Full text

Как показывает практика, многие учащиеся начальной школы, владея достаточным набором знаний по лексике и грамматике английского языка, испытывают большие трудности при общении, построении диалога, при чтении и понимании прочитанного, при создании собственного текста. Устная и письменная речь младших школьников, по наблюдениям педагогов, лишена таких значимых коммуникативных качеств, как точность, логичность, правильность. Кроме того, бедный словарный запас, нарушение лексической сочетаемости слов, незнание правил построения грамматических конструкций являются основными причинами недостаточной речевой подготовки учащихся. В связи с этим считаем, что формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка остаётся одной из актуальных задач современной начальной школы. 

Как известно, понятие «умение» – одно из центральных понятий в педагогике, психологии и методике обучения языку, как русскому, так и иностранному. Существуют различные подходы к определению данной категории. Отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн считают, что умение – это отдельный компонент действия, самый элементарный уровень выполнения какого-либо действия. В педагогической науке умение рассматривается как «овладение способами (приёмами, действиями) применения усвоенных знаний на практике» [1,с.72], как совокупность знаний и навыков в действии для выполнения сложного творческого действия, которое не может быть автоматизированным [2]; как «способность ученика выполнять определенные действия на основе полученных знаний; умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает в себя и этап контролирования процесса деятельности» [3, с. 35].

В современной психологии исследование проблемы формирования коммуникативных умений учащихся ведется как в практических, так и в теоретических направлениях. Разработкой этой проблемы занимались А.А. Богдалев, Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, И.М. Михайлова, А.А. Вахрушев и другие. В таблице 1 представлены определения понятия «коммуникативные умения», которые были сформулированы отечественными  учёными-психологами.

 

 

Таблица 1

Определения понятия «коммуникативные умения» с позиции психологов

 

Автор

Содержание понятия«коммуникативные умения»

Г.М. Андреева 

 Коммуникативные умения – система осознанных коммуникативных действий, основанных на очень значимой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие связано с формированием и развитием личностных новообразований, как в интеллектуальной сфере, так и в сфере значимых профессиональных характеристик [4]

А.А. Богдалев

Коммуникативные умения – индивидуально-психологические качества личности, которые обеспечивают эффективные взаимодействия и адекватное взаимопонимание между собеседниками в ситуации общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные умения позволяют успешно взаимодействовать с другими людьми, выполнять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности [6]

А.А. Вахрушев

Коммуникативные умения – это умения понимать точку зрения другого, объяснять свою позицию, извлекать информацию, данную в неявном виде, слушать и понимать [9]

И.М. Михайлова

Под коммуникацией понимается умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития [8]

А.В. Мудрик

Коммуникативные умения – способность ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей, разбираться в ситуации общения, сотрудничать в различных видах деятельности [5, 148]

Р.С. Немов

Коммуникативные умения – обмен информацией между людьми, их взаимодействие, умение успешно взаимодействовать с другими людьми, умение убеждать других, умение оказывать влияние на других людей [7]

 

Иными словами, под коммуникативными умениями понимается выбор наиболее правильных способов общения с собеседником в той или иной ситуации, успешное взаимодействие с окружающими людьми.

Многие учёные-педагоги утверждают, что коммуникативные умения формируются в процессе общения учащихся и обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию школьников на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и взрослыми. Активное речевое поведение способствует более быстрому, прочному и сознательному усвоению языкового материала, преодолению психологического барьера при изучении иностранного языка. В.А. Кузнецова под коммуникативными умениями понимает умения:

-                         точно излагать материал, опираясь на большой словарный запас и знания в области предметного поля;

-                         владеть логикой и синтаксисом языка, правильно использовать необходимые стилистические обороты и словосочетания; различать особенности устной и письменной речи;

-                         находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания [10];

По мнению И.Н. Верещагиной и Е.И. Негневицкой, в начальной школе на уроках английского языка закладываются основные умения и навыки общения на иностранном языке [11]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, на уроках английского языка в начальной школе необходимо формировать целый комплекс коммуникативных умений, которые отражены в таблице 2 [12].

