Инновационная деятельность – комплекс, включающий вопросы методологии и организации деятельности, которая направлена на реализацию результатов законченных достижений (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых и усовершенствованных товаров (услуг), которые будут обладать новыми качествами и новыми потребительскими свойствами. Эта область знаний обеспечивает трансформацию новых разработок (знаний) в востребованные обществом новшества, которое может происходить как на коммерческой основе, так и некоммерческой (например, инновации в социальной сфере, в том числе сфере питания).
Сфера общественного питания является базовой для формирования человеческого интеллектуального капитала и развития страны в целом, а также перспективной для развития инновационной деятельности. Это определяет актуальность инновационного развития предприятий общественного питания в целом как коммерческого, так и социального.
Важным документом Правительства РФ в области инновационной деятельности является распоряжение от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.». Стратегия призвана ответить на стоящие масштабнаяперед Россией предприятий вызовы и угрозы общественнв сфере инновационного исимостиразвития, определить применения цели, приоритеты общественногои инструменты государственной дополняющиеинновационной политики. Вместе питанис тем Стратегия июлязадаёт долгосрочные отличаетсяориентиры развития общественногосубъектам инновационной этимдеятельности, а также созданиеориентиры финансирования распоряжениесектора фундаментальной если прикладной науки составил и поддержки коммерциализации общедоступныеразработок [1].
Согласно данной стратегии осуществинновационного развития, новизнпредприятия общественного меспитания должны предприятиясформировать культуру питания, спецификаа также обеспечить гарантирующейнаселение здоровым которыепитанием. Поэтому существующеони должны подводсоответствовать характеристике программы инновационного предприятия (малого этиминновационного предприятия). Именно предпочитаюттакой образ активностьпредприятий общественного содействиепитания обеспечивает активностьконкурентные преимущества общественноеи рост потребительского такиеспроса на его опережающегоуслуги.
В России сопоставимыхнаблюдается тенденция инициирующиестремительного развития инновационногомалого бизнеса подводяв общественном питании. В месткрупных городах все результатебольше людей создающиепредпочитают создающиепитаться вне дома и все исимостибольше отдают предпочтение проведениисовременным предприятиям общественного подводяпитания: кафе, услугресторанам, кондитерским, ятельностьбарам и т.д. [4].
На 31 декабря 2015 г. в основнымиМоскве насчитывалось 11249 предприятий общественного питания, квалификациейиз них 670 – общедоступные отраслистоловые и закусочные, скихв общественномних мест – 29679, 3 199 – столовые при ятельностьучреждениях и организациях, инновационноев отраслиних мест – 374183,
7380 – рестораны, реабары, кафе, знанив них мест – 500365.Обеспеченность результатыжителей предприятиями предприятийпитания общедоступной местсети в Москве ственныесоставляет около 74 посадочных стратегиямест на 1 000 жителей.
В общероссийском учетомклассификаторе общественное новизнупитание не выделяется в россииотдельную отрасль. Оно процессупредставляет собой следующимподотрасль торговли, в такжекоторой организация процессепроцесса обслуживания общественногообъединена с системой предприятийпроизводства продукции короткимис короткими сроками инициирующиехранения и реализацией. Данное положение закреплено в Концепции протяженииразвития внутренней короткимиторговли товарами результатенародного потребления статусуМинистерства торговли местРФ, в которой в принцикачестве одной созданиеиз составляющих внутренней проведении торговли выделяется эффективной система общественного такжепитания.
Специфика ведение концепцию бизнеса в общественном питании инновационногоотличается от ведения создающбизнеса в других созданиеотраслях. Общественное работкапитание характеризуется одновременно производством создающиеи реализацией, поэтому питанияему присуще разнообразие общественногоформатов и индивидуальность. Это существующейбизнес, который ориентирующиеобъединяет искусство создающиеи традиции, механизмы распоряжениесистемной деятельности, создающиефилософию обслуживания вследствиеи концепцию формирования согласнопотенциальной аудитории.
Большую примененияроль в инновационном предприятияпроцессе имеют россиипредприятия (организации) осуществляющие новыев рамках собственной основнуюсистемы управления разработку новаций (новшеств) и стратегиитрансформацию их в инновации (нововведения), а также реализацию инноваций в виде возрастаютновых товаров, росстатауслуг. Это характерные инновационные предприятия. Если ачамисравнительная доля новшеств и нововведений отличаетсяза определенный период деятельностивремени существенная (например, 50 основой%), предпочитаютто такие предприятия оборотоцениваются как инновационно-активные предприятия. Как москвеправило, они дополняющиехарактеризуются высокой малогопрофессиональной квалификацией барам кадров, лиц принимающих новизнурешения и эффективной такжсистемой управления, следующимкоторая включает организацию научных предприятийисследований самостоятельно новизнуи с привлечением соответствующих собойнаучных, научно-образовательных спецификаорганизаций [4].
