Full text

Диплом о высшем образовании сегодня не является гарантией трудоустройства. Построение карьеры полностью зависит от талантов и работоспособности выпускника, а первое рабочее место после получения базовых знаний бакалавриата или специалитета знаменует начало новой жизни.

Несколько десятилетий назад «высшее образование» являлось синонимом слов «трудоустройство по специальности». К 2016-2017 годам уже всем заметна вернувшаяся тенденция получения диплома ради построения успешной карьеры.

Обратимся к результатам сравнительного опроса, проведённого ВЦИОМом «Система образования в России: 1991-2016». 1600 человек из 46 областей и республик отвечали на вопрос «Какое образование Вы хотели бы, чтобы получили Ваши дети, внуки?». Если в 1991г. высшее образование (университет, институт, академию) выбрали как наиболее предпочтительное 53% респондентов, то в 2016г. их насчитывается уже 81%. Более чем в два раза уменьшилось количество людей, для которых это значения не имеет. И 40% опрошенных согласны, что «чем выше уровень образования человека, тем лучше его материальное благополучие» [1].

В этой связи причина стремления поступить в ВУЗ видится и в самом повышении престижа для общества высшего образования (наличие диплома – это особый статус), и в возможности получить достойную работу с высоким уровнем заработной платы после окончания профессионального обучения.

Востребованность на рынке труда специалистов экономической науки является дополнительным стимулом получить определённую экономическую квалификацию.

Служба исследований портала HeadHunter подтверждает, что настоящее и будущее – за экономическим образованием. В 2015 и 2016г. востребованы на рынке труда «менеджеры по продажам и работе с клиентами, торговые представители, бухгалтеры, менеджеры по персоналу, офис-менеджеры, мёрчендайзеры» [2]. Мёрчендайзер – это «специалист по продвижению продукции в торговле. Занимается рекламной поддержкой товара на месте продаж» [3], это представитель компании, бренда на рынке (чаще в сети супермаркетов, гипермаркетов).

Как указывается на одном бизнес-сайте, «первое место в рейтинге самых востребованных профессий занимает арбитражный управляющий – высококвалифицированный специалист, который занимается вопросами банкротства предприятия» [4]. Наиболее востребованными на Осенней ярмарке вакансий 2016г. в Москве помимо технических, оказались вакансии экономического, а не гуманитарного профиля: «продавцы, менеджеры по продажам, руководители среднего звена, менеджеры по работе с клиентами, риэлторы, бухгалтеры, операторы 1С» [5]. Т.е., работники сферы торговли, маркетинга, менеджмента и сферы IT пользуются популярностью на московском рынке, для них вакансии в ближайшей перспективе открыты. Также востребованы специалисты по аудиту (независимому финансовому контролю) и консалтингу (консультанты по ведению бизнеса), менеджеры по рекламе, PR (пиару).  

На другом портале рассматриваются самые востребованные профессии в странах СНГ в 2016 г. В топ помимо уже озвученных специалистов в IT-сфере входят маркетологи, работники сферы обслуживания (индустрии услуг), логисты (управленцы распределения и складирования товара).

По прогнозам журнала «Форбс» 2010 года на ближайшие десять лет, которые сейчас и перешагнули экватор, мировой экономике требуются GR-менеджеры – «специалисты по взаимодействию с государственной системой управления» [6] (именно они спасали крупные банки в кризис и взаимодействовали с «самым большим игроком на финансовом рынке страны» - государством), консультанты по ведению бизнеса, эксперты по развитию территорий. Как видно, это всё специалисты с финансово-экономическим образованием.

Менеджеры по привлечению клиентов, работники высшего звена управленческой деятельности, консультанты по развитию, ведения бизнеса и работы с клиентами лидируют в списке самых высокооплачиваемых профессий в Москве в 2016 г. В этот список вошли также главный бухгалтер, специалист по экономическому аудиту. Востребован в столице маркетолог и частный педагог по точным дисциплинам [6]. Маркетолог – это «специалист, который занимается изучением рыночного спроса и предложения на те или иные товары и услуги, а также организовывает сбыт продукции компании» [7].

