«Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили на себе отпечатка физического и нравственного цинизма; пусть оно будет безрассудно, опрометчиво, лишь бы оно не было глупо и тупо, мертвенность же и безжизненность хуже всего» – писал в свое время В. Г. Белинский [1]. Бывают дети, которые не желают подчиняться общепринятым нормам и законам общества. У них нет психических или физических отклонений, но вследствие неправильного воспитания и неблагоприятной среды, в которой находятся дети, они становятся неприспособленными к социуму. В этом суть педагогической запущенности, и это говорит о том, что без совместной работы педагогов и семьи адаптировать ребенка к классному коллективу школы будет очень сложно.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем педагогики. Актуальность этой проблемы продиктована ориентацией на личность обучающегося и потребностью в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, освоение непростых учебных программ, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной деятельности не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, укрепления взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это приводит к противоречию между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой и необходимостью их социальной адаптации и сохранения здоровья детей [2].
В.М. Сафронова представляет процесс социальной адаптации следующими уровнями:
• внешняя адаптация – ограничивается психологической переориентацией на уровне целенаправленного конформизма, то есть человек знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признает этого и, если возможно, отвергает предлагаемую систему ценностей;
• взаимная терпимость характеризуется тем, что личность и социальная среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и нормам поведения;
• аккомодация – глубокий уровень адаптации, который возникает на основе терпимости и связан с взаимными уступками, то есть человек признает основные ценности новой социальной среды, которая в свою очередь признает некоторые ценности индивида;
• ассимиляция – характеризуется полным принятием человеком норм и ценностей, правил социальной среды, «растворение в этой социальной среде, отказ от своих жизненных установок и принципов»;
• интеграция – бесконфликтное сотрудничество с сохранением относительной психологической и социокультурной самостоятельности на основе взаимной терпимости [3, с. 88-89].
Рассматривая социальную адаптацию, как результат воспитания, В.М. Сафронова выделяет такие уровни:
• высокий оптимальный уровень адаптированности, который характеризуется наиболее оптимальной включенностью личности в деятельность и общение.
• высокий избыточный уровень адаптированности, характеризующийся высокой включенностью в деятельность и общение, достигнутой ценой высоких эмоциональных затрат.
• низкий уровень адаптированности личности предполагает наличие удовлетворительной активности и дисциплины, низких оценок реального социометрического статуса и степени реализации внутриличностного потенциала и т.д.
• уровень дезадаптации личности характеризуется низкими показателями в учебе, дисциплине, общественной активности, параметрами социометрического статуса [3].
Педагогической запущенностью называют отклонение от нормы в развитии детей, которое диктуется недостатками обучения и воспитания. Педагогическая запущенность – это серьезная проблема, которая связана с определенными отклонениями в психологическом развитии детей. Они проявляются как трудности с адаптацией в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом. Тем не менее, психика детей с проблемой педагогической запущенности поддается коррекции. Если вовремя выявить предрасположенность к педагогической запущенности, ребенка можно будет адаптировать к общепринятым нормам этического поведения. Социально-педагогическая запущенность выражается агрессивным отношением к окружающим ребенка людям, нежеланием придерживаться правил поведения в обществе, протесте против обучения в школе или детском саду.
Существуют разные виды педагогической запущенности: нравственно-педагогическая, интеллектуально-педагогическая, нравственно-эстетическая, медико-педагогическая, нравственно-трудовая. Устранение проявлений всех видов запущенности и осуществление полной адаптации первоклассника к обучению в школе возможно только при объединении усилий педагога и семьи.
Проблемы, связанные с воспитанием детей, не возникают на пустом месте. Так, причинами педагогической запущенности могут быть следующие факторы: безразличие со стороны родителей и других близких людей, представляющих авторитет для ребенка; постоянная необоснованная критика его поведения; постоянные конфликты и скандалы в семье, свидетелем которых является ребенок. Также причиной могут быть чрезмерная опека со стороны родителей, физическое насилие и отсутствие взаимного уважения между членами семьи; унижение или порицание ребенка в присутствии сверстников в школе; неумение налаживать контакты с друзьями, а также оскорбления и насмешки с их стороны.
Причинами педагогической запущенности могут быть также частая смена учителей и школ, пропуск школьных занятий, недостаток внимания учителя к отстающему ребенку, отсутствие корректного воспитания в семье, безнадзорность, влияние улицы. Педагогическая запущенность может возникнуть из-за замедленного развития ребенка, при наличии какого-либо физического дефекта, например, речевой дефект, повышенная утомляемость, снижение работоспособности учащегося, неподготовленность к школьному обучению, недостаточный его уровень интеллектуального развития. Это одна из главных причин, которая мешает ребёнку успешно усвоить школьную программу, развитию различных компетентностей по разным учебным дисциплинам, формированию самостоятельности и творческого подхода к изучаемому материалу, которая мешает адаптации к обучению в школе.
