В условиях модернизации российского образования важнейшими задачами, обозначенными в Национальной доктрине, являются сохранение, распространение и развитие национальной культуры и воспитание патриотов России. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), описывая «портрет выпускника» начальной школы, подчёркивает, что он «должен любить свой народ, свой край и свою Родину» [1, с. 5]. В качестве приоритетных задач ФГОС обозначает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [1, с.2]. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как важнейшее направление современного образовательного процесса.
Дети младшего школьного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому важно наиболее плодотворно проводить с ними воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность младших школьников влиянию взрослых [2, с. 264]. В стандарте сказано, что «духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте» [1]. Семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируются система ценностей, базовые структуры личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как организовать взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников. Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений в учебно-воспитательной системе школы.
«К патриотизму, – отмечал академик Д.С. Лихачёв, – нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам» [3, с.152]. Задачей каждого педагога в области патриотического воспитания является превращение социально необходимых требований общества во внутренние стимулы и потребности личности каждого ученика. То, что нужно заниматься патриотическим воспитанием детей, не встречает возражений ни у педагогов, ни у родителей. Однако сегодня эта задача является, может быть, одной из самых сложных, так как воспользоваться богатым опытом воспитательной работы, накопленным в школах СССР, без осмысления его с позиций современных реалий не только трудно, но и опасно: можно получить обратный эффект. На современном этапе развития системы образования воспитательный процесс в школе является непростым. Во-первых, сегодняшние дети живут в крайне агрессивном информационном пространстве, использующем все возможности современной техники. В большинстве случаев им навязываются чуждые российской традиции ценности. Здесь страшна не сама информация, а отсутствие у детей иммунитета к ней. Во-вторых, сегодня в России не существует чётко определяемой социокультурной среды, что затрудняет формирование социального запроса общества. Более того, никогда ранее у нас так не расходились родители с педагогами в понимании сути современного воспитания, хотя, если разобраться спокойно, то несложно найти общие точки соприкосновения. В-третьих, в условиях плюрализма мнений в обществе вряд ли разумно предлагать детям ту или иную нравственную категорию как аксиому. Сегодня она должна быть выращена в ребёнке и им лично присвоена, но добиться этого значительно сложнее, чем читать нравоучительные лекции. В-четвертых, остро стоит вопрос сочетания национального и общечеловеческого воспитания подрастающего поколения.
Воспитание патриотизма сопряжено с трудностями во всякое время, потому что инстинкт самосохранения, стремления к собственному удобству всегда побуждал и побуждает человека озаботиться личными интересами отъединённого, индивидуального существования. Таким образом, современные социальные изменения и ориентация на новые стандарты образования диктуют педагогическим коллективам необходимость тесного взаимодействия с родителями учеников в их патриотическом воспитании. Объединение усилий школы и родителей – обязательное условие успешного решения задач патриотического воспитания. Только вместе с родителями можно результативно решать проблему формирования у младших школьников правильного отношения к нравственным ценностям. Целью педагога во взаимодействии с семьей учащегося является оказание ей образовательно-воспитательной помощи с учетом опыта, интересов, пожеланий и особенностей каждой семьи. Таким образом, взаимодействие педагога с семьей учащегося рассматривается как процесс их совместной деятельности по обучению и воспитанию детей, основанный на согласованности в действиях и сотрудничестве.
Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:
– знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)
– отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);
– поведением (в какой мере отношения – любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране – реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).
Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников будет эффективным, если: его теоретико-методологическую основу составят аксиологический, культорологический, этнопедагогический и деятельностный подходы; процесс взаимодействия осуществляется на основе разработанной и полифункциональной модели; соблюдаются педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для патриотического воспитания младших школьников.
Патриотическое воспитание в школе характеризуется целенаправленностью и организованностью, что обеспечивает, по мнению ряда ученых и педагогов-практиков, его большую результативность [4, с.286]. Процесс патриотического воспитания в семье имеет преимущественно спонтанный, стихийный характер и основан на имитации моделей поведения родителей. При организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся важно следовать такому примерному алгоритму:
- определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);
- постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;
- разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям;
- практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;
- анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей [5].
Сцельюопределить оптимальные условия взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников, реализовать их на практике и экспериментально проверить их эффективность, было проведено экспериментальное исследование. Исследование проходило на базе МБОУ СОШ имени М.И. Калинина г. Белореченска Краснодарского края в 2016-2017 учебном году. Выборку составили учащиеся двух классов: 3 «А» класса – 28 человек и 3 «Б» класса – 25 человек и родители учащихся этих классов (по 20 человек). В процессе исследования были решены задачи:
1. Выявить уровень патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей на констатирующем этапе эксперимента.