Прогноз на 2017 год практически не отличается от предыдущей информации – лидирует сфера продаж и работы с клиентами. Стабильно востребованы IT-специалисты, маркетологи, специалисты сервисных услуг, логисты, административный персонал, к ним добавились банковские служащие, бренд-менеджеры и переводчики – т.к., «рыночные отношения направлены на работу с заграничными партнёрами в части импорта и экспорта. Переводчики должны знать китайский, английский, итальянский и немецкий языки» [8].

Персонал по продажам идёт на втором месте после рабочего персонала. Менеджер по продажам как горящая вакансия лидирует в Москве и в Королёве, продавец-кассир - в Балашихе и Химках, клиентский менеджер - в Подольске. Таково распределение самых востребованных профессий крупнейших городов Московской области (по состоянию на сентябрь 2016г.) [9].

Именно у экономического образования есть все возможности, чтобы не отрываться от нужд рынка, а «идти в ногу» с требованиями государства.

К экономической науке относятся такие образовательные программы высшего образования, как экономика, менеджмент (со всеми разновидностями), финансы и кредит, торговое дело, администрирование, финансовая аналитика. В какой-то степени в этот неполный перечень можно добавить и «организацию работы с молодёжью», т.к. на данном направлении подготовки изучаются дисциплины экономика (или введение в экономику), экономические основы работы с молодёжью, математика, математическая статистика и теория вероятностей, общая теория статистики, управление проектами, социология, социальное проектирование и др. А если рассматривать данное направление как часть менеджмента и административного или государственного управления, и выбирать дополнительно элективно-модульные дисциплины цикла «менеджмент», то оно по праву относится к престижной экономической специальности.

Молодёжная политика выполняет задачи в отношении занятости молодёжи: поддерживает её активность в предпринимательстве за счёт «развития систем информирования и программ социального просвещения, <…> реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики» [10]. Т.е., предпринимательство молодых включено в социально-экономическую политику нашего государства, направлено и на развитие человеческого потенциала, и рынка труда для молодых.

К целям молодёжной политики относится обеспечение всех видов конкурентоспособности молодёжи – экономической, социальной, культурной, развитие у неё таких компетенций, как: «предпринимательские навыки» – в основе креативность мышления, инициативность, и профессионализм. Взаимодействие представителей бизнеса с институтами гражданского общества выделяется как отдельный принцип. «Коммерциализация идей, наличие предпринимательских умений» [11] – востребованные компетенции, которые надо формировать у молодёжи. «Применительно к занятости молодежи важно использовать возможности для самореализации» [11].

Федеральное агентство по делам молодёжи выделяет среди направлений работы с молодёжью за 2016 г.: «предпринимательство», «карьера и содействие профориентации» «кадры в сфере ГМП», [12], реализует общероссийскую программу «Ты – предприниматель» и экономические проекты по регионам.

Таким образом, видно, что трудоустройство молодёжи (к этой группе на сегодняшний момент в России относят людей в возрасте от 14 до 35 лет) является приоритетным направлением деятельности молодёжных политиков.

При всех огромных возможностях индустриального рынка и бизнес-сектора существует больная проблема трудоустройства молодёжи.

Согласно данным Стратегии развития молодежи РФ на период до 2025 года, «доля молодёжной безработицы среди всех российских безработных составляет 42,5 - 43,5%, а основную их долю - безработные в возрасте 20-24 лет» [11]. Безработица среди молодёжи устойчива и кардинально не снижается. Так, «в числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 49,4% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет» [13].

Из анализа статьи финансовой (брокерской) международной компании по работе с ценными бумагами (акциями, индексами, фьючерсами) Your Trade Choice Group (YTC) можно сделать вывод: количество безработных только растёт – и это среди экономически активного населения (состояние на осень 2015г.). «Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 года (15,3%). Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,9 раза. В численности безработных 27% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности». Самый большой процент граждан с отсутствием опыта ведения трудовой деятельности – 52,7% - приходится на молодёжь 20-24 лет. [14]. О существовании проблемы свидетельствуют и данные Роструда за 2015г.: 30,5% всех российских безработных – это молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет [15].

Несмотря на цифры, надо помнить, что существенно различаются понятия «безработный» и «студент дневного отделения», который может не искать работу, хотя относится к экономически активному населению. Называть таких студентов 17-23 лет безработными и незанятыми будет нецелесообразно. 

По последнему опросу ВЦИОМа от 24 января 2017г., 47% респондентов считают, что ситуация с трудоустройством по полученной специальности меняется скорее в худшую сторону (по сравнению с 2013г.), и 40% уверены, что у выпускника немного возможностей получить высокооплачиваемую работу [16].

По словам экспертов, «одна из причин молодёжной безработицы – нестыковка устремлений выпускников с реальностью. Конкуренция за работу среди тех, кто в начале карьеры, выше, чем среди зрелых специалистов» [15].

Существует практика отказа молодым людям при прохождении собеседования в получении места из-за отсутствия опыта. Или поступают предложения пройти испытание на эффективность перед приёмом на высококвалифицированную работу.

Права соискателей в этом случае охраняет Трудовой кодекс РФ. В части III, разделе III, главе 11 «Заключение трудового договора», статье 70 запрещено устанавливать испытательный срок определённым категориям работникам – кандидатам моложе 18 лет, молодым специалистам.

К молодым специалистам относят «лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня» [17]. В Постановлении Правительства г. Москвы № 172-ПП от 23.03.2004г. «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы» рамки определения «молодой специалист» более сжаты: это и возраст до 35 лет, и начавший деятельность  «не позднее трёх месяцев» после получения диплома» [18]. Получается, с выпускника без стажа, только что окончившего обучение, при первичном трудоустройстве руководители не могут требовать опыта работы.   

На практике работодатель хочет увидеть в выпустившемся студенте, который не совмещал учёбу с работой на 3-4-5 курсах, опыт работы от трёх лет, наличие успешных проектов по специальности.

Это сигнализирует о том, что студент помимо учёбы должен заниматься саморазвитием в будущей специальности, развитием надпрофессиональных компетенций, которые нужны в любой карьере. Направлений универсального дополнительного образования достаточно: бизнес-грамотность, IT-технологии, иностранный язык, вождение автомобиля, копирайтинг (умение написать пресс-релиз, рекламу и статью на заказ) и пр. Бизнес-курсы (например, «Ты - предприниматель») – это та возможность для студента, которую нельзя упускать, если он экономист, инициативен и хочет работать по специальности. Для тех, кто прослушал все занятия и создал свой удачный проект, а затем подал его на грант для реализации, открыты все дороги в бизнес. Студентам, выпускникам и их преподавателям надо учитывать и возможность проявлять свои силы в конкурсах. Например, в конкурсе для начинающих социальных предпринимателей Social Impact Award – это крупнейшая европейская международная программа для молодёжи по бизнес-проектам, которые помимо наличия в себе финансовой модели решают социальную проблему. За победу победители получают премии, участие в инкубационной программе и индивидуальную помощь.

 «Образование в вузах и колледжах зациклено на теории» [15]. Эксперты выступают за внедрение в колледжах дуальной системы (совмещение теоретической подготовки с практикой на будущем месте работы), а в вузах – за введение «обучения работой» - когда само образование ориентировано на практические занятия не в качестве дополнения или факультатива, а как основа учебного процесса. К таким передовым университетам относят себя МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московский авиационный институт (МАИ). «В вузовские учебные программы на старших курсах нужно включить мастер-классы от специалистов рынка труда» [15], услуги карьерного консультирования, стажировки в хороших компаниях. Всё это вузы могут делать уже с завтрашнего дня, без дополнительных указов и законов со стороны государства. Применительно к рыночной экономике и капиталистическому укладу соотношение теории и практического обучения должно быть 50 к 50 %.