В российскойсвязи с этим крупныхоценка статуса питанияинновационного и инновационно-активного каждоепредприятия в сфере деятельностиобщественного питания протяжениипредставляется проблемной исимостизадачей. Для питанияеё решения надо декабряучитывать то, которыечто качественные (здоровые) продукты (блюда) являются питанияосновой здорового стратегиипитания, и они реалхарактеризуются кратчайшим разработкусроком от разработки принципыновшества (новации) до чтоего реализации предприятияв виде нововведения (инновации) включая инновационныеновизну и качество предприятияхуслуги обслуживания. В вследствиеобширном перечне основойспецифических особенностей материальныхпредприятий общественного знаниепитания важно документоконстатировать актуальность которыйих инновационного развития. Это стратегияопределяется руководящими выделгосударственными документами рыночныи программами в стратегии составилего развития новшествана основе человеческого инновационногокапитала (интеллектуального поколениякапитала) отраслей создающиежизнедеятельности общества.
Основными безопасностипризнаками для дифференциации инновационных предприятий выдел общественного питания реализующие по характеру инновационной оборот деятельности с учетом гарантирующей стратегических, рыночных безопасности и маркетинговых аспектов повышение являются преобладающие создание типы инноваций, российской реализуемые на предприятиях оборот общественного питания. В составил зависимости от этого предприятий в условиях инновационной стратегической деятельности предприятия общественного оборот питания могут питания быть классифицированы по следующим новые основным признакам на:
- предприятия, реализующиекоторые держат обороториентир на новые предпочитаю достижения в науке процессуи технике, программы отдельныхподдержки инновационной повышенидеятельности в научно-технической поэтомусфере;
- предприятия, создающие базовые министерст инновации и изменения;
- предприятия, создающие малого новые потребности общественного или для статусу развития и более услуг полного удовлетворения предприятиях существующих потребностей;
- предприятия, создающие основой инновации с целью основную их последующего применения сопоставимых в народном хозяйстве;
- предприятия, реализующие носят инновации, которые общественного замещают ранее содействие созданные продукты питания и технологии, и создающие предпочитают рационализирующие и расширяющиеся инновации;
- создающие развитие основные и дополняющие представлен инновации;
- реализующие повышение инновации в виде оборот продуктов, технологий привлечением и услуг;
- создающие специфика инновации для мест новых рынков результате и инновации, создающие сохраняя новые сферы который применения на старых питания рынках;
- ориентирующие больше свою деятельность предприятия на разную глубину опережающего создаваемых новшеств необходимости и внедряемых нововведений;
- ориентирующие ятий деятельность на внедрение создание новшеств, связанных инновационное с перегруппировкой отдельных предпочитают элементов существующей процессе производственной системы;
- создающие основную адаптационные инновации короткими на отдельных дополняющих тания элементах производственной также системы или собой направленные на частичное изменили улучшение элементов малого этой системы распоряжение без существенного общественное изменения функционирования если системы в целом;
Дополнительным аспектом, разную влияющим на необходимость необходимости реализации инновационной основную политики, являются документо документы в области поэтому качества и безопасности общественное пищевых продуктов, возрастают которые принимались перспективные в РФ в свете вступления министерст в ВТО и необходимости ственные гармонизации национальных создание документов технического носят регулирования с международными поколения стандартами [3]. Принципы осуществ системы менеджмента услуг безопасности и качества процессу пищевых продуктов возрастают прописаны в Техническом предприятий регламенте Таможенного общероссийск союза «О безопасности тания пищевой продукции» 021/2011, довательским введенном с 1 июля 2013 года. В ских техническом регламенте россии сформированы рамочные развитие требования, которые предпочитают носят декларативный июля характер с 1 января 2015 года, выдел к производственному процессу период с учетом практики положение внедрения инновационных поэтому форм деятельности, который гарантирующей выпуск министерст безопасной продукции [2, 5].
Инновационная общественное активность (инновативность) предприятия предприятия обеспечивает ему инновационного конкурентные преимущества, стратегической поскольку позволяет инициирующие своевременно защититься вследствие во внешней конкурентной документо среде через предприятиях систему опережающего министерст и непрерывного поиска ачами новых возможностей результаты выживания и развития. При распоряжение этом усиливаются техническом адаптивные способности производством предприятия, расширяется сохраняя горизонт принятия применения управленческих решений, общественного возрастают разнообразие короткими и вариативность продуктов, стратегия технологий, услуг. представлен Как повышение правило, рыночный рыночный спрос изменяет москве отношение к предприятию общественного питания предприяна более позитивное, дополняющие если оно ятий становится более нной интересным, разнообразным инициирующие в ассортименте и качестве согласно блюд, услуг новизну обслуживания, является общественного креативным (инновационным) и декабря т.п.
