Full text

XXI век существенно изменил социокультурный контекст изучения иностранных языков в мире. Приоритетное значение приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемой страны и народов. Всё интенсивнее разрабатываются идеи интегрирования культуры в практику преподавания предмета. Происходит социокультурное развитие обучаемых, обогащается кругозор студентов. В таком контексте особое значение приобретают идеи развивающего обучения, главной целью которого является формирование личностной активности обучаемых. Это предполагает познание чужой действительности и восприятию иной культуры [1].

По этой причине перед современными образовательными учреждениями стоит задача обучать так, чтобы нынешняя молодежь мог быстро и пластично реагировать на изменяющиеся обстоятельства и были способны обнаруживать новые проблемы и задачи. Студентам важно научиться самостоятельно добывать материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, решать возникшие проблемы. Самостоятельная работа с информацией на иностранном языке становиться актуальной. Важное значение приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом. Уровень профессионализма определяется сегодня не только объёмом знаний и умений, но и творческим подходом к делу [2].

Умение быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, способность к продуцированию оригинальных идей и вопросов, потребность в поиске и создании нового открывают человеку значительно более широкие возможности в проявлении себя в современном обществе, чем высокий профессионализм и глубокие знания в одной из областей [3].

Обеспечить такое обучение можно лишь путем развития творческих способностей. Возникает проблема подбора методов преподавания, решающих эту задачу. Это доказывает необходимость смены традиционных педагогических технологий на инновационные.

Инновационные методы в преподавании иностранного языка требуют изменения качественного отношения к дисциплине преподавания. Любой иностранный язык является носителем культуры, традиций своего народа. Поэтому, необходимо преподавать его как феномен культуры, овладевать методикой преподавания предметов культурологического цикла.

Преподаватели иностранного языка в неязыковом вузе призваны выполнять социальный заказ общества – подготовить в короткий срок специалиста, хорошо владеющего иностранным языком. Добиться поставленной задачи – научить студента в течение ограниченного учебными рамками периода говорить, понимать, извлекать информацию различного характера из оригинальных источников – можно, сочетая традиционные и инновационные методы обучения, опираясь на принципы коммуникативного общения [4].

Сегодня, в век компьютерных технологий все отрасли человеческой деятельности охвачены техникой, появилась необходимость усовершенствования процесса обучения иностранному языку, так как владение иностранным языком является одним из факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускника вуза на мировом рынке труда.

Внедрение современных инновационных технологий в процессе преподавание иностранного языка может быть достигнуто путём использования Интернет технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий безусловно преображает формат преподавания и обучения. Мультимедиа технологии позволяют по-новому организовать учебную деятельность обучающихся, развивают интерес к предмету, дают возможность современным детям получать информацию в привычном и удобном для них виде [5].

Разнообразие информационных ресурсов Интернета позволяет студентам выполнять различного рода заданий поискового и исследовательского характера.

Мультимедиа программы делают процесс обучения иностранным языкам более эффективным и потому, что при их использовании стимулируются сразу несколько каналов восприятия, воздействуя на различные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, моторную. Они акцентируют внимание студентов на значимых моментах излагаемого материала и создают наглядные, эффективные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций, что также положительно сказывается на качестве овладения иностранным языком [6].

Преподаватель должен не только мотивировать студентов к использованию современных технологий в выполнении заданий, но и активно применять эти технологии, постоянно повышая свою квалификацию. Кроме того, инновационные технологии предоставляет студентам уникальную возможность визуального общения с носителями языка в режиме реального времени, что способствует правильному восприятию живой речи на основе аутентичных звуков, мимики и жестикуляции. Практика показывает, что можно достичь компромисса, если включить привычные для молодежи видеофильмы и Интернет ресурсы в учебный процесс. Использование фильмов на DVD носителях или на сайтах Интернет в качестве видео поддержки на занятиях по домашнему чтению способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка. Во-первых, фильмы также студентов мотивирует потому что, они  интересны сами по себе, во-вторых это мотивация, которая достигается тем, что обучающемуся будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает студентам веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

На каждый фильм нужно разработать разные виды упражнений:

- словарная работа (до или после просмотра фильма);

- понимания содержания;

- понимания важных деталей текста.

- работа с карточками (можно использовать следующие виды работы; находить синонимы, вставить нужные слова и выражения, ответить на вопросы по сюжету, выделить сходства и отличия в описании, интерпретации характеров (разговоров, эпизодов и т.д.)

- составить диалог между персонажами в реалиях фильма;

- инициировать героев на русский язык.

Компьютеризация позволяет осуществить контроль всего контингента обучаемых и сделать его более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. Главное требование, предъявляемое к современной контролирующей системе, заключается в следующем: она должна быть абстрагирована от содержания, уровня сложности, тематики, предметной направленности и типа отдельных тестовых заданий и способна работать на изолированных компьютерах, в локальной сети и в сети Интернет [7].

Это позволяет преподавателю совмещать теоретические и демонстрационные материалы, а обучаемому целостно воспринимать данный материал, включая образное мышление. Кроме того, средства информационных технологий, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными открывают перед обучаемыми и преподавателями широкие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого вида и объема; доступ к различным источникам информации; интерактивность, креативность и обратную связь; организацию совместных проектов. Таким образом, неограниченный объем материала в сети и возможности вышеописанных инновационных технологий позволяют выбирать и экспериментировать, делают полученные знания более осознанными, повышают мотивацию учащихся, формируют и развивают умения работы с информацией, а также способность к межкультурной коммуникации. И даже серьезную проблему, связанную с наличием известных негативных последствий: пассивностью обучаемых, низким уровнем самостоятельности и др.- можно решить посредством организации новых форм учебной работы. К примеру, выполнение творческих коллективных проектов, при оценке которых обсуждается (очно или в виртуальном семинаре) и оценивается вклад каждого из участников, формирование и представление в сети индивидуального образовательного пространства, включающего собранные самим обучаемым учебные и научные ресурсы по предложенной дисциплине, участие в совместной работе в виртуальных научных лабораториях и сетевых деловых играх.

При применении информационных технологий на занятиях многое зависит от сосредоточивающей деятельности преподавателя, от того насколько эффективно и рационально он использует время на занятиях, как согласованы учебные возможности информационных технологий с задачами обучения. От преподавателя во многом зависит, насколько интересно представлен учебный материал и какие создаются условия для формирования познавательной потребности и познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку.

На сегодняшний день назрела острая необходимость создавать, изучать и применять педагогические новшества (как теоретические, так и практические). Учитель должен разрабатывать, изучать, применять и продвигать новые (предлагаемых наукой) педагогические технологии, теории, концепции, которые прежде всего необходимо изучать [8]. Нельзя забывать, что конечной целью образования является развитие творческой гармонично развитой личности, способной к самостоятельности и преодолению стереотипности мышления. Достижению этих целей может способствовать использование информационно-педагогических технологий на занятиях по иностранному языку.

При использовании компьютерных технологий мы сталкиваемся с высоким уровнем эмоциональной составляющей и в процессе изучения иностранного языка. С одной стороны, через компьютерные программы происходит воздействие на различные виды ощущений, что повышает визуальную насыщенность материала, делает его более ярким, убедительным. С другой стороны, процесс обучения иностранным языкам начинает носить все более креативный характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности студентов. На определенном этапе обучения их можно привлекать к созданию собственных компьютерных произведений-проектов в виде презентаций. Подобное творчество студентов, непосредственно перекликающееся с их насущными интересами, стимулирует мотивацию к изучению иностранного языка за счет привлекательности работы с компьютером.