Full text

Информационные технологии, властно вторгшиеся в человеческую повседневность, весьма интенсивно воздействуют на наши представления о мире, знании и о самих себе. Осмысление этих изменений – задача отнюдь не простая, но насущная. Уже сейчас очевидно, что доля информации, получаемая современным человеком вне специально организованного процесса обучения и образования, неуклонно возрастает, в то время как влияние официального институциализованного образования возрастает куда медленнее [1]. При этом современная система организации учебной деятельности университетского образования (по существу своему все еще являющаяся системой традиционной, но в современных условиях) демонстрирует достаточно высокую степень самодостаточности, что позволяет ей не ощущать значительного дискомфорта от собственного консерватизма и не испытывать потребности в трансформации учебного процесса по существенным моментам, в том числе и по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Классические ценности образования, тем не менее, уже не являются столь непоколебимыми. Есть в этом и определенная заслуга информационных компьютерных технологий, проникновение которых во многие сферы деятельности человека эксплицирует в новом ракурсе проблему элементарной, так называемой функциональной грамотности – умение работать с использованием средств компьютерной техники и программного обеспечения. Современный молодой человек не может считаться функционально грамотным, т. е. подготовленным к успешной профессиональной деятельности, если он не умеет общаться в интерактивном режиме с прикладными программами, а также не может работать в глобальных компьютерных сетях. Парадоксальность образовательной ситуации в свете вышесказанного состоит в том, что большая часть наших преподавателей не владеет этими навыками, т.е. по существу, не может быть отнесена к числу функционально грамотных людей [1].

Проблема информатизации, использования информационно-коммуникационных технологий имеет широчайший социальный контекст. Свободное распространение и доступ к информации сегодня, когда она становится все более важным фактором поступательного общественного развития (научно-технического, социального, решения экологических, демографических и политических проблем), является необходимым условием общественного благополучия. Отставание того или иного государства в области информационных технологий, средств и систем коммуникации превращает его в информационно зависимое от ушедших вперед в области информационно-коммуникационных технологий государств [3]. В подобных условиях экономическая конкуренция в глобальном масштабе становится невозможной. Неизбежной станет тенденция к снижению качества образования и уровня научных исследований, что в конечном итоге приведет к «вымыванию» национальных информационных, а затем и интеллектуальных ресурсов. В таких условиях системе образования необходимо брать на себя ответственность по формированию поколения, способного существовать в условиях информационного общества, и, что еще более важно, создавать это общество своей собственной активной деятельностью [1].

Преподаватели отнюдь не однозначно встречают идею компьютеризации преподавания того или иного предмета на основе информационно-коммуникационных технологий. Одни не верят в компьютеризацию учебного процесса из-за ее высокой стоимости; другие пребывают в убеждении, что «умная машина» никогда не заменит «живого» преподавателя; третьи указывают на то, что ЭВМ вредит здоровью студента и т. п. Каждый из подобных аргументов имеет право на жизнь, если остается в пределах обыденного педагогического сознания [3, с.108].

Чтобы понять перспективы использования информационно-коммуникационных технологий для поддержки того или иного предметного курса, в особенности – гуманитарного, нужно хотя бы на время выйти за пределы обыденных подходов и обозреть проблему с высот общего контекста тенденций образования, которое, в свою очередь, вписано в более широкие рамки общественного развития [5].

Информационно-коммуникационные технологии бросают вызов традиционной педагогике. Прежде всего, это обнаруживается в том, что создание программного обеспечения непосредственно для учебного процесса является алгоритмизацией деятельности педагога. Педагогическое сознание – это особое практическое сознание, отличительными особенностями которого являются эклектизм и синкретизм. В силу этих особенностей деятельность педагогов является в значительной степени иррациональной, интуитивно-творческой. Для того чтобы компьютер мог полноценно, с точки зрения традиционного педагогического мышления, обучать, машину нужно научить выполнять операции, во многом имитирующие действия педагога. Ему-то эта задача представляется нереализуемой, поскольку самим носителем педагогического сознания его деятельность в должной мере не рационализируется, не дифференцируется, не представляется дискретной и операциональной. Решение подобной проблемы является особенно важным при дистанционном обучении, так как способность самостоятельного обучения в этом случае становится основной дидактической задачей [2, с.96].

Общество во все времена требовало от преподавателя сочетания массы функций. Педагог должен не только прекрасно знать предмет, уметь доходчиво излагать его, не только обладать определенными ораторскими талантами, быть носителем высокой нравственности, эстетично выглядеть и прочее, но еще и любить студентов. «Задача педагога всегда быть доброжелательным и готовым помочь, он должен постоянно наблюдать за учениками, чтобы понять их потребности и вовремя справиться с трудностями. Наблюдение может подсказать учителю, как сориентироваться в той или иной ситуации и грамотно воспользоваться вербальными и невербальными средствами общения» [4, с.61]. Преподаватель – это не ученый-первооткрыватель, а во многом – репродуктор и транслятор знаний. Владельцем знания является не его конкретный носитель, а культура в целом. С этой точки зрения у содержания образования нет хозяина или эксклюзивного владельца: оно анонимно и общедоступно. И вопрос о худшем/лучшем образовании не есть вопрос о том, кто собственник и монопольный распорядитель знания. В нашем случае им является преподаватель, который, привнося в преподавание и личностный компонент, может как содействовать успешному учебному процессу, так и вредить ему [1].

Возникновение и интенсивное развитие информационных компьютерных технологий ставят систему университетского образования перед необходимостью реагирования на них. Компьютеры и средства коммуникации являются теми технологическими достижениями, которые радикально изменяют все стороны жизнедеятельности человека. Появление информационно-коммуникационных технологий знаменует собою вступление человечества в новую эру. Системе образования как социальному институту, призванному готовить людей к полноценной социальной жизни посредством передачи знаний, норм деятельности и культурных ценностей, необходимо трансформировать собственную жизнедеятельность применительно к меняющимся условиям [2].

Обучение навыкам работы с информацией (особенно при использовании дистанционного способа обучения), превращение ее в знания становятся более важными задачами, нежели усвоение фактов. Таким образом, в основу идеологии образования должен быть положен принцип коммуникации в самом широком смысле этого понятия. Университет же призван формировать компетентность в деле оперирования информацией и превращения ее в знание.