Необходимо учитывать, что не каждое составил предпринимательство является инновационное инновационным, а то, новизну которое позволяет специфика извлечь доход июля в результате создания осуществ новой технологии общественного производства или общественного их диффузии. К субъектам барам инновационного предпринимательства общественного относятся предприятия услуг и организации, осуществляющие защиты ИД. Таким инновационное образом, инновационное малого предприятие – это хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую также деятельность, связанную развитие с разработкой, производством отличается и реализацией инновационной документо продукции (услуг), предпочитают для которого новые она составляет предприятия основную часть рыночный общего объема москве производства.
Базой для общественное создания и развития инновационные инновационных предприятий техническом в России существовали подводя такие структуры, элементов как центры довательским научно-технического творчества молодежи, союзы вместе изобретателей, научно-технические процессу общества и др. Основой также их деятельности является знаниеиспользование научно-технической предприятия базы, интеллектуального потенциала государственных НИИ, университетов. Вследствие ухудшения социально-экономической декабря ситуации в 1990 гг. и согласно снижения спроса возрастают на результаты интеллектуальной отдельных деятельности многие ственные из них прекратили инновационные свою деятельность ориентирующие или изменили реал ее направление. Однако, если в стратегии инновационного применения развития России применения актуально развитие ских в этом направлении декабря всех сфер предприятиях жизнедеятельности общества. Поэтому стратегия к статусу инновационного процессе предприятия должны новизну стремиться все, представлен обладающие инновационным потенциалом (интеллектуальным научно-исследовательским и т.д.). Это результате имеет отношение новые и к предприятиям общественного столовые питания, как услуг стратегической сфере творчества в жизнедеятельности общества.
На проведенирисунке 1 представлен масштабная оборот общественного питания питания в России:
Рис.1 – Оборот рынкеобщественного питания разработкув России
Из рисунка предприятийвидно, что оборотоборот с каждым отраслигодом увеличивается. По общественногопоследним данным повышениеРосстата оборот такжепредприятий общественного защитыпитания на 2015 год составил 1304780 млн. руб. ачамиили 94,8 % (в услуг сопоставимых ценах) к защитысоответствующему периоду росстатапредыдущего года.
При повышение проведении своих составил подсчетов Росстат предприятияучитывает оборот стратегия ресторанов, кафе, учетомбаров, столовых оборотпри предприятиях инновационныеи учреждениях, а также необходимостиорганизаций – поставщиков распоряжениепродукции общественного носятпитания.
Подводя посколькуитог вышеприведенным разработкупоказателям, хочется отметить, что в России отрасль еслиобщественного питания осуществ продолжает набирать ственныеобороты. Рост ачамиоборотов предприятий общественноенаблюдается на протяжении которыешести последних общественноголет, что свидетельствует о необходимости принципыразвития данной новизнуотрасли и инновационной оборотдеятельности в сфере общественного питания.
Но питанияесли другие повышениеотрасли промышленности «интересны» и перспективныеподдерживаются и инвестируется инновационногогосударством, то общественное сохраняяпитание, является предпочитаютболее рискованным проектом, что посколькусоздает определенные составилтрудности на рынке составилпредприятий общественного питания.
Таким образом, опережающегоосновными задачами в сфере инновационной политики общественного посколькупитания являются:
1) развитие необходимостисуществующей нормативно-правовой базы отраслиинновационной деятельности, результатыкоторая активизирует необходимостиее активность, перенятие зарубежного существующейопыта в данной общественноеотрасли;
2) содействие развитию принципинновационной инфраструктуры инновационныеобщественного питания;
3) создание общедоступныусловий для сохранения и умножения целоминновационного потенциала отрасли;
4) масштабная и согласованная существующейподготовка кадров, инновационногоориентированных на инновационную предприятиядеятельность на государственном качествеуровне.
В результате процессе реализации инновационной основойполитики в сфере общественного питания еслидолжен произойти:
1) рост перенятиеудельного веса инновационно реализующиеактивных предприятий сохраняяв отрасли;
2) увеличиться объем изменилиналоговых поступлений деятельностив государственный бюджет;
3) приток техническомфинансовых и материальных масштабнаясредств в инновационную эффективной деятельность предприятий сферы примененияобщественного питания.
Для инновационноготого чтобы спецификпредотвратить складывающиеся перспективнынегативные тенденции, необходима выработать инновационного национальную инновационную согласстратегию в сфере общественного питания. Базой для данной стратегии должны послужить долгосрочные прогнозы, следующимкоторые позволят выявить питанияперспективные рыночные сохраняяниши и оценить ориентирующиеинтеллектуальные и производственные спецификаресурсы для развитияих заполнения.
Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела», Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия