Глобальные изменения на всех уровнях общества требуют новых подходов в образовании. Телекоммуникационные технологии, обладая потенциалом интерактивности, обучения в совместной деятельности и неограниченной возможности продолжения обучения в течение всей жизни, являются частью новой структуры образования. Она придает большое значение международному сотрудничеству, открывает новые возможности работы, обучения и разрешения всевозможных проблем.
В условиях интеграции, дифференциации, индивидуализации и демократизации высшей профессиональной школы параллельно идут процессы совершенствования и дальнейшего развития системы языковой подготовки студентов неязыковых специальностей. Эта подготовка направлена уже не только на получение узкопредметных знаний и умений, но и на формирование деятельностных умений, отвечающих социальному заказу общества и современному уровню профессиональных и социальных знаний. Она также ориентирована на развитие содержательной и методологической основы изучения языка и обучения ему с использованием новых концепций, методик и технологий [1, 434].
Сегодня в век новых информационных технологий студенты часто имеют доступ к Интернету дома и используют его интенсивно. В учебных заведениях для учащихся есть возможности доступа к этим средствам вне компьютерных классов. Тем не менее, использование компьютера на занятиях, как и прежде, не само собой разумеющееся обстоятельство. Это не было бы парадоксом, если бы не было проведено еще одно исследование, которое показало, что учителя в их большем количестве достаточно хорошо оснащены компьютерами и доступом к Интернету. Они используют их в большинстве случаев и для подготовки к занятиям. Парадокс: как учителя, так и обучающиеся используют компьютер и Интернет в их повседневной личной жизни и для учебы; учителя даже в какой-то степени весьма хорошо оснащены техникой. И все же компьютер, как и раньше, играет второстепенную роль [2].
Этот парадокс можно было бы разрешить, если бы существовало определенное педагогическое решение, которое определяло бы конкретный урок как единицу обучения, базирующуюся на необходимом использовании компьютера. Такие медиа-педагогические разработки не играют, однако, никакой роли, когда спрашивают, почему так мало работают с компьютером на «обычном» уроке.
В большинстве случаев парадокс остается. Все используют компьютер, только не в классе, так как работа с компьютером в учебных заведениях протекает в основном в компьютерных классах, и их количество там весьма ограничено. Если урок планируется с компьютером, но при этом совпадает по времени с уроком информатики, то теоретически становится невозможным его осуществление, тем более в течение всего учебного года.
Когда студенты возвращаются из других стран после учебы по программам студенческой мобильности и спрашивают, могут ли они использовать, как они привыкли, портативные компьютеры (ноутбуки), им в большинстве случаев отказывают. Или не все учителя разрешают это, или это может свидетельствовать о том, что обучающийся с ноутбуком выделяется и отличается от других. Соответственно урок не предполагает наличие компьютера. Если учебный процесс не предполагает работы с компьютером, то возможности его включения в ход учения резко снижаются.
Для нас типична такая картина использования информационных коммуникационных технологий. Учителя сидят дома и готовятся к урокам. Кроме знания предмета и материала, подлежащего усвоению, они просматривают Интернет-сайты, в поисках дополнительного материала, читают его, получают некие идеи, которые потом воплощают на уроке или дают домашнее задание.
Обучающиеся также сидят дома и делают домашнее задание. Возможно, им надо написать анализ стихотворения. И «естественно» они ищут в Интернете, что есть по данной теме, натыкаются на те же статьи, которые нашли учителя, черпают в них идеи и мысли и затем снова привносят их в ход урока. Учителя узнают мысли, которые он сам подготовил для урока, а точнее – нашел в Интернете, но, тем не менее, остаются довольны, что ученики хоть что-то выучили.
Выучили ли обучающиеся что-то, когда воспользовались помощью источников для выполнения анализа стихотворения, – данный факт весьма сомнителен, сформировали ли они компетенцию в процессе данной деятельности, также остается открытым.
Формат заданий в эпоху компьютеризации и Интернета должен быть пересмотрен. Чтобы формировать компетенции, необходимые для работы с ресурсами (в библиотеках, в Интернете), важна работа с этими ресурсами на уроке.
Многие педагоги уверены, тем не менее, что виртуальная жизнь мешает учебе, тормозит развитие социальных навыков. Тот факт, что использование цифровых средств (не только детьми и молодежью) связано с рисками, которые касаются вопросов защиты данных и охраны прав молодежи, является бесспорным. Вокруг вопроса, как быть с этими рисками (в политике, у отдельных пользователей, в медиа-педагогическом сообществе), ведутся ожесточенные споры. При этом, не упуская необходимость наличия того обстоятельства, что действия педагогов касаются личной жизни и профессиональной сферы ровно настолько, насколько использование цифровых средств обучения будет востребованным на уроке. Ведутся дебаты по поводу роли цифровых технологий, особенно Интернета и «власти игры» в связи с возрастающей агрессивностью поведения молодежи.