Зачастую педагогически запущенные дети становятся успевающими учениками, для этого необходимо вовремя диагностировать педагогическую запущенность и провести соответствующую педагогическую помощь. Приведем конкретный пример из опыта обучения во 2 «А» классе МБОУ СОШ № 20. В начале работы с новым набором учащихся была запланирована проектно-исследовательская работа, поскольку проектная деятельность обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности первоклассника, навыков самостоятельного умственного труда, универсальных учебных действий. Первое время занимаясь подготовкой учащихся к этой деятельности, проводятся различные интеллектуальные конкурсы, большое внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, знакомству с культурой публичного выступления, информационными технологиями, с разными типами проектной деятельности. С первых месяцев учёбы в школе проектная деятельность стала неотъемлемой частью нашей жизни первого класса. За два года учащимися класса, начиная с первого класса, создано семь проектов:
1. Исследовательский проект «Выращивание лука на перо».
2. Исследовательский проект «Развитие растения из семени. Фазы развития фасоли, гороха».
3. Математический проект «Математика вокруг нас».
4. Создание индивидуальных и семейных проектов «Моё лето – 2016» (исследовательские, информационные, развлекательные и т. д.).
5. Литературный проект «Мой любимый писатель».
6. Проект «Где я могу проводить своё свободное время».
7. Готовится проект «Дети – герои в годы Великой Отечественной войны», защита которого состоится 12 мая 2017 года.
27 марта 2017 года 2 «А» классом был представлен отчёт по проектной деятельности в начальной школе на педагогическом совете школы № 20.
Эта работа нравится всем: и детям, и родителям, и учителю. На протяжении двух лет День защиты проектов в нашем 2 «А» классе стал настоящим праздником для всех. В этот день в классе всегда много гостей, много родителей, которые с интересом наблюдают позитивный рост компетентностей учащихся с периода адаптации первоклассников по сегодняшний день. Наблюдая за работой класса, в самом начале обучения в первом классе, наиболее чётко можно было отслеживать у троих ребят интеллектуально-педагогическую и нравственно-трудовую запущенность, которые характеризуются отставанием в учебе от своих сверстников, нежеланием познать что-то новое и безразличием к этому; отсутствием желания трудиться. А в середине обучения во 2-м классе двое из них уже активно подключились к проектной деятельности и вполне успешно выполнили свою задачу. Отсюда вывод: если держать в центре внимания таких детей, заинтересовывать и ненавязчиво направлять их, то можно привлечь к любому виду деятельности в меру их способностей, заинтересовать их проектной деятельностью и тем самым способствовать их успешной адаптации. Постепенно происходит коррекция их педагогической запущенности и наконец, она исчезает.
Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». А слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основной деятельностью ребёнка становится учеба. Теперь вся его жизнь складывается в соответствии с новым статусом ученика, новыми обязанностями. Возвращаясь к вопросу об адаптации к школе, можно сказать, что первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к школьной жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу, держать на необходимом уровне внимание, память, непрерывно выполнять определённую умственную работу, прилагать волевые усилия ко всем видам деятельности накладывают на ребёнка огромную интеллектуальную, психологическую и эмоциональную нагрузку, с которой справиться нелегко, а то и не под силу иному ребёнку. Ребенок, приходя впервые в школу, вступает в новый коллектив детей и взрослых. Для него трудна социальная адаптация, так как ещё не сформирована личность, способная устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, принимать новые обязанности, связанные с учебной работой.
От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Если ребенок не готов к роли школьника, то ему будет трудно в школе, если даже сформирован необходимый запас знаний, умений и навыков, достаточный уровень интеллектуального развития. Все это может не совпадать с личностной готовностью ребенка к школе [4].
В новой ситуации любой человек в определенной степени чувствует тревожность. Переживания ребёнка связаны, прежде всего, с неопределенностью представлений о требованиях учителя, с особенностями и условиями обучения, с нормами поведения в коллективе и пр. Чаще всего, именно с этими факторами связана социальная запущенность, и в меньшей степени связана с личностными качествами самих детей. Складывается мнение, даже убеждение, что она является недоработкой родителей и образовательных учреждений, следствием чего является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.
Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический виды запущенности взаимосвязаны и взаимозависимы. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, необразованность, влияют на уровень социального развития первоклассника, его адаптацию в школе, среди друзей.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др. [5].
Основным же показателем благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения, даже у первоклассников, которые пришли в школу с педагогической запущеноостью.