Таблица 2

Комплекс коммуникативных умений младших школьников,

формируемых на уроках английского языка

 

Коммуникативные умения

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Говорение

Дилогическая форма.

Уметь вести:

– этикетные диалоги  в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

– диалог-расспрос;

– диалог – побуждение к действию.

Монологическая форма:

уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей)

Задавать вопросы о чем-либо; отвечать на вопросы собеседника.

Расспрашивать о чем-либо.

Попросить о чем либо и отреагировать на просьбу собеседника.

Начинать, поддерживать и завершать разговор.

Описывать  что-либо.

Сообщать что-либо.

Рассказывать, выражая свое отношение.

Характеризовать, называя качества лица / предмета.

Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен.

Пересказывать услышанный / прочитанный текст (по опорам, без опор).

Составлять собственный текст по опорам

Аудирование

Воспринимать на слух и понимать:

– речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное;

– небольшиетексты в аудиозаписи (сообщения, рассказы, сказки и т.п.)

Понимать в целом речь учителя по ходу урока.

Распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе общения с ним.

Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале и/или содержащее некоторые незнакомые слова.

Использовать контекстуальную или языковую догадку.

Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

Вербально или невербально реагировать на услышанное.

Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте (о ком, о чем идет речь, где это происходить и т.д.).

Воспринимать на слух и понимать как основную информацию, так и детали

Чтение

Читать:

– вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

– про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте нужную информацию

Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения.

Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.

Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка.

Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать содержание.

Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника.

Находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.)

Оценивать поступки героев с точки зрения их соответствия принятым нормам морали

Письмо

Владеть:

– умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

– основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо

Писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.

Писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец).

Правильно оформлять конверт (с опорой на образец)

В результате изучения иностранного языка в начальной школе у учащихся должны быть:

-                         сформированы умения общаться на английском языке (на элементарном уровне) с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

-                         развиты умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

-                         развиты умения «взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей учащихся» [13, с. 129].

О.А. Александровой названы причины низкого уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников: 1) «работе по формированию коммуникативных умений в начальной школе уделяется недостаточное внимание, в результате чего не создается база для дальнейшего развития коммуникативных умений учащихся в среднем звене; 2) в работе по развитию речи не в полной мере учитываются возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом» [14, с. 112]. К основным причинам несформированности коммуникативных умений младших школьников можно отнести недостаточное количество времени, которое затрачивается на уроке на закрепление нового или ранее изученного материала, отработку коммуникативных умений, индивидуальную работу с каждым учеником.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выявить лингвистический, психологический и методический компоненты обучения английскому языку, которые составляют теоретическую основу формирования коммуникативных умений младших школьников. Рассмотрим данные компоненты.

1. Лингвистический компонент включает готовность применять иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности [15], что предполагает использование учениками грамматических структур английского языка, овладение определенным лексическим запасом и правильным произношением, то есть младшие школьники должны уметь правильно писать, читать, понимать устную речь.

Лингвистический компонент охватывает:

-     строго отобранный фонетический, лексический и грамматический минимумы; 

-     образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативно и тематически обусловленные, т.е. тематику и текстовой материал для развития устной и письменной речи;

-     языковые понятия, не свойственные родному языку обучающихся.

Речевое высказывание в методике обучения иностранному языку принимает вид учебной единицы. Это может быть речевой образец, типовое предложение, диалог-образец, образец монологического высказывания большей протяженности, чем предложение.

Выделяют четыре макросферы общения, являющиеся исходным фактором для определения сфер практического использования языка. В свою очередь данные сферы соотносятся с определенными типами речи, а именно:

1)  сфера производственной (материально-практической) деятельности человека – специальная речь; 

2)  сфера бытовых отношений – разговорная (обиходная) речь;

3)  сфера культурологического общения, в основе которой лежат процессы художественного и научного творчества – художественная и научная речь;

4)  сфера общественно-политической (социальной) деятельности (бытие отдельного человека в обществе и в истории, равно как и бытие общества) – публицистическая речь в широком толковании, включая речь различных средств массовой коммуникации.

