Full text

В условиях модернизации российского образования важнейшими задачами, обозначенными в Национальной доктрине, являются сохранение, распространение и развитие национальной культуры и воспитание патриотов России. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), описывая «портрет выпускника» начальной школы, подчёркивает, что он «должен любить свой народ, свой край и свою Родину» [1, с. 5]. В качестве приоритетных задач ФГОС обозначает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [1, с.2]. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как важнейшее направление современного образовательного процесса.

Дети младшего школьного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому важно наиболее плодотворно проводить с ними воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность младших школьников влиянию взрослых [2, с. 264]. В стандарте сказано, что «духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте» [1]. Семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируются система ценностей, базовые структуры личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как организовать взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников. Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений в учебно-воспитательной системе школы.

«К патриотизму, – отмечал академик Д.С. Лихачёв, – нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам» [3, с.152]. Задачей каждого педагога в области патриотического воспитания является превращение социально необходимых требований общества во внутренние стимулы и потребности личности каждого ученика. То, что нужно заниматься патриотическим воспитанием детей, не встречает возражений ни у педагогов, ни у родителей. Однако сегодня эта задача является, может быть, одной из самых сложных, так как воспользоваться богатым опытом воспитательной работы, накопленным в школах СССР, без осмысления его с позиций современных реалий не только трудно, но и опасно: можно получить обратный эффект. На современном этапе развития системы образования воспитательный процесс в школе является непростым. Во-первых, сегодняшние дети живут в крайне агрессивном информационном пространстве, использующем все возможности современной техники. В большинстве случаев им навязываются чуждые российской традиции ценности. Здесь страшна не сама информация, а отсутствие у детей иммунитета к ней. Во-вторых, сегодня в России не существует чётко определяемой социокультурной среды, что затрудняет формирование социального запроса общества. Более того, никогда ранее у нас так не расходились родители с педагогами в понимании сути современного воспитания, хотя, если разобраться спокойно, то несложно найти общие точки соприкосновения. В-третьих, в условиях плюрализма мнений в обществе вряд ли разумно предлагать детям ту или иную нравственную категорию как аксиому. Сегодня она должна быть выращена в ребёнке и им лично присвоена, но добиться этого значительно сложнее, чем читать нравоучительные лекции. В-четвертых, остро стоит вопрос сочетания национального и общечеловеческого воспитания подрастающего поколения. 

Воспитание патриотизма сопряжено с трудностями во всякое время, потому что инстинкт самосохранения, стремления к собственному удобству всегда побуждал и побуждает человека озаботиться личными интересами отъединённого, индивидуального существования. Таким образом, современные социальные изменения и ориентация на новые стандарты образования диктуют педагогическим коллективам необходимость тесного взаимодействия с родителями учеников в их патриотическом воспитании. Объединение усилий школы и родителей – обязательное условие успешного решения задач патриотического воспитания. Только вместе с родителями можно результативно решать проблему формирования у младших школьников правильного отношения к нравственным ценностям. Целью педагога во взаимодействии с семьей учащегося является оказание ей образовательно-воспитательной помощи с учетом опыта, интересов, пожеланий и особенностей каждой семьи. Таким образом, взаимодействие педагога с семьей учащегося рассматривается как процесс их совместной деятельности по обучению и воспитанию детей, основанный на согласованности в действиях и сотрудничестве.

Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:

– знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)

– отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);

– поведением (в какой мере отношения – любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране – реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников будет эффективным, если: его теоретико-методологическую основу составят аксиологический, культорологический, этнопедагогический и деятельностный подходы; процесс взаимодействия осуществляется на основе разработанной и полифункциональной модели; соблюдаются педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для патриотического воспитания младших школьников.

Патриотическое воспитание в школе характеризуется целенаправленностью и организованностью, что обеспечивает, по мнению ряда ученых и педагогов-практиков, его большую результативность [4, с.286]. Процесс патриотического воспитания в семье имеет преимущественно спонтанный, стихийный характер и основан на имитации моделей поведения родителей. При организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся важно следовать такому примерному алгоритму:

-                         определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);

-                         постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;

-                         разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям;

-                         практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;

-                         анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей [5].

Сцельюопределить оптимальные условия взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников, реализовать их на практике и экспериментально проверить их эффективность, было проведено экспериментальное исследование. Исследование проходило на базе  МБОУ СОШ имени М.И. Калинина г. Белореченска Краснодарского края в 2016-2017 учебном году. Выборку составили учащиеся двух классов: 3 «А» класса – 28 человек и 3 «Б» класса – 25 человек и родители  учащихся  этих классов (по 20 человек). В процессе исследования были решены задачи:

1. Выявить уровень патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей на констатирующем этапе эксперимента.

2. Разработать  проект взаимодействия  школы и семьи в патриотическом воспитании младших школьников, опирающийся на оптимальные общепедагогические  и специфических условия, и реализовать её на практике.

3. Выявить динамику патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей на контрольном этапе эксперимента.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом – констатирующем, цель которого выявить уровень патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей использовались следующие методики диагностики:

1. Методика «Я – патриот» разработанная Н.В. Савельевой на основе главных положений и разделов государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с учетом приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся; концептуальных оснований патриотического воспитания [6]. Её цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям);

2. Методика «Незаконченное предложение», разработанная преподавательским составом начальной школы № 51 г.Санкт-Петербурга, во главе с заслуженным учителем России Л.И. Царевой [6] с целью выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию);

3. Методика «Мое отношение к малой родине», предложенная И.П. Савенковым, заслуженным учителем России [6]. Её цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).

4. Для диагностики патриотического отношения родителей было проведено  анкетирование с целью изучения компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания школьников. На основе анкетирования выявлен уровень ориентации родителей в проблеме развития патриотических качеств у детей и их значения в жизни человека.

На втором – формирующем – этапе экспериментальной работы, который проходил в течение учебного года, в исследовании был разработан проект взаимодействия школы, семьи и учащихся в патриотическом воспитании младших школьников, опирающийся на оптимальные общепедагогические и специфических условия, и реализован на практике.

На третьем – контрольном – этапе эксперимента проводилась повторная диагностика с целью выявить динамику патриотической воспитанности младших школьников и патриотического отношения родителей.

Сопоставляя результаты, полученные из всех методик на констатирующем этапе эксперимента, можно сделать вывод, что большинство учащихся 3 «А» экспериментального класса обладают уровнем патриотического воспитания ниже среднего, «почетное» второе место занимает низкий уровень, а за ним следует средний уровень сформированности патриотических чувств. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Т. М. Масловой [7]. Что касается респондентов 3 «Б» контрольного класса, то здесь общие результаты схожи с результатами учащихся 3 «А» класса. В целом по итогам диагностики преобладает уровень сформированности патриотических чувств ниже среднего, на втором месте – средний уровень, на третьем – низкий уровень. Этот результат по Т. М. Масловой [7] представляет собой 2 уровень (ниже среднего) патриотической воспитанности учащихся. Выявленные показатели результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента, говорят о том, что учащиеся испытуемых классов имеют недостаточный уровень развития патриотических чувств. 

В таблице 1 представлены результаты анкетирования родителей испытуемых младших школьников, по которым определен уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей.

 

Таблица 1 

Результаты анкетирования родителей испытуемых младших школьников на констатирующем этапе

Классы

Уровень компетентности родителей

в вопросах патриотического воспитания детей

высокий

средний

низкий

Родители уч-ся

3 «А» эксп. класса

-

10 человек

10 человек

Родители уч-ся

 3 «Б» контр. класса

-

15 человек

5 человек

 

На основании результатов констатирующего этапа эксперимента сделан вывод о том, что уровень патриотической воспитанности младших школьников 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ СОШ имени М.И. Калинина г. Белореченска Краснодарского края недостаточно высок, взаимодействие семьи и школы осуществляется нерегулярно, патриотическое воспитание в семьях в обоих классах ведется не на должном уровне, уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания детей – средний и низкий, причем в экспериментальном 3 «А» классе он ниже, чем у родителей учащихся контрольного 3 «Б» класса.

С целью повышения уровня патриотической воспитанности младших школьников, педагогической грамотности родителей, а также для привлечения родителей к активному участию в патриотическом воспитании детей, на формирующем этапе эксперимента в исследовании был разработан и реализован в 3 «А» экспериментальном классе проект взаимодействия школы, семьи и учащихся младших классов в патриотическом воспитании, опирающийся на оптимальные общепедагогические и специфические условия, представленный в таблице 2.

Разработанный проект взаимодействия школы, семьи и младших школьников реализован в 3 «А» экспериментальном классе по следующим направлениям патриотического воспитания школьников: 1) духовно-нравственное направление; 2) культурно-историческое направление; 3) гражданско-правовое направление; 4) военно-патриотическое направление.

