Full text

Реализация гендерного подхода в обучении предполагает правильный подбор организационных, методических, содержательных элементов образовательного процесса, а также наличие у педагога соответствующего индивидуального стиля.

Прежде чем приступить к рассмотрению данной проблемы обратимся к пониманию сущности понятий «гендер» и «подход». В словаре гендерных терминов под редакцией А.А. Денисовой даётся определение «гендер – совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [1]. В.А. Сластёнин рассматривает термин «подход» как «совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания» [2]. Гендерный подход – это учёт гендерных психологических различий, который позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности [3].

Для решения задач исследования необходимо также раскрыть сущность понятия «дифференцированное обучение» и его виды. М.Ю. Олешков и В.М. Ударов рассматривают дифференцированное обучение как форму организации образовательного процесса, реализуемую на основе разделения учащихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приёмов работы с каждой группой обучаемых [4]. Дифференцированное обучение не является инновацией, оно имеет свою историю. В дореволюционной России школа была дифференцированной. Существовало шесть типов средних учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Дифференциация реализовывалась в основном по сословному признаку.

В современном мире дифференцированное обучение прочно вошло в практику работы общеобразовательных школ. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Существует множество основ для формирования гомогенных групп в процессе обучения. Обозначим виды такой дифференциации:

– по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

– по половой принадлежности (мужские, женские, смешанные классы, команды);

– по личностно-психологическим типам (мышления, темперамента);

– по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

– по уровню умственного развития (уровню достижений);

– по области интересов (гуманитарные, исторические, математические и другие);

– по способностям (формы: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя), уровневая дифференциация;

– по национальному признаку (армянские, грузинские, еврейские школы);

– по религиозной принадлежности (православные школы, школа ведической культуры);

– по социальному и имущественному положению родителей.

Виды дифференциации в обучении были структурированы и представлены на рисунке 1.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Виды дифференциации в обучении

 

Рассмотрим подробнее гендерный подход при организации обучения                 в начальной школе. Гендерный подход в образовании признают, издавна применяют и считают полезным многие страны мира. Все дореволюционные учебные заведения работали по гендерному принципу. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предполагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству [5]. На Руси всегда существовала система раздельного обучения. Мальчики и девочки раздельно учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны,но с 1-го сентября 1954 года раздельное обучение по гендерному признаку в советских школах было отменено.

В Америке в настоящее время растёт увлечение гендерным обучением.             В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но всё равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит пользу детям. Сейчас в некоторых школах России также ведётся раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в 64 регионах [6].

Цель гендерного подхода в обучении младших школьников – помочь и мальчикам, и девочкам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности и особенности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своём будущем [7]. В обучении младших школьников решаются определенные задачи при реализации гендерного подхода:

1. воспитание партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками;

2. создание условий для своевременного освоения гендерных ролей;

3. формирование у младших школьников представлений о лучших личностных качествах, присущих мальчикам и девочкам [8].

Гендерный подход, относясь к здоровьесберегающим технологиям, позволяет регулировать нагрузку в зависимости от половой принадлежности, добиться хороших результатов без вреда здоровью и воспитать свободную сознательную личность. Воспитание, обучение и развитие мальчиков и девочек настолько отличается, что можно сравнить их с параллельными прямыми, которые не пересекаются. Мальчики и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают [7].

Девочки с момента рождения и приблизительно до подросткового возраста превосходят своих сверстников мальчиков в темпах развития (они начинают раньше ходить, говорить и пр.). Вплоть до конца дошкольного возраста они опережают их в интеллектуальном развитии. Установлен факт превосходства девочек в вербальных, а мальчиков – в визуально-пространственных и математических способностях [5].

Х. Даннауэр в своих исследованиях установил, что при совместном обучении девочки отличаются более заметными успехами в сравнении со своими сверстниками мальчиками. Девочки, в целом, гораздо лучше ориентируются в требованиях, предъявляемых школой, более прилежны и, соответственно, достигают больших успехов в обучении по сравнению даже с более одарёнными мальчиками [5]. Эти различия, которые лежат на поверхности, доступны наблюдению в процессе обучения и воспитания. Опишем их подробнее.

1) Различаются познавательные способности и познавательные процессы. Психологи и педагоги отмечают, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени. У них отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на один балл, тогда как у мальчиков разброс в отметках может составлять и три балла. Такая разница в уровне успешности обучения связана с особенностями мотивации девочек и мальчиков, специфичными для данного пола интересами и склонностями, определёнными психофизиологическими особенностями, а также с установками учителей и родителей относительно успехов детей разного пола в школьном обучении [5]. У девочек 6-7 лет различия между мнемическими функциями полушарий выражены сильнее и объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

2) Восприятие окружающего мира у девочек и мальчиков отличается, поэтому учителю начальных классов преподносить школьный материал мальчикам и девочкам тоже необходимо по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчики могут сами справиться с заданием, найти решение, включаясь в поисковую деятельность, а уже потом обобщить и объяснить, как надо было действовать [7].

3) Темпы переработки и усвоения учебной информации у мальчиков и девочек также отличаются. Мальчики воспринимают информацию быстрее, девочки же продуктивно работают в спокойном темпе [5].

4) Различия присутствуют и в организации внимания учащихся. У мальчиков оно более подвижное и неустойчивое [5].

5) Отличается продолжительность периода врабатываемости. У девочек он более короткий, у мальчиков – более продолжительный и наступает позже, чем у их сверстниц [5].

6) Уровень активизации эмоций в процессе обучения также имеет ряд различий. У девочек усиливается внимание и осмысление при эмоциональной окрашенности информации, мальчикам необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной [5].

7) Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации, поэтому и ответ педагога должен быть очень конкретным, а девочки задают вопросы для установления контакта со взрослым, поэтому в общении с ними педагогу следует больше внимания обращать на дружелюбный тон [8].

8) Различается уровень природной агрессивности. Мальчикам показаны групповые формы работы с элементами соревнования, с девочками желательно использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь [5]. Соревнования в классе «девочек» надо проводить осторожно, так как они очень