Поскольку содержание обучения зависит от целей обучения, то и отбор его проводится с учетом выдвинутых целей. Первым элементом содержания обучения, подлежащим отбору, является тематика, без знания которой нельзя отобрать ни словарь, ни текст.       При отборе языкового материала (лексики, грамматики, фонетики) главным  компонентом является словарь, который отбирается в первую очередь, так как набор лексики определяет фонетические и грамматические минимумы. Например, если у ученика «хромает» грамматика английского языка, то сначала нужно набрать определенный минимум языкового материала, а потом уже осуществлять отбор и адаптацию текстов, выявлять понятия, отсутствующие в родном языке учащегося.

  1. Психологический компонент базируется на формировании у учащихся определенных умений и навыков для использования языка в коммуникативных целях. К таковым навыкам относятся: произносительные, лексические, грамматические, орфографические навыки, навыки техники чтения и письма. На их основе развиваются умения аудирования (понимания речи на слух), говорения, чтения, письменной речи. При решении коммуникативных задач речевые умения обеспечивают развитие творческой деятельности, в которой принимают участие интеллектуальная и эмоциональная сферы ребёнка. В результате осуществления речевой деятельности формируются механизмы речи, обеспечивающие восприятие при аудировании и чтении и производство (порождение) речевых высказываний (говорение, письмо). Речевая деятельность находит реализацию в конкретных действиях и операциях, которые обеспечивают работу соответствующих механизмов речи, ответственных за аудирование, говорение, чтение и письмо.
  2. 3. Методический компонент содержания обучения связан с овладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием навыков и умений самостоятельной работы. Он предусматривает обучение рациональным приемам учения, формирование умений пользоваться учебником, грамматическим справочником, словарем, звуко- и видеозаписью, средствами ИКТ. Младших школьников следует учить переносу знаний, навыков, умений, приобретенных ими при изучении родного языка и других предметов, на новый предмет изучения – английский язык; обучать приемам выполнения заданий, связанных с разными видами речевой деятельности: письмом, чтением, устным сообщением. Важным моментом здесь является помощь учителя в правильной организации самостоятельной работы учащихся, в проведении ими самоконтроля, самоанализа учебной деятельности. Иными словами, методический компонент содержания обучения включает такие аспекты, как:

-     планирование собственной учебной деятельности;

-     выбор оптимальных средств решения поставленных задач;

-     использование учащимися различных технологий работы со справочной и учебной литературой в процессе выполнения учебной задачи;

-     осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.

Очевидно, что в понятие методического компонента содержания обучения различным аспектам английского языка входит обучение приёмам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, словарями и справочниками, приёмам работы с текстом, в том числе и собственным. Необходимо также научить школьников проводить социокультурные наблюдения в процессе изучения языков и культур.

На уроках английского языка в начальной школе приоритетными должны стать различные средства и методы обучения, которые способствуют формированию у младших школьников коммуникативных умений. Поэтому на уроке следует чаще использовать разнообразные видео- и аудиоматериалы, включая песни, которые помогают детям учиться воспринимать иностранную речь на слух, формировать правильное произношение. Наборы учебно-наглядных пособий, раздаточный материал, коммуникативные игры и различные творческие задания мотивируют школьников познавать новое, экспериментировать, тем самым помогая развивать коммуникативные умения, поскольку именно творчество является одним из важнейших способов развития и формирования личности [16].

Таким образом, формировать коммуникативные умения младших школьников на уроках английского языка – задача непростая, поэтому педагог должен тщательно подбирать языковой материал для работы на уроке, применять современные средства ИКТ, комплекс методов и приёмов обучения, создавать на уроке психологически комфортную атмосферу для общения, чтобы каждый ученик мог активно включаться в учебный процесс. На наш взгляд, процесс формирования коммуникативных умений младших школьников будет более успешным при использовании коммуникативно-диалоговых и информационных технологий, технологии проектного обучения, с учётом оптимального отбора методов, приёмов и форм работы по развитию связной речи учащихся.

Овладение иностранным языком в начальной школе на достаточно высоком уровне является одним из важнейших условий общей успешности образования младших школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное умение, необходимое для изучения любого предмета.