Недостаток в работе именно практических знаний и навыков, а вовсе не теории, «признаёт и большая часть молодых специалистов (56%), и абсолютное большинство работодателей (91%)» по результатам опроса ВЦИОМа от 13 июля 2016г. [19].

Студенты нуждаются в педагогическом сопровождении со стороны центра занятости и профориентации своего вуза для реализации себя на современном рынке труда.

Центр занятости любого учебного заведения не только оказывает юридические и психологические консультации, проводит тесты, но и предоставляет вакансии. К сожалению, не во всех ВУЗах сектор практик взаимодействует с центром занятости и может организовать практику, которая перерастёт в стажировку и работу. Студенту идеально подойдёт частичная занятость – с гибким графиком и возможностью работать удалённо, из дома. Это и возможность получения опыта, и наличие на первых этапах наставника, и одновременно выполнение требований учебного процесса – производственной практики. 

Специальные программы наставничества, направленные на студентов для совмещения работы с учёбой, и стажировки для желающих строить карьеру с нуля, есть в крупнейших компаниях Google (от 2х летних месяцев до полугода), Яндекс. Для устройства в эти компании студент или начинающий специалист должен обладать хорошей математической подготовкой, уметь программировать. Стажировки предлагают: американская компания «Coca-Cola HBC Eurasia» - в отделе логистики, по работе с персоналом, на производстве и в налоговой группе. Англо-голландская компания «Unilever Русь» (длительностью 3 месяца) по направлениям: работа с клиентами и персоналом, маркетинг, финансы, управление цепочкой поставок. «Газпром нефть» по направлениям: логистика, IT-технологии, бухгалтерия и финансы, документоведение, управление персоналом, производство, закупки,  маркетинг и PR, и др. Вакансии для стажёров на 2-4 месяца предлагают и табачная компания «British American Tobacco Russia» в отделах маркетинга, управления производством и поставками, финансами, по работе с персоналом, и  компания «Ernst and Young (Global Limited)» - также в сферах коммерции, торговли, финансов, IT, повышения эффективности бизнеса, но с обязательным условием владения английским языком. В основном, все вышеназванные программы реализуются в крупнейших городах – Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, Саратове, Туле и др. и только для экономических или технических специальностей.

Стажировка ждёт студентов и выпускников во многих банках и у операторов сотовой связи. Сейчас банки помогают студентам в построении карьеры, предлагая места сотрудников в своей финансовой структуре старшекурсникам любых специальностей и без опыта работы. Актуально сослаться на банк «Ренессанс Кредит», который «сотрудничает с вузами, участвует в ярмарках вакансий, организует квесты и бизнес-игры. Студентам 3-5 курсов мы предлагаем попробовать свои силы на «Летних стажировках», которые длятся два месяца – с 1 июля по 31 августа» [20]. Обучение проводится на месте опытными сотрудниками. Главное – чтобы студент хотел стать частью команды, а отсутствие трудовой книжки или характеристики с предыдущего места работы – для эйчаров (специалистов кадровых отделов) крупных корпораций не является препятствием при приёме в коллектив. Об этом свидетельствует и опыт банка «Хоум Кредит», который также сам обучает молодых специалистов. «Кроме тренингов по продуктам и услугам банка, техникам продаж и других профессиональных курсов, мы прививаем им навыки коммуникации, развиваем личностные качества» [20]. Банки при всей лояльности к выпускникам гуманитарных специальностей всё же ориентированы на тех, кто изучал банковское дело или экономику, и у кого в дипломе присутствуют дисциплины экономического или менеджмент курсов, т.к. данной сфере требуются не педагоги и не музыканты, а кредитные аналитики, финансовые и инвестиционные консультанты и, конечно, менеджеры по работе с клиентами разных услуг.

