Потребность в открытом и дистанционном образовании обеспечивает эффективное обучение только при условии широкого применения современных информационно-коммуникационных технологии (ИКТ).
Дистанционное обучение – новое для Узбекистана явление. Эта форма обучения получает в мире все большее развитие благодаря своим преимуществам с точки зрения предоставления больших удобств и выгод для обучающихся. В отличие от традиционных форм обучения, ДО дает возможность его участникам получать необходимые знания и навыки в удобное для них время и в любом удобном для слушателя месте. Основные коммуникации между слушателем и преподавателем в данном случае осуществляются с использованием современных информационных технологий через мировую паутину Интернета. Несмотря на то, что преподаватель и слушатель не видят друг друга, общение между ними носит даже более тесный и индивидуальный характер, чем при очном обучении.
Дистанционное обучение, в зависимости от формы взаимодействия преподавателя и студента, может реализовываться через синхронное обучение; асинхронное обучение; комбинированное обучение, суть которых детально рассмотрена в работе Родионовой И.В [1].
К выгодам дистанционного обучения, кроме его удобства, можно отнести еще и невысокую стоимость, возможность работать в свободном графике, пользоваться обширным материалом в электронном формате. Правда, организация дистанционного обучения – дело непростое, ведь для этого нужны специальная информационная платформа, на которой и происходит процесс обучения, современные, хорошо подготовленные электронные учебные материалы и самое главное – подготовленные для этого преподаватели, владеющие методикой дистанционного обучения. Имея большое количество преимуществ, дистанционное обучение требует решения многочисленных вопросов и задач.
Именно о том, что необходимо сделать, чтобы организовать такое обучение в системе неформального обучения Узбекистана, и шел обстоятельный разговор в Центре развития рыночных навыков. Участниками мероприятия стали представители негосударственных образовательных учреждений и учебных центров, сотрудники профессиональных ассоциаций, тренеры, обучающие менеджеров компаний и предпринимателей, лидеры ННО, объединяющих лиц с ограниченными возможностями, сотрудники Агентства по трансферу технологий, ОДМ «Камолот», представители международных проектов. Словом, всех тех, для кого представляет интерес развитие новой современной технологии обучения, получившей название «E-Learning».
Организатором этой встречи выступил Центр развития рыночных навыков, который в настоящее время начал работу по развитию пока новой для системы неформального образования страны дистанционной формы обучения.
В настоящее время центром проводится исследование по оценке перспектив и возможностей дистанционного обучения взрослых, разработана специальная платформа для организации такого обучения, осуществляется работа по отбору преподавателей, которые в скором времени пройдут подготовку по методологии организации дистанционного обучения, заимствованной у Международного учебного центра Международной организации труда в Турине. Силами подготовленных тренеров на базе разработанной ЦРРН платформе организованы два пилотных курса по дистанционному обучению по вопросам «Бизнес-планирование в деятельности Негосударственных образовательных учреждений» и «Маркетинг образовательных услуг». Слушателями этих курсов стали сотрудники образовательных учреждений, осуществляющие обучение взрослых, которые и являются в настоящее время целевой группой инициативного проекта, осуществляемого нашим центром.
Участники организованной фокус-группы провели оценку возможностей и перспектив развития дистанционного обучения для взрослого населения в Узбекистане, обсудили кто может быть заинтересован в получении такого обучения и почему, выявили и рассмотрели сложности и проблемы, с которыми могут столкнуться организаторы ДО.
Вопросы создания сети заинтересованных структур и организаций, формам совместной кооперации и сотрудничества для успешного развития дистанционного обучения в системе неформального образования чрезвычайно важно. При этом необходимо знать возможности созданной платформы дистанционного обучения.
Принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса удовлетворяет только 15-30% обучаемых, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен и результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов, как учителя, так и обучаемых [2].
В открытом и дистанционном образовании на базе ИКТ не существует жесткого календарного плана учебного процесса, студент может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям, что позволяет повысить качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.
Остро стоит вопрос о внедрении перспективных интегрированных ИКТ стоит перед системой образования в Узбекистане, так как существует большое количество людей, которые хотели бы получить дополнительное образование.
Важным положительным фактором для разработки перспективных ИКТ в Узбекистане является тот факт, что в стране сосредоточены организации и кадры, способные создавать и внедрять интегрированные системы [3].
Движение Узбекистана к информационному обществу с помощью создания системы ИКТ и внедрение ее в образовательную сеть страны позволит оказывать конкурентоспособные образовательные услуги.
Важным шагом по приведению системы образования страны стала разработка комплексных программ развития образования в Узбекистане.
Программа рассчитана на выход нашего, национального образования на мировой уровень информатизации и на решение задач максимального использования ИКТ в образовании [4].
Все вузы и колледжи страны оснащены компьютерами, что обеспечит развитие образовательной системы страны и ускорит его движение его к информационному обществу.
Другой важной целевой программой, обеспечивающей активное внедрение ИКТ в образовательную сеть Узбекистана, которая должна стать системой не только для мониторинга информационного пространства образования, но, и координацию всех уровней с образовательными программами и стратегиями общества [5].
Комплексная программа предполагает решение ряда важнейших проблем в развитии образования в Узбекистане:
- совершенствование нормативной базы[6];
- совершенствование организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательных систем и технологий;
- дальнейшее улучшение материальной базы ИКТ, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров образования.
Реализация программы по открытому и дистанционному образованию создаст в Узбекистане модернизированную систему высшего и среднего образования, обеспечивающую движение к информационному обществу.
Внедрение ИКТ в образование обеспечит новые методы обучения, подготовки преподавателей, контроль обучаемых и повышение эффективности обучения.
Анализируя проблему использования ИКТ в образовании, следует отметить не только процесс внедрения ИКТ в систему образования, но и обеспечение вузов самой современной компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных, а также создание локальных образовательных сетей.
Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения [7].
В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:
- организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новым информационным технологиям;
-создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых информационных технологий обучения;
- активизацию работы по созданию тематической системы по информационным технологиям обучения, в рамках международной информационной сети по информационным технологиям обучения;
- разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза информационным технологиям обучения, методов оценки обучения и образования на их основе;
- разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества;
- подготовку специалистов и педагогов, обладающих профессиональными навыками организации обучения в виртуальных учебных заведениях;
- совершенствование и создание механизмов стимулирования создания и развития системы виртуальных учебных заведений.
Виртуальные университеты по мере совершенствования ИКТ получают все большее распространение.
Так, в США в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов создан виртуальный университет, который предлагает более 300 курсов дистанционного обучения для колледжа [8].
Департамент образования США учредил проект создания виртуальной высшей школы. Созданы виртуальные университеты в Германии, Франции, Японии и других странах.
Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения (ИТО).
В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать [9]:
- организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;
- создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;
- активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИТ;
- разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;
- разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет UNESCO, World Bank, Исламский Банк, Азиатский банк развития.