Full text

В условиях развития новых информационных технологий новые требования предъявляются к высшему образованию. За годы обучения студенты неязыковых вузов должны приобрести не только теоретические знания и навыки практической работы в сфере своей специализации, но и стать целеустремлённой личностью, готовой к самообразованию, повышению профессионального уровня и культуры.

За последнее время вместе с тем часто возникает вопрос о применении интерактивных методов в обучении иностранным языкам. Это не только новые технологии, но новые формы и методы, новые подходы к учебному процессу.

Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности, означающей вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одной из таких целей заключается в создании таких комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную силу, что делает процесс обучения продуктивным и дает возможность каждому человеку раскрыть себя полностью, его наклонности развивать творческие способности и реализовать себя как личность. В связи с этим потребность в применении интерактивных методов обучения иностранному языку является актуальным. Применение интерактивных методов обучения иностранному языку является одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в неязыковом вузе [1].

Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности, предполагающей активное участие в учебном процессе всех студентов без исключения, их взаимодействие не только с преподавателем, но и между собой. Другими словами, в ходе интерактивного обучения, прежде всего, осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется и перестает быть центральной. Он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений [2].

Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу. Современному преподавателю иностранного языка предъявляются совершенно иные требования, нежели несколько лет назад [см. 3]. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Задача преподавателя в создании условий практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие интерактивные методы обучения, которые позволили бы каждому студенту, показать свою активность и творчество.

В отличие от традиционного образования, «в инновационном цели ориентированы на перспективу с учетом специфики деятельности образовательной системы. Оно нацелено на большую активность педагога в структурировании содержания обучения на интересах и потребностях обучающихся и при обязательном учете образовательных стандартов». Интерактивные технологии и технологии развития исследовательской деятельности являются приоритетными в инновационном образовании [3, c.62].

По сравнению с традиционными дидактическими системами, где объяснение (монолог) считается основой любой технологии обучения, интерактивное обучение, источники которого находятся в концепции диалога, делает акцент на понимании и взаимопонимании. В ходе интерактивного обучения студенты взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что фокусирует основное внимание человека на развитие его/ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшего саморазвития и самообразования.

Считается, что общение в процессе обучения иностранного языка может быть односторонним и многосторонним. В первом случае это организация учебного процесса, при котором преподаватель спрашивает, т.е. побуждает студента к речевой деятельности – студент отвечает. Данный процесс производится по схеме «стимул-реакция». Широкое использование так называемых фронтальных форм работы характерно для такой тренировочной парадигмы.

Развитие языковых навыков, как аудирование и говорение имеет решающее значение для эффективного общения. Студенты должны взаимодействовать с преподавателем и однокурсниками во время практических занятий, принимать участие в конференциях и семинарах, презентациях, дискуссиях и т.д. Говорение это целенаправленный процесс, с помощью которого люди, используют визуальные и звуковые символы. Так как беседа является инструментом социального взаимодействия, важно уметь хорошо общаться в неформальной, а также формальных ситуациях. Студенты должны быть готовы начать беседу, выбрать тему для разговора, помочь другим начать и поддержать разговор, плавно переходить от одной темы к другой, и завершить беседу естественным образом.

Групповые и коллективные формы работы типичны для многоканального общения. Здесь каждый студент имеет возможность показать себя в качестве независимого и полноправного участника определенного вида деятельности. Модель многостороннего общения на занятиях имеет сложную структуру взаимоотношений и взаимосвязей между участниками образовательного процесса. Она представляет собой обучение в качестве свободного раскрытия возможностей личности студента.

Ролевые игры, метод проектов, видео ситуации могут значительно расширить горизонты творчества в рамках методов интерактивного обучения. Система ролевых игр является ценным подходом, мотивирующим и объединяющим все языковые навыки. Она поощряет студентов неязыковых вузов работать независимо друг от друга и вместе, и включает в себя истинное общение. Она выносит изучение языка за пределы аудитории в реальный мир. Более того, ролевые игры дают возможность использования представлений в процессе обучения. Этот метод поощряет сотрудничество и обмен идеями и навыками в рамках группы.

Видео является очень полезным и эффективным способом в мотивации и стимулировании студентов для того чтобы, узнать больше о теме, проводить межкультурные сравнения и запоминать разговорные формы изучаемого языка. Студенты обычно просматривают видео отрывки из мультимедийных программ и известных художественных фильмов. Перед просмотром видео отрывков студентам получают список вопросов и заданий. После просмотра они отвечают на вопросы по содержанию и записывают некоторые детали.

Несомненно, подготовка к просмотру фильмов занимает больше времени, чем для просмотра видео отрывков. В этой связи особую популярность приобретают ситкомы, отражающие «доступность, наглядность, функциональность иностранного языка и обеспечивающие эффективное межкультурное общение, формирующим толерантное отношение к образу жизни и стилю поведения других людей и развивающие способность включать элементы чужих культур в свою систему ценностей и мышления». Помимо этого, ситкомы обеспечивают актуализацию лингво-познавательной, страноведческой и коммуникативной мотивации. Благодаря им «обучение иностранному языку становится осознанным; студент ясно понимает какой уровень языка ему необходимо достичь для полноценного общения; появляется личностная сопричастность; работает внутренняя мотивация» [4].

Еще одним эффективным интерактивным методом обучения можно считать применение метода проектов. Метод проектов представляет собой совокупность определенных действий обучающихся, направленных на решение проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Согласно Е.С. Полат, в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности [5].

Основная идея подобного подхода в обучении иностранному языку, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить занятия по иностранному языку в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблем, по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Необходимо отметить, что в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, студентам требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Работа над проектом позволяет моделировать многосторонний тип общения, в результате чего происходит взаимное обучение студентов. Таким образом, она позволяет реализовать связи между субъектами в обучении иностранному языку, расширить "узкое пространство" общения на занятии. Работа над проектом является творческим процессом. Студенты, содействуя друг другу, вовлечены в процесс поиска решения значимых для них проблем. В подавляющем большинстве случаев это требует от студентов самостоятельной передачи знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно утверждать с уверенностью, что у студентов развивается творческая компетентность как показатель коммуникативных навыков иностранного языка на определенном уровне. Следовательно, в учебном процессе создается такая ситуация, в которой использование иностранного языка студентами естественно и свободно, например, так же как это происходит на родном языке [6].

Очевидно, что проектная методика не только дает возможность студентам больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей.

Кроме того, следует упомянуть также и игровые методы обучения. Методы игры очень разнообразны: они могут быть представлены в виде небольших  игровых упражнений, игровых ситуаций и ролевых игр. Главное, что эта техника игр должна быть уместна на занятиях и приемлема для студентов, а также соответствовать педагогическим целям и задачам. Из-за большого разнообразия и коммуникативной направленности можно включать игры на любом этапе изучения лексики иностранного языка. На начальном этапе изучения лексики они будут представлены в форме игровых упражнений, которые будут способствовать запоминанию новых слов. На заключительном этапе существуют соответствующие ролевые игры и игровые ситуации, которые приведут к основной цели изучения нового вокабуляра – общению.

Игровые формы обучения являются актуальными на всех уровнях, так как они активируют и повышают мотивацию у студентов к изучению иностранного языка. Но что является действительно важным так это, тот факт, что игровые методы создают вполне естественные ситуации общения между участниками. При проведении игр, всегда есть конкуренция, чтобы выиграть,  и определенные правила, чтобы следовать. Эти мероприятия помогают преподавателям создать условия для более эффективного процесса обучения. Они могут быть представлены на разных этапах занятия в подходящий момент, чтобы создать позитивную атмосферу во время обучения, не задумываясь об обучении. Преподаватели  должны тщательно продумывать, когда и какие игры собираются выполнять студенты, путем анализа различных факторов, таких как цель игры, уровень иностранного языка, а также возраст студентов.

Различные варианты обучения в сотрудничестве, которые облегчают вовлечение студентов в интерактивной деятельности на занятиях, эффективно применяются в современной практике преподавания иностранного языка. Основной идеей обучения в сотрудничестве является создание условий для активной совместной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях.

Особое внимание следует уделять разработке способов обучения студентов коммуникативным навыкам, так как, как используют язык студенты, отличается от того, как они его изучают. Это не достаточно, чтобы объяснить, как использовать язык для коммуникативных целей, необходимо вовлекать студентов в подлинно коммуникативную обстановку, где их языковая компетентность приспосабливается к информационным потребностям той или иной ситуации. Каждый студент должен участвовать и взаимодействовать в полной мере на изучаемом языке для получения коммуникативных навыков [7].

Работая в группе, студенты находятся в условиях, когда они несут ответственность за результат не только за их часть работы, но и всей группы. В  этой ситуации осуществляются взаимный контроль, консультирование и обучение слабых студентов их сокурсниками и более глубокое понимание материала сильными студентами.

Основные варианты обучения в сотрудничестве осуществляются в команде «Обучение в команде», «Головоломка», обучение под девизом «Учимся вместе» и исследовательская работа студентов в группах.

При обучении в команде преподаватель объясняет новый материал, а затем предлагает студентам в группах, закрепить его (группы не соревнуются между собой). При этом создаются некоторые подгруппы студентов, ставится определенная задача и необходимая поддержка предоставляется им. Таким образом, выполнение какой-либо задачи объясняется студентом и контролируется всей группой. Успех или не успех всей группы зависит от индивидуальной ответственности каждого члена команды.

В традиционной системе преподаватель, как правило, опирался на сильного студента, так как он "улавливал" материал быстрее, запоминал его быстрее, а слабый "отсиживался" на занятии.

Занятия, проводимые в интерактивном режиме, позволяют вовлекать всех студентов в активную работу, чтобы обеспечить каждому студенту посильное участие в решении проблем, в результате слабые студенты находят некоторую уверенность в собственных силах, а сильные чувствуют преимущество, помогая товарищам понять материал.

Если в традиционной системе обучения преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, в новой парадигме преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника, студенты получают знания, в результате их активной познавательной деятельности. В процессе интерактивной работы формируются коммуникативные навыки и умения сотрудничать и взаимодействовать, развивается критическое мышление, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Использование интерактивных методов в процессе обучения иностранному языку, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивное обучение позволяет выявлять творческие основы личности студента. Применение интерактивной модели обучения обеспечивается моделированием жизненных ситуаций, использованием ролевых игр, и совместным решением проблем. Преобладание любого участника учебного процесса или какой-либо идеи исключается.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволяет студенту стать активным участником процесса обучения, способствует формированию и развитию познавательной активности студента. Суть интерактивных методов обучения заключается в ориентации мобилизации познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение интереса к знаниям, формировании собственных способов деятельности, и развитии способности сосредоточиться на творческом процессе.