Основными признаками общественных трансформаций, отражающих мировую тенденцию перехода от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, являются информатизация, интеллектуализация, инновационность, которые привели к усилению в социально-экономической жизни общества нестабильности, динамичности, нелинейности, нарастания дисбалансов и противоречий.
Развитие информационно-коммуникативных технологий способствовало нарастанию информации, становлению единого информационного пространства, изменению процессов распространения знаний – явлениям, обусловившим признание мировым сообществом человеческого потенциала основным социально-экономическим ресурсом. Изменение значимости знания актуализировало такие требования к специалисту, как профессионально-личностная компетентность, инновационная культура, способность к самоуправлению личностным знанием [1].
Одной из важнейших задач современной высшей школы является формирование и развитие у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, самостоятельной правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний, в увеличивающемся потоке информации [2].
Отличительными характеристиками современного высшего образования являются: интенсивное использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих равноправное приобретение и передачу знаний, свободный доступ к образовательным ресурсам. Таким образом, на уровне мирового образовательного сообщества определились основные направления совершенствования образовательных процессов высшей школы – информатизация [3].
На фоне снижения значимости формализованных знаний особо востребованными становятся: способность к самообучению, социализация субъектов образовательного проекта в динамичной и неопределенной социальной и профессиональной средах, повышение собственной ответственности и активности в приобретении и передаче знаний. Соответственно меняются акценты в деятельности преподавателя (усиление функций модератора, консультанта, советчика и др.) и в управлении образовательной системой высшей школы [4, с.94].
Однако в современном вузе, сохраняющем традиционные подходы, отмечаются следующиепротиворечия:
- потребность современного общества в развитии вузов как открытых самоорганизующихся систем и недостаточная разработанность методологических оснований проектирования образовательного процесса в данных системах;
- необходимость обеспечения динамического баланса между функционированием и развитием образовательного процесса и сохранение в практике высшей школы приоритетов функционирования в ущерб развитию;
- кардинальные изменения в процессах приобретения и передачи знаний в условиях глобализации общества и традиционные подходы к организации образовательного процесса вуза (преобладание функции транслятора информации в деятельности преподавателя, неэффективное использование информационно-коммуникативных технологий, отсутствие у студентов выбора собственного образовательного маршрута и др.);
- потребность практики в специалистах, обладающих высоким интеллектуальный потенциалом, основанный на личностном знании, способных к постоянному обучению и инновациям, креативному взаимодействию, саморазвитию, и сохранение ориентации практики высшей школы на знания, умения, навыки.
Совершенствование образовательного процесса высшей школы – одна из центральных проблем в исследованиях по профессиональной педагогике.
Совершенствование образовательного процесса современного вуза как открытой самоорганизующейся социально-педагогической системы, обладает способностью к саморазвитию в условиях глобализации и становления единого информационного образовательного пространства, обеспечивая согласованную деятельность преподавателя и студентов в проектировании образовательного процесса и оценивании его результатов [1].
В ходе проведенных исследований выявлены дидактические основы модернизации образовательного процесса в современном вузе: принципы организации обучения, ориентированные на порождение нового знания; проектно-исследовательская технология обучения, использующая потенциал информационно-коммуникативных технологий в целях активизации межличностного и группового общения; разработана сложная коммуникативная развивающаяся вузовская система, включающая нелинейную организацию образовательного процесса в вузе, оптимальное сочетание различных форм аудиторной и внеаудиторной работы при увеличении самостоятельности студентов и интенсивности информационного взаимообмена между субъектами образовательного процесса посредством информационной образовательной среды [5].
Таким образом, мы исходим из предположения о том, что совершенствование образовательного процесса современного вуза как самоорганизующейся системы будет результативным, если:
- современный вуз рассматривается как открытая система в условиях глобализации и становления единого информационного образовательного пространства;
- концепция совершенствования образовательного процесса современного вуза основана на системной интеграции информатизации и гуманизации образования;
- дидактические основы и концептуально-дидактическая модель системно-синергетического управления образовательным процессом способствует развитию самого процесса и его субъектов [6].
Теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения практики совершенствования образовательного процесса современного вуза как самоорганизующейся системы, развитием его инновационного потенциала и деятельной активности субъектов и дают возможность использования методологии совершенствования образовательного процесса современного вуза в дальнейших теоретических исследованиях проблем модернизации высшей школы.