Таблица 2

Проект взаимодействия школы, семьи и учащихся

в патриотическом воспитании

Направления патриотического воспитания младших школьников

Формы работы с семьей

Формы работы с учащимися

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

– формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

– воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

– формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

– воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

– формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации

1.Родительское собрание «Патриотическое воспитание младших школьников: цель, задачи семьи»

2.Проект «Древо моей семьи»

3.Помощь в подготовке к беседе с учащимися «С чего начинается родина?»

4. Круглый стол на тему «Традиции семьи»

5. Выставки семейного творчества

6. Семейные спортивные праздники и соревнования, под девизом «Папа, мама, я – дружная семья!»

7. Оформление игротеки дидактических игр:

– Мешочек с датами исторических событий

– Мозаика «Карта города».

– «Угадай по описанию»

– Игрослов.

– Сложи свой герб

– Флаги

– Историческое лото

1. Проект «Древо моей семьи»

 

2. Беседа «С чего начинается родина?»

 

3. Выставки семейного творчества

 

4. Семейные спортивные праздники и соревнования, прошедшие под девизом «Папа, мама, я – дружная семья!»

 

5. Конкурс пословиц и поговорок о семье, о родине

 

6. «Трудовой десант» детей и родителей (уборка класса, пришкольного участка, посадка деревьев)

 

Культурно-историческое направление, предполагающее:

– воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её почетным людям;

– вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

– формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий

 

1. Экскурсия в краеведческий музей  г. Белореченска «Мой город»

2. «Мои земляки» -  встреча с известными жителями города

3. Экскурсия по городу «Мой Белореченск»

4. Проект «Легенды реки Белой»

5. Составление исторических кроссвордов для детей

1. Экскурсия в краеведческий музей  г. Белореченска «Мой город»

2. «Мои земляки» -  встреча с известными жителями города

3. Экскурсия по городу «Мой Белореченск»

4. Защита проекта «Моя Родина – Россия»

5. Классный час «Краснодар-столица Кубани»

6. Проект «Легенды реки Белой»

Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

– изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

– формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

– формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

– развитие реально действующего школьного самоуправления

1. Анкетирование «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания»

2.Анкетирование «Патриотические ценности»

3.Анкета «Патриотизм сегодня»

4. Организация уголка краеведения

5. Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»

 

1. «Урок Гражданина»

 

2. «Государственный гимн России»

 

3. «Государственный флаг России»

 

4. «Государственный герб России»

 

5. Организация уголка краеведения

Военно-патриотическое направление, включающее:

– изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

– сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

– формирование позитивного образа Вооруженных Сил РФ, готовности к выполнению воинского долга

1. Встреча ветеранов Афганистана с детьми

 

2. Подготовка к смотру «Песни и строя»

 

3. Участие и выступление на классном часе «Фотоальбом деда (отца) -солдата»

 

1. Посещение парка Победы

 

2. Встреча с ветеранами Афганистана

 

3. Смотр «Песни и строя»

 

4. Классный час «Фотоальбом деда (отца)-солдата»

 

 

 

Контролирующий этап эксперимента был нацелен на выявление динамики уровня патриотической воспитанности по указанным выше критериям. С этой целью была осуществлена повторная диагностика учащихся и их родителей 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов, но на другом стимульном материале. Результаты диагностики на контролирующем этапе исследования показали, что в экспериментальной группе преобладает 3-й уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, что указывает на более высокую развитость патриотических чувств в этом классе, а в контрольной группе по прежнему большее количество детей имеет 2-й уровень сформированности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию. В ходе повторного анкетирования была выявлена динамика уровня ориентации родителей в проблеме развития патриотических качеств у детей и их значения в жизни человека. У родителей испытуемых младших школьников из контрольного (3 «Б») класса по прежнему преобладает средний уровень компетентности в этих вопросах патриотического воспитания детей, а у родителей учащихся экспериментального (3 «А») класса уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания детей повысился.

Итак, на основе сопоставления результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что после реализации проекта взаимодействия школы, семьи и учащихся в патриотическом воспитании, которая отвечала определенным условиям, уровень патриотической воспитанности респондентов экспериментального 3 «А» класса повысился. Также повысился уровень ориентации родителей в проблеме развития патриотических качеств у младших школьников и их значения в жизни человека.

Проведенное теоретическое и практическое исследование показало, что младший школьный возраст является важнейшим этапом в усвоении нравственных норм, так как именно в этот период начинают формироваться элементарные ценностные ориентиры, что и определяет успешность патриотического воспитания, основанного на взаимодействии семьи и школы в процессе обучения и воспитания ребенка. Это доказывают исследования педагогов и психологов В.А. Сухомлинскогого, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.