Очевидным является тот факт, что использование новых средств (Интернета, мобильного телефона с камерой и доступом в Интернет) связано с некоторыми рисками для студентов. Они заключаются в следующем:
1) часто неконтролируемый доступ к опасной для молодежи информации, связанный с отсутствием защиты/цензуры на домашних компьютерах (технически несовершенные системы или воспитание, основанное на доверии к ребенку);
2) использование игр с проявлением насилия, а также онлайн игр, вызывающих зависимость от них;
3) угроза для молодежи в онлайн чатах через приобретение статусов, позволяющих обмануть собеседника за счет фальсификации данных несуществующего человека;
4) размещение личных данных, фотографий и видео на онлайн платформах (Мой мир, Фейсбук, ВК) и риски, связанные с возможностью навредить себе самому (незаконное использование личных данных, размещение фото, которыми могут воспользоваться потенциальные работодатели).
Эти феномены ведут к вопросу, связанному с тем, как педагоги и все, участвующие в воспитании детей и подростков, люди, будут выполнять требования, связанные с использованием вышеназванных средств подростками и детьми.
Многие преподаватели сдержанно относятся к использованию компьютера на уроке. Это означает, что они не запрещают использовать компьютер, но и не требуют этого. Фактически это означает, что они допускают использование смартфонов для определенных учебных целей, до тех пор, пока злоупотребление ими не станет очевидно. Кроме того, носить ноутбуки вместе с учебниками, достаточно тяжело. Естественно можно посмотреть некоторые понятия. Конечно, должны использоваться источники, пока соответствующие доказательства не будут найдены, и не будет очевидна явная доля индивидуального мышления. Такое обучение должно курироваться. Учителя должны сами показывать, что компьютер может быть использован в работе, и как это должно быть. Обучающиеся ассоциируют с такой техникой в основном возможность поиграть и реагируют с удивлением, когда замечают, что кто-то с ним работает.
Каким образом должны учащиеся приобретать компетенции для работы, когда компьютер находится в центре многих профессий, сопровождает их в течение всей юности, если их работа не сопровождается медиа-дидактической поддержкой?
Внедрение современной компьютерной техники в процесс обучения позволяет осуществить быструю передачу информации, ее обработку и хранение; обеспечить индивидуальный темп обучения; повысить самостоятельность и ответственность студентов; побудить их к самообразованию; выстроить обучение в соответствии с интересами и потребностями студентов, что повышает их мотивацию; сделать обучение творческим, эмоциональным, привнести в учебный процесс элемент импровизации.
Возможности новых информационных технологий в образовательном процессе огромны. В системе высшего профессионального образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. [1].
С появлением компьютерных сетей студенты приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.
В телекоммуникационной сети Интернет доступны и многие другие распространенные сервисы, позволяющие людям общаться и обмениваться необходимой информацией, к числу которых относятся электронная почта, форумы, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать тексты, звуки и изображения. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на отдельном компьютере [2].
Помимо этого, компьютерная техника и Интернет позволяют реализовывать дистанционное обучение на электронных образовательных платформах, таких как LMS, MOODLE, и др., что естественно требует от преподавателя регулярно проводить научные исследования, посвященные использованию компьютерной техники, мультимедийных средств и новых информационных технологий в учебном процессе. Что касается студентов – работа на электронных образовательных платформах способствует более быстрому формированию основного понятийного аппарата, развивает умение научного поиска, способствует повышению уровня самостоятельности и ответственности за свое обучение, расширяет их кругозор и активизирует творческое мышление [3].
Важным средством, обеспечивающим создание нового информационного поля, являются телекоммуникационные проекты, которые открывают большие возможности в организации учебного процесса по иностранному языку, обеспечивают широкий доступ к информации, интерактивный диалог. Межкультурное обучение предполагает взаимодействие представителей различных культур, в том числе и виртуальное, в процессе которого открываются перспективы познания иноязычной культуры. Обучение иностранному языку как средству межкультурного общения через использование телекоммуникационных проектов способствует улучшению культуроведческой, языковой и коммуникативной подготовки студентов за счет накопления информации на основе сравнения собственной и иноязычной культуры, углубления умения ознакомительного чтения и понимания аутентичной информации [4].
Одной из наиболее важных задач учебной деятельности является овладение студентами навыками и умениями самостоятельной работы, которая рассматривается как основа подготовки их к непрерывному профессиональному образованию. Эта проблема весьма актуальна для студентов неязыковых специальностей, изучающих иностранный язык. Использование современных образовательных телекоммуникационных технологий позволяет решить данную проблему путем разработки и внедрения в обучение разнообразных тестовых методик и заданий, позволяющих студентам осуществлять самоконтроль и самокоррекцию [2].
В современном мире все сферы деятельности людей подвержены влиянию новых информационных технологий, что приводит к различным преобразованиям в сфере социальных отношений, материального и духовного производства. Образование как важный социальный институт испытывает на себе влияние информационной революции, что проявляется в изменении его содержания, функций. Активное использование новых информационных технологий в сфере образования способствует формированию информационной культуры личности, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки студентов. Эти цели достигаются с помощью продуктивного использования компьютера в качестве средства обучения и инструмента интеллектуальной деятельности [4].