2. Разработать проект взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании младших школьников, опирающийся на оптимальные общепедагогические и специфических условия, и реализовать её на практике.
3. Выявить динамику патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей на контрольном этапе эксперимента.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом – констатирующем, цель которого выявить уровень патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей использовались следующие методики диагностики:
1. Методика «Я – патриот» разработанная Н.В. Савельевой на основе главных положений и разделов государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с учетом приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся; концептуальных оснований патриотического воспитания [6]. Её цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям);
2. Методика «Незаконченное предложение», разработанная преподавательским составом начальной школы № 51 г.Санкт-Петербурга, во главе с заслуженным учителем России Л.И. Царевой [6] с целью выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию);
3. Методика «Мое отношение к малой родине», предложенная И.П. Савенковым, заслуженным учителем России [6]. Её цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
4. Для диагностики патриотического отношения родителей было проведено анкетирование с целью изучения компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания школьников. На основе анкетирования выявлен уровень ориентации родителей в проблеме развития патриотических качеств у детей и их значения в жизни человека.
На втором – формирующем – этапе экспериментальной работы, который проходил в течение учебного года, в исследовании был разработан проект взаимодействия школы, семьи и учащихся в патриотическом воспитании младших школьников, опирающийся на оптимальные общепедагогические и специфических условия, и реализован на практике.
На третьем – контрольном – этапе эксперимента проводилась повторная диагностика с целью выявить динамику патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей.
Сопоставляя результаты, полученные из всех методик на констатирующем этапе эксперимента, можно сделать вывод, что большинство учащихся 3 «А» экспериментального класса обладают уровнем патриотического воспитания ниже среднего, «почетное» второе место занимает низкий уровень, а за ним следует средний уровень сформированности патриотических чувств. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Т. М. Масловой [7]. Что касается респондентов 3 «Б» контрольного класса, то здесь общие результаты схожи с результатами учащихся 3 «А» класса. В целом по итогам диагностики преобладает уровень сформированности патриотических чувств ниже среднего, на втором месте – средний уровень, на третьем – низкий уровень. Этот результат по Т. М. Масловой [7] представляет собой 2 уровень (ниже среднего) патриотической воспитанности учащихся. Выявленные показатели результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента, говорят о том, что учащиеся испытуемых классов имеют недостаточный уровень развития патриотических чувств.
В таблице 1 представлены результаты анкетирования родителей испытуемых младших школьников, по которым определен уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей.
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей испытуемых младших школьников на констатирующем этапе
Классы |
Уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Родители уч-ся 3 «А» эксп. класса |
- |
10 человек |
10 человек |
Родители уч-ся 3 «Б» контр. класса |
- |
15 человек |
5 человек |
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента сделан вывод о том, что уровень патриотической воспитанности младших школьников 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ СОШ имени М.И. Калинина г. Белореченска Краснодарского края недостаточно высок, взаимодействие семьи и школы осуществляется нерегулярно, патриотическое воспитание в семьях в обоих классах ведется не на должном уровне, уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей – средний и низкий, причем в экспериментальном 3 «А» классе он ниже, чем у родителей учащихся контрольного 3 «Б» класса.
С целью повышения уровня патриотической воспитанности младших школьников, педагогической грамотности родителей, а также для привлечения родителей к активному участию в патриотическом воспитании детей, на формирующем этапе эксперимента в исследовании был разработан и реализован в 3 «А» экспериментальном классе проект взаимодействия школы, семьи и учащихся младших классов в патриотическом воспитании, опирающийся на оптимальные общепедагогические и специфические условия, представленный в таблице 2.
Разработанный проект взаимодействия школы, семьи и младших школьников реализован в 3 «А» экспериментальном классе по следующим направлениям патриотического воспитания школьников: 1) духовно-нравственное направление; 2) культурно-историческое направление; 3) гражданско-правовое направление; 4) военно-патриотическое направление.
Таблица 2
Проект взаимодействия школы, семьи и учащихся
в патриотическом воспитании
Направления патриотического воспитания младших школьников |
Формы работы с семьей |
Формы работы с учащимися |
Духовно-нравственное направление, включающее в себя: – формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; – воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; – формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; – воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; – формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации |
1.Родительское собрание «Патриотическое воспитание младших школьников: цель, задачи семьи» 2.Проект «Древо моей семьи» 3.Помощь в подготовке к беседе с учащимися «С чего начинается родина?» 4. Круглый стол на тему «Традиции семьи» 5. Выставки семейного творчества 6. Семейные спортивные праздники и соревнования, под девизом «Папа, мама, я – дружная семья!» 7. Оформление игротеки дидактических игр: – Мешочек с датами исторических событий – Мозаика «Карта города». – «Угадай по описанию» – Игрослов. – Сложи свой герб – Флаги – Историческое лото |
1. Проект «Древо моей семьи»
2. Беседа «С чего начинается родина?»
3. Выставки семейного творчества
4. Семейные спортивные праздники и соревнования, прошедшие под девизом «Папа, мама, я – дружная семья!»
5. Конкурс пословиц и поговорок о семье, о родине
6. «Трудовой десант» детей и родителей (уборка класса, пришкольного участка, посадка деревьев)
|
Культурно-историческое направление, предполагающее: – воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её почетным людям; – вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; – формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий
|
1. Экскурсия в краеведческий музей г. Белореченска «Мой город» 2. «Мои земляки» - встреча с известными жителями города 3. Экскурсия по городу «Мой Белореченск» 4. Проект «Легенды реки Белой» 5. Составление исторических кроссвордов для детей |
1. Экскурсия в краеведческий музей г. Белореченска «Мой город» 2. «Мои земляки» - встреча с известными жителями города 3. Экскурсия по городу «Мой Белореченск» 4. Защита проекта «Моя Родина – Россия» 5. Классный час «Краснодар-столица Кубани» 6. Проект «Легенды реки Белой» |
Гражданско-правовое направление, ориентированное на: – изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. – формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; – формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; – развитие реально действующего школьного самоуправления |
1. Анкетирование «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания» 2.Анкетирование «Патриотические ценности» 3.Анкета «Патриотизм сегодня» 4. Организация уголка краеведения 5. Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»
|
1. «Урок Гражданина»
2. «Государственный гимн России»
3. «Государственный флаг России»
4. «Государственный герб России»
5. Организация уголка краеведения |
Военно-патриотическое направление, включающее: – изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; – сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; – формирование позитивного образа Вооруженных Сил РФ, готовности к выполнению воинского долга |
1. Встреча ветеранов Афганистана с детьми
2. Подготовка к смотру «Песни и строя»
3. Участие и выступление на классном часе «Фотоальбом деда (отца) -солдата»
|
1. Посещение парка Победы
2. Встреча с ветеранами Афганистана
3. Смотр «Песни и строя»
4. Классный час «Фотоальбом деда (отца)-солдата»
|
Контролирующий этап эксперимента был нацелен на выявление динамики уровня патриотической воспитанности по указанным выше критериям. С этой целью была осуществлена повторная диагностика учащихся и их родителей 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов, но на другом стимульном материале. Результаты диагностики на контролирующем этапе исследования показали, что в экспериментальной группе преобладает 3-й уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, что указывает на более высокую развитость патриотических чувств в этом классе, а в контрольной группе по прежнему большее количество детей имеет 2-й уровень сформированности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию. В ходе повторного анкетирования была выявлена динамика уровня ориентации родителей в проблеме развития патриотических качеств у детей и их значения в жизни человека. У родителей испытуемых младших школьников из контрольного (3 «Б») класса по прежнему преобладает средний уровень компетентности в этих вопросах патриотического воспитания детей, а у родителей учащихся экспериментального (3 «А») класса уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания детей повысился.
Итак, на основе сопоставления результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что после реализации проекта взаимодействия школы, семьи и учащихся в патриотическом воспитании, которая отвечала определенным условиям, уровень патриотической воспитанности респондентов экспериментального 3 «А» класса повысился. Также повысился уровень ориентации родителей в проблеме развития патриотических качеств у младших школьников и их значения в жизни человека.
Проведенное теоретическое и практическое исследование показало, что младший школьный возраст является важнейшим этапом в усвоении нравственных норм, так как именно в этот период начинают формироваться элементарные ценностные ориентиры, что и определяет успешность патриотического воспитания, основанного на взаимодействии семьи и школы в процессе обучения и воспитания ребенка. Это доказывают исследования педагогов и психологов В.А. Сухомлинскогого, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.