Портал trud.com, ссылаясь на Российскую газету (rg.ru), подтверждает невозможность устроиться всем выпускникам по окончанию вуза: «В первый же год после окончания вуза работу находят 75 % выпускников. По данным портала Superjob, проще всего устроиться на работу выпускникам без опыта в банковской сфере, IT-компаниях и на предприятиях крупного бизнеса. Взять на работу новичка с дипломом готовы 60% работодателей (до кризиса таких было 72%). Около 80% работодателей рассматривают варианты сотрудничества со стажёром. И только 22% редко приглашают стажёров на работу» [21]. Из них большинство работодателей предлагают новичкам должность специалиста по продажам, закупке, работе с клиентами.

Если подробно изучить вакансии, которые предлагает служба поиска работы Job.ru, то при сравнении становится ясно – студент или выпускник ВУЗа в начале карьеры за ту же самую вакансию будет получать среднюю заработную плату ниже, чем средняя заработная плата специалиста с опытом работы от трёх лет.

Эту проблему также помогает решить университет в социальном партнёрстве с властью, бизнесом или политической партией как важнейшим государственным институтом. Вместе с хорошим образованием высшая школа через грамотно спроектированную производственную практику может выпускать бакалавра/магистра с хорошими навыками хотя бы на уровне стажёра или ассистента, или даже с большими навыками – готового помощника специалиста или специалиста.

Высшая школа – это социальный партнёр в рекрутменте как для властных структур, так и для политической партии, и для бизнеса. Рекрутмент – «профессиональные услуги по подбору квалифицированных специалистов-исполнителей и управленцев низшего и среднего звена» [22]. И наоборот.

Рассмотрим ситуацию, когда университет привлекает политолога из политической партии, топ-менеджера (руководителя высшего звена, «первое лицо») известной компании или чиновника городской администрации в качестве преподавателя авторского курса или факультативной дисциплины. Для высшей школы польза огромна – рейтинг такого ВУЗа в глазах абитуриентов повышается. Общение с состоявшимся предпринимателем – это импульс студенту высшей школы строить свою карьеру. И для самого предпринимателя, политика или чиновника власти деятельность в науке – бесценная возможность открыть новые кадры, новые идеи, повысить свою квалификацию.  

В современных непростых условиях университет для поддержания студентов, особенно экономических специальностей, трудоустройство которых во многом зависит от ситуации с санкциями и колебанием валют, может применять любые технологии. Программу лизинга персонала университет может составить для своих студентов по договору с работодателем. «Лизинг персонала – это форма сотрудничества, в которой участвуют три стороны: компания, которой требуется персонал, кадровое агентство (посредник) и наёмный сотрудник» [23]. Временные вакансии для потенциальных сотрудников (вне штата) предоставляет компания, у которой возникают кратковременные срочные задачи (к примеру, реализация стартапа – нового инновационного проекта). В роли кадрового агентства выступает университет (институт), который предоставляет своих студентов на определённое время (например, на три месяца). Со студентом заключается трудовой договор, он получает официальное место работы с взаимными правами и обязанностями. После окончания вуза лизинг-студент может устроиться в компанию-нанимателя на постоянную работу, и это будет существенной мотивацией во время подработки. Единственным возможным минусом для вуза станет ситуация с декретом студента или его болезнью, или возникшая конфликтная ситуация на месте работы, но эти юридические особенности можно предусмотреть и прописать в договоре заранее.

Политические партии в пору предвыборных кампаний уже не первый год предлагают студентам работу в участковых избирательных комиссиях (наблюдателем или секретарём), в предвыборных штабах (в роли агитатора, распространителя выборного контента, интервьюера), даже войти в состав команды депутата. Если студент хочет найти временную подработку, ему не обязательно становиться членом партии или разделять её интересы. Определённого образования и опыта не требуется. После окончания выборов политично настроенный студент, зарекомендовавший себя перед штабом, может обратиться в партию для трудоустройства. В партии студент может найти своё призвание и получить ценный опыт для своего портфолио.

Высшая школа по договору с политической партией может предлагать студентам старших курсов участвовать в реализации и разработке партийных проектов. Стажировка в партии и органах государственной власти ещё до получения степени бакалавра или магистра позволит студенту остаться в сфере муниципального управления. К сожалению, это направление недостаточно развито даже в крупных регионах.

Сетевое взаимодействие «ВУЗ – власть – бизнес – партия» является оптимальным условием для трудоустройства студентов и выпускников со степенью «бакалавр» и «магистр» в системе российского рынка труда. Для снижения процента нетрудоустроенных среди молодёжи высшая школа может использовать механизмы практики студентов на примерах рассмотренных компаний. Но такая оплачиваемая стажировка (как законный трудовой процесс с обязательным заключением договора) должна распространяться не локально, а глобально, с участием всех ВУЗов. 

По словам Е. Я. Когана, эксперта по образованию в России: «Связь высшей школы с предприятиями возможна только при наличии рыночного поведения самих университетов» [24]. Университетам будет выгодно видеть себя «полноценными агентами рынка и хозяйствующими субъектами» [24].

Отсутствие опыта, наличие периода социальной адаптации к новой роли (вхождение в профессию), необходимость получения практических умений, неумение представить себя (составить резюме, пройти собеседование, самопрезентовать и рассказать о достижениях), изначально завышенные требования к зарплате и карьерному продвижению («хочу всё и сразу»), иногда неоправданное самомнение – всё это можно отнести к минусам студента или выпускника как работника. Но велики, а может быть, и более значимы плюсы: творческий потенциал, креативность, отсутствие стереотипов и изначально позитивные представления о трудоустройстве, лояльность к восприятию всего нового и нестандартного, управляемость в работе, свежие знания и горящее желание применить навыки на практике, как правило, отсутствие проблем со здоровьем и детьми.

Конкуренция на рынке труда требует от самого студента выгодных отличий от коллег. Модель готового к карьере выпускника видится не только в наличии у него диплома с отличием, но и в пройденных дополнительно курсах, стажировках, участии в конкурсах, в крупных мероприятиях города и страны. Результаты прохождения учебной практики студент также должен излагать в резюме.

Любая коммерческая фирма, компания, бизнес-структура, предприятие, любой промышленный холдинг заинтересованы в получении максимальной прибыли от реализации своего продукта, проекта или услуги. И эта сфера продаж-услуг не может обойтись без менеджеров, финансистов, бизнес-стратегов, т.е., профессии экономической науки во все времена, на протяжении любых кризисов и при наличии внешних негативных факторов продолжают оставаться высокооплачиваемыми и нужными как владельцам, так и получателям услуги, потребителям.

Многие специальности гуманитарного цикла теряют актуальность, сменяются другими. Существует и большая разница в уровне оплаты труда представителей экономической и гуманитарной сфер. Предприниматели могут получать в разы больше педагогов, психологов, актёров и врачей.

Вместе с тем существуют профессии смешанного профиля (и гуманитарного, и экономического), поступая на обучение которым вчерашний школьник может быть уверен, что к окончанию вуза он будет работать по специальности.  

Организация работы с молодежью – сравнительно молодая, но перспективная специальность, всегда востребованная в политике, федеральных органах исполнительной власти, государственном управлении. Это универсальная профессия как в России, так и в странах Европы и Азии, т.к. развитие социальной сферы, управление семейной, детской и молодёжной политикой везде имеет особое преимущество перед другими сферами.

В целом, ситуация на рынке не меняется стремительно, она относительно стабильна в течение 4-5 лет, в лучшем случае – десять, и студент, заканчивающий в России экономический вуз, факультет, может быть уверен в своей популярности. Для того чтобы абитуриенты и выпускники школ выбирали ту или иную специальность, университет должен позаботиться уже сейчас об их трудоустройстве. В идеале – последовать девизу Гарвардского университета (Harvard University, USA) с легендарной по образованию в мире бизнес-школой: «Мы готовим не тех, кто будет работать на компании, а тех, кто сам будет их создавать» [15].