Full text

Вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фраз – это речевая деятельность [1]. Речевая деятельность является неотъемлемой и составной частью общей деятельности. Различают четыре вида речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо. Говорение – это вид речевой деятельности, при помощи которого происходит устное вербальное сообщение. Говорение может быть представлено в виде монологической и диалогической речи. Чтение, являясь самостоятельным видом речевой деятельности, обеспечивает письменную форму общения и рассматривается как процесс восприятия и активной переработки информации. Аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов. При этом результат восприятия речи на слух зависит от индивидуально-возрастных особенностей, условий восприятия и лингвистических трудностей[2]. Письменная речь включает в себя письмо и чтение и является в основном монологической речью.

Развитие навыков и умений говорения, аудирования и чтения на лексико-грамматическом материале темы считается одной из учебных целей практических занятий и внеаудиторного практикума, осуществляемых на кафедре иностранных языков. Как известно, лексика является центральной частью языка и представляет собой его словарный запас. Не имея лексической базы, невозможно понимать речь окружающих и выражать свои мысли. Поэтому освоение лексического материала на всех этапах обучения иностранному языку главенствует относительно других аспектов. Описанные виды речевой деятельности основаны на лексическом материале, усвоенном в процессе обучения. Таким образом, чем более обширным будет запас слов, тем более продуктивной будут все виды речевой деятельности. «Цельюобучения лексике является формирование лексического навыка. Лексический навыкэто способность автоматически вызывать из долговременной памяти слова и словосочетания и включать их в речь в конкретной ситуации для решения конкретной речевой задачи» [3].

Работу с лексическим материалом можно разделить на несколько ступеней: 1) ознакомление; 2) первичное закрепление; 3) развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности. Каждый из представленных пунктов крайне важен, нельзя пропустить или перескочить один из них, в таком случае усвоение новой лексики будет частичным и непродуктивным. Хотя возможно их объединение, например первого и второго пункта.

Рассмотрим стадии освоения лексического материала на примере заданий по внеаудиторному практикуму с внедрением балльно-рейтинговой системы на втором курсе, по теме № 7 «Вооруженные силы». Внеаудиторный практикум предполагает систему заданий отражающих разные аспекты языка, развивает и совершенствует навыки и умения в чтении, аудировании, говорении и письме. Балльно-рейтинговая система оценки предполагает подсчет результатов, полученных курсантами за все виды самостоятельной работы, и контроль со стороны преподавателя [4]. Вся тема включает в себя 12 уроков, которые мы поделили на 3 модуля. Схематически это выглядит следующим образом:

Armed Forces

 

 


     Module 1                                                       Module 2                                    Module 3

Military Alliances                                                 Military branches                          In the Military

     (unit 1-3)                                                             and services                              (unit 8-12)

                                                                               (unit 4-7)

 

      КТ 1                                                                     КТ 1                                             КТ 1

      КТ 2                                                                     КТ 2                                             КТ 2

      КТ 3                                                                     КТ 3                                             КТ 3

      КТ 4                                                                     КТ 4                                             КТ 4

      КТ5                                                                                                                          КТ 5

 

Каждый модуль включает в себя 4-5 контрольных точек (КТ). Первые контрольные точка во всех модулях – это вокабуляр, то есть выделенный лексический материал, на основе которого будут складываться дальнейшие лексические упражнения. Этот этап работы со словами считается ознакомительным. Проверка вокабуляра может осуществляться как на практических занятиях в виде переводных диктантов, с английского на русский и с русского на английский, так и в виде устного опроса во время самоподготовки. Следует помнить, что этап ознакомления с лексическим материалом зависит от того, как организована самостоятельная работа курсантов, имеются ли в их распоряжении необходимые пособия, располагают ли они достаточным временем. Количество слов, необходимых освоить в изучаемом разделе, должно быть дозировано и зависит от многих показателей: сложности слов, связности их между собой, от самих обучающихся.

Второй и третьей контрольной точкой представлены тексты для чтения и перевода, общим количеством 2000-2500 печатных знаков, в которых отрабатывается изученный лексический материал. Этот этап работы относится к первичному закреплению. В таких текстах новые лексические единицы должны предъявляться в знакомом лексическом окружении и в уже усвоенных грамматических формах и структурах [5]. Чтение становится отправной точкой для развития других видов речевой деятельности на этом языке. Так чтение и письмо пользуются одной графической системой, соответственно, обучая иностранному языку нужно учитывать и развивать их во взаимосвязи. В работе с текстом можно выделить три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый [6]. Предтекстовый этап подготавливает к чтению, снимает языковые и речевые трудности, создает необходимый уровень мотивации. Текстовый этап нацелен на контроль степени сформированности языковых навыков и речевых умений и продолжение их формирования. Послетекстовый этап предназначен для проверки понимания прочитанного и возможности использовать полученную информацию в будущей профессиональной деятельности. Чтение текстов на иностранном языке способствует закреплению и расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста и совершенствованию речевых навыков [7].

Четвертой контрольной точкой является лабораторная работа / Study Corner, в которой отрабатывается лексико-грамматический материал. Пятая контрольная точкой в первом и третьем модуле – это устное монологическое высказывание по теме. Это третий этап работы, предназначенный для развития умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.

Цель каждого модуля – вывести курсантов в речь, развить у курсантов способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях, активизировать лексико-грамматический материал, таким образом, первый модуль заканчивается устным монологическим высказыванием по теме «Military alliances», а третий модуль высказыванием по теме «Armed Forces». Посредством говорения, совместно с аудированием, осуществляется устно-речевое общение.

Таким образом, обучающиеся должны быть способны:

– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций;

– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации.

Вот некоторые специфические признаки говорения как вида речевой деятельности, которые выделяет В.М. Филатов:

– говорение всегда мотивированно (в методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации);

– говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель;

– говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности [8].

Предлагаем более подробно рассмотреть модуль 1 Military Alliances, предназначенный специально для ознакомления с новым лексическим материалом, закрепления и умения использовать в различных видах речевой деятельности. Содержание контрольных точек включает в себя:

1) Вокабуляр (unit 1-3)

2) Текст USArmedForces, 2170 печатных знаков

3) Текст British Armed Forces, 1700 печатных знаков

4) Study Corner: Military Alliances (unit 1-3)

5) Тема MilitaryAlliances.

Опорным материалом для составления модулей служит учебное пособие «Вооруженные силы», разработанное преподавателями кафедры для проведения практических занятий. Вначале курсантам предлагается ознакомиться с активной лексикой. В данном примере выписаны слова, требующие особого внимания со стороны курсантов, необходимые для запоминания и для выполнения лабораторной работы.

 

 

 

 

Unit 1

be composed of  v состоять из

carry out  v  выполнять

Chief of Staff  n начальник штаба

current  adj текущий

defence  n оборона

ensure  v обеспечивать, гарантировать

implement  v  выполнять, внедрять

missile  n ракета

threat  n угроза

treaty  n договор

weapon(s) n оружие

Unit 2

be engaged in  v = be involved in  v участвовать в

casualty  n текущий

ceasefire  n прекращение огня

combat  n бой

combatant  n участник боевых действий

deploy  v развёртывать

enforce  v принуждать, придавать силу

hostile  adj вражеский

maintain  v сохранять, поддерживать

monitor  v контролировать, проверять

objective  n цель

strengthen  v укреплять

truce  n перемирие

Unit 3

airborne  adj воздушный

Air Force  n ВВС

amphibious  adj морской, десантный

armed forces  n вооруженные силы

Army  n сухопутные войска

be in charge of  v -= be charged (with)  v быть ответственным за

branch  n вид вооруженный сил

Coast Guard  n береговая охрана

conduct  v проводить

conscription  n призыв

defend  v защищать, оборонять

Department of Defense министерство обороны

equipment  n снаряжение, оборудование

Joint Chiefs of Staff n объединённый комитет начальников штабов

Marine Corps  n морская пехота

naval  adj  военно-морской

Navy  n ВМФ

operate  v действовать,

perform  v выполнять

report (to)  v докладывать

rescue  n спасение

seaborne  adj морской

[9]


 

 

 

Далее представлена лабораторная работа, включающая в себя одно лексическое и три грамматических упражнения, которые не включены в данную статью. В задании на проверку освоения активного словаря, который ранее предлагалось изучить, предлагается заполнить пропуски в связном тексте, используя представленные слова и словосочетания. Следует отметить, что в конце лабораторной работы курсантам предлагаются ответы для самостоятельной проверки.

Vocabulary

Complete the text using the words: armed conflicts, defense, ensure, headquarters, member states, military, prevent, security, threats

 

Military Alliances

Today the world faces a lot of 1) … and challenges: international terrorism, cyber wars, civil wars and regional 2)…. To counter them different countries cooperate and establish military political alliances. The main purpose of any military alliance is collective 3)…. and support in case of a war or an armed conflict.

Nowadays the most important military political alliances are NATO and CSTO. The main purpose of any 4)… alliance is collective defense and support in case of a war or an armed conflict.

NATO is a military political alliance of 28 countries established on April 4, 1949.  It was founded as the reaction to the threat of the potential Soviet aggression after the WWII. Initially there were 12 5) … .Beginning from 1952, 16 new members joined the alliance. The main purpose of NATO is to 6)… the freedom and security of all its members. NATO has its 7)… in Brussels, Belgium. The main authority bodies are the North Atlantic Council and the Military Committee. The Secretary General is Jens Stoltenberg. NATO official languages are English and French.

Now some words about CSTO. CSTO official language is Russian. It is a military political alliance of Russia and some former Soviet Republics.  It was created in May, 1992. CSTO headquarters is situated in Moscow, Russia. The purpose of CSTO is to provide national 8) … for member states, to 9) … terrorist attacks and to counter drug traffic on collective basis.

I think military alliances should find ways for cooperation to make the world a safer place.

Устное монологическое высказывание на тему «Military Alliances» завершает первый модуль. Оно включает в себя основные аспекты, изученные ранее, и демонстрирует то, чего добились курсанты, выполняя все контрольные точки модуля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все виды речевой деятельности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и представляют собой базу, совместно и лексикой и грамматикой, для формирования языковых навыков. При этом, работу курсантов над лексическим материалом во время их самостоятельной работы, то есть при выполнении заданий по внеаудиторному практикуму, можно активизировать, предлагая различные виды заданий на ознакомление, первичное закрепление и развитие использования навыков во всех видах речевой деятельности.