливается не только стереотипами, варьирующимися ценностями, но и субкультурными представлениями.
Несмотря на то, что в наши дни и произошли некоторые изменения в восприятии лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), тем не менее, культурные традиции и укоренившиеся убеждения по-прежнему оказывают влияние на их степень вовлеченности в общественную жизнь. Так в современной литературе раскрываются различные аспекты отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Выделяется главный фактор, влияющий на отношение общества к людям с ОВЗ — это недостаточное информирование общества о проблемах инвалидов и лиц с ОВЗ, что создает большую социально-психологическую дистанцию между основным населением и категорией людей с ОВЗ. Это обусловлено тем, что долгое время лица с отклонениями в развитии находились «в тени», были изолированы от общества, были замкнуты в особом социуме. Вышеуказанный фактор является главным, так как по мнению В. З. Кантора и В. В. Пузань, без формирования конструктивного отношения к лицам с ОВЗ невозможно их полноценное включение в социум [по 1].
Особая ответственность при включении лиц с ОВЗ в социум на этапе школьного обучения – это не просто информированность, но и готовность к принятию ребенка со стороны субъектов образования: педагогов, родителей и других обучающихся. Это предполагает изменения в их сознании, «позволяющие принять саму идею инклюзивного образования, а вместе с этим признать ценность каждого обучающегося…» [2, с. 80].
Также одним из факторов, оказывающих влияние на формирование достойного отношения общества к различным категориям лиц с ОВЗ, является специфика и характер нарушений. Так, А. М. Щербакова отмечает, что отношение к обобщенному понятию «инвалид» и человеку с умственной отсталостью ярко разнятся. В исследованиях А. М. Щербаковой можно проследить резко отвергающее отношение общества к лицам с интеллектуальными нарушениями и принимающую позицию респондентов в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ. Л. Пожар создает список конкретных дефектов, составленных по убыванию приемлемости в обществе. Так наиболее приемлемыми в обществе стали речевые нарушения, далее — нарушения опорно-двигательного аппарата, на третьем месте – глухота, на четвертом – слепота, и замыкает этот список умственная отсталость, являющаяся наименее принимаемой в обществе [3].
Кроме этого можно выделить ряд факторов, влияющих на формирование отношения общества к лицам с ОВЗ, не связанных с клинико-психологическими характеристиками лиц с ОВЗ. Так, по мнению Н. А. Коростелевой, А. М. Красновой, В. В. Леоновой, уровень толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья возрастает после наличия опыта взаимодействия с данной категорией людей в повседневной жизни [4].
Несмотря на глобальную гуманизацию общества, отношение российского общества к лицам с ОВЗ нельзя назвать оптимальным. Л. И. Акатов выделяет демографический фактор отношения общества к «особым» людям. «Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жители небольших деревень. Деревенские жители чаще проявляют к ним бескорыстность и альтруизм» [5].
На наш взгляд, стоит выделить еще один фактор, формирующий взгляды социума на людей с ОВЗ – это семья. В рамках семьи индивиду прививаются обычаи, традиции и система духовных ценностей. С одной стороны, невозможно отрицать, что воспитание детей в семье определяет поведение взрослого человека к другим людям, к миру в целом, и по отношению к лицам с ОВЗ, в частности. С другой стороны, сама семья ребенка с ОВЗ – это тоже часть общества со своим специфическим отношением к ребенку. Известно, что семейная система, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, зачастую «представляет собой деформированную коммуникативную среду» [6, с. 126] с неприятием ребенка, с неадекватным оцениванием его возможностей и т. д.
Исходя из вышеуказанных факторов у разных людей в обществе возникает некая модель стереотипных представлений и суждений о человеке с ограниченными возможностями здоровья, что зачастую противоречит понятию «толерантность». Рассмотрим модели, созданные американским академиком В. Вольфенсбергером [7].
- Модель «Больной человек». В рамках этой модели лицо с ОВЗ воспринимается обществом как больной человек и рассматривается как объект лечения. К контексте образовательного процесса ограниченные возможности здоровья связаны в первую очередь с особыми образовательными потребностями, тем самым данная модель в современном обществе является в первую очередь ограничителем инклюзивного образования.
- Модель «Недочеловек». Неполноценное существо – так рассматривается человек с ОВЗ, согласно этой модели. Создание искусственных ограничений, препятствующих социализации и нормализации, негуманные условия жизни и негуманное обращение – таковы последствия данной модели.
- Модель «Угроза обществу». «Невежество – величайший недуг человечества» (Вольтер, 1694). Именно невежество и неинформированность общества сформировало представление, что некоторые категории лиц, в частности, люди с умственной отсталостью, лица с психическими отклонениями и глухие, представляют опасность для общества. Это порождало суеверные и эзотерические мнения о том, что такие категории лиц могут «наслать порчу», «накликать беду», нанести моральный и материальный ущерб. Дабы оградить себя от вышеуказанных категорий лиц, создавались закрытые учреждения в отдаленных местах со строгим режимом содержания [8].
- Модель «Объект жалости». Данная модель является деструктивной для лиц с ОВЗ, так как человек в рамках этой модели воспринимается обществом, как маленький инфантильный ребенок, требующий защиты от всего негативного. Особенно данная модель распространена по отношению к лицам с умственной отсталостью. Деструктивность данной модели проявляется в том, что чувство жалости оказывает отрицательное влияние на развитие личности человека с ОВЗ. А желание защитить от всего «плохого» приводит к изоляции данной категории лиц от общества.
- Модель «Объект обременительной благотворительности». В связи с тем, что ряд стран в мире имеют нестабильную экономическую ситуацию и сложные экономические условия, государственная помощь и благотворительная политика по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья считается обществом нецелесообразной растратой государственного бюджета. Что приводит к стигматизации лиц с ОВЗ, как «обуза для общества», а также к эйблизму.
- Модель «Развитие». В рамках данной модели общество должно обладать таким качеством как толерантность, давая возможность реализовать все права людей с ОВЗ, а именно: право на образование, право на трудоустройство, право на юридическую помощь и т. д.
Еще в XX веке основатель Кэмпхиллского движения, австрийский медик и педагог Карл Кёниг указывал на «три большие ошибки» отношения современного общества к лицам с ОВЗ:
- агностицизм;
- дарвинское понятие «естественного отбора»;
- психологическая теория измеряемого интеллекта [9].
Исходя из вышесказанного, на данный момент в Российской Федерации становится актуальным вопрос формирования толерантного отношения к лицам, имеющим какие-либо нарушения здоровья. Современное российское общество в настоящее время вступила в фазу, так называемого, толерантного отношения к определенным социальным группам, то есть россияне активно информируются и принимают «особых» людей. Дети с ограниченными возможностями здоровья «выходят из тени», становятся полноценными членами общества, тем самым реализуя процесс нормализации, то есть создаются такие жизненные условия, при которых люди с ОВЗ имеют доступ к образу жизни, приближенному к нормальному, вне зависимости от ограниченных возможностей человека.
Российское государство в свою очередь, имея гуманистическую направленность, предпринимает меры для успешной и продуктивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на законодательном уровне, основываясь на Конвенцию о правах инвалидов, ратифицированной в 2012 году. Так, по статистке, представленной Министром образования и науки Российской Федерации Д. Ливанова на заседании Правительства России 30 августа 2012 года, на 2012 год почти 240 тысяч детей с ОВЗ (а это 54% от общего количества детей данной категории) обучаются в обычных школах, когда в 2011 году таких детей было 220 тысяч. При этом огромное количество детей с ОВЗ являются «невидимыми», они не внесены в официальные реестры, тем самым подвергаясь эйблизму и депривации со стороны общества.
Таким образом, актуальность исследования факторов отношения к лицам с ОВЗ на данный момент имеет не только научную основу, но и практическую составляющую, затрагивающую духовные и нравственные аспекты создания благоприятных условий для их жизни, и условия, создающиеся в главных институтах социализации человека: семье и школе.