Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни первоклассников в социально-психологическом плане первоклассники переживают огромный психологический стресс, это пересекается и с кризисом 7 лет. Для ученика начинается новая жизнь, и в ней много нового, неизвестного и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Согласно представлениям современных исследователей психологическая готовность к школе проявляется как итог развития ребенка в дошкольном возрасте [3]. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новые задачи. Изменяется вся жизнь первоклассника: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень сложный период, появляется сразу свод новых правил, обязанностей, приобретается новый статус ученика и всё это требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до полугода. В некоторых случаях и дольше и требует серьезного вмешательства со стороны учителя, родителей и школьного психолога. Не все учащиеся могут без труда влиться в классный коллектив, так как все дети разные по характеру, темпераменту и коммуникабельности. Одни очень легко и не принуждённо находят общий язык со всем классом, а другим детям очень сложно влиться в классный коллектив по разным причинам. Не маловажную роль в адаптации тоже играет то, как первоклассники находят общий язык друг с другом.
Сопровождение младших школьников период школьного обучения будет проходить эффективнее, если родители помогут своему ребёнку справиться с психологическими трудностями в школе, будут помогать ребёнку в развитии самооценки, создавать благоприятный психологический климат ребёнку со стороны всех членов семьи, предоставлять первокласснику самостоятельность в учебной работе. Немало важно для обучающихся в первом классе поощрение за успехи и личные достижения. Основной задачей психолога в процессе сопровождения обучающихся является создание оптимальных социально-психологических условий для развития всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
Е.А. Козырева психологическое сопровождение характеризует как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, на психологическое развитие ребёнка с ориентацией на зону ближайшего развития. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассников в МБОУ СОШ №20 осуществлялось по следующим направлениям:
- диагностическое, включающее психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и трудностей адаптации, а также выявление причин и механизмов нарушений социально-педагогической адаптации первоклассников;
- консультативно-просветительское, предполагающее ознакомление субъектов образовательного процесса с психологическими механизмами развития первоклассников, спецификой построения учебного процесса в период адаптации с учётом возрастных особенностей обучающихся, построение детско-родительских отношений, а также помощь участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с организацией учебной деятельности младших школьников, в актуализации и активизации личностных особенностей;
- профилактическое, основной задачей которого являетсяпредупреждение возникновения явлений школьной дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах психолого-педагогической поддержки первоклассников, нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на процесс адаптации к школьному обучению;
- экспертно-методическое, ориентированное на осуществление психологического анализаучебных программ, учебников, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; определение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса, разработку рекомендаций;
Своевременная диагностика обучающихся, отслеживание динамики их психического развития в процессе школьного обучения является залогом успешного обучения и личностного роста младших школьников. Личностно-ориентированное обучение предполагает активизацию внутренних стимулов учения, мотивации школьников.
Р.В. Овчарова отмечает в качестве основных параметров, по которым можно судить об уровне школьной адаптации, такие, как степень овладения учебной деятельностью, удовлетворённость ею и уровень школьной мотивации. Как утверждает Н.И. Гуткина, наличие у ребенка внутренней позиции школьника может считаться одним из критериев готовности к школьному обучению [3].
Основными показателями адаптации ребенка к школе являются:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с учащимися, учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- наличие школьной мотивации.
Адаптация первоклассников непосредственно связана и с мотивацией к учению. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.
Если у учащегося низкая мотивация к школьному обучению, то ему будет сложнее адаптироваться к школе. Для того, чтоб мотивация к школе была на хорошем уровне, родители должны заранее готовить своего ребёнка, рассказывать свой положительный опыт учения в школе о том, что в школе можно получить много знаний в различных областях, что у первоклассника появиться много разных друзей, будем много интересных мероприятий и т.д. Основная задача родителей – поддержание интереса к знаниям в целом. Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом.
Л.И. Божович и ее сотрудники занимались изучением развития мотивационной сферы личности. Особый интерес в свете проблемы психологической готовности к школе представляет мотивация детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.И. Божович, дети в этом возрасте «стремятся прежде всего к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение» [2]. Несформированность учебных мотивов у обучающихся, адаптационные нарушения являются одной из основных причин отставания младших школьников в учебе.
В рамках психолого-педагогического сопровождения младших школьников с целью изучения особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению, на базе МБОУ СОШ № 20 г. Краснодар было проведено мониторинговое исследование, в котором приняли участие 146 первоклассников. В качестве диагностического материала использована методика для определения школьной мотивации Лускановой Л.Г. [1]; и методика Микропрактикум «Мой класс» [4]. Первичная диагностика была проведена в октябре 2016 года, вторичная – в марте 2017 года.
Методика диагностики школьной мотивации Лускановой Л.Г. была выбрана для выявления отношения учащихся к школе, учебному процессу, эмоционального реагирования на школьную ситуацию. Первоклассникам задавались вопросы анкеты, ответы на которые давали учащиеся, выбирая из предложенных вариантов. Обработка данных анкетирования позволяет выделить разные уровни сформированности школьной мотивации: высокая школьная мотивация; хорошая школьная мотивация; положительное отношение к школе с привлечением в большей степени внеучебной деятельности; низкая школьная мотивация; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
В ходе сравнительного анализа проведённого по окончании вторичной диагностики были получены следующие результаты. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности: на начало года был отмечен у 7% респондентов, на конец года – у 26% первоклассников; хорошую школьную мотивация показали на начало года 33% обучающихся, на конец года 17% первоклассников;- Положительное отношение к школе (привлечение внеучебных сторон школьной жизни) на начало года было отмечено у 31%, на конец года 24% первоклассников;- низкую школьную мотивацию: на начало года показали 21%, на конец года 21% первоклассников; негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию: на начало года 7%, на конец года 12% первоклассников.
Для выявления адаптированности первоклассников к школе, была использована методика микропрактикум «Мой класс». Первоклассникам было дано задание на схематичном рисунке класса, найти и отметить себя. Стимульный материал представлен на рисунке 1. Данное средство диагностики позволяет выявить позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка. Место рядом с учителем – учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем. Игровая позиция – не соответствует учебной позиции.
Рисунок 1 – стимульный материал к методике «Мой класс»
Сравнительные результаты диагностики, проведённой в октябре 2016г и в марте 2017г. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа данных исследования адаптированности первоклассников по методике Микропрактикум «Мой класс»
Показатели адаптированности учащихся |
Этапы проведения диагностики |
|
Первичная диагностика (октябрь, 2016г.) |
Вторичная диагностика (март, 2017г.) |
|
Сформированная позиция школьника |
31% уч-ся |
33% уч-ся
|
Благоприятная социально-психологическая позиция школьника |
27% уч-ся |
30% уч-ся |
Трудности адаптации в классном коллективе |
25% уч-ся
|
24% уч-ся |
Несформированность позиции школьника (игровая позиция) |
16% уч-ся |
13% уч-ся |
Результаты проведённой диагностики показали, что среди первоклассников отмечается определённое количество детей с трудностями адаптации к школьному обучению и низким уровнем школьной мотивации. Работа по адаптации первоклассников к школьному обучению требует комплексного подхода, а именно участия всех субъектов образовательного процесса: учителей, педагога-психолога, социального педагога и родителей. Система психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации включает индивидуальную работу с учениками и родителями, проведение коррекционно-развивающих занятий, разработку рекомендаций для родителей и учителей начальных классов по проблеме сопровождения детей в период адаптации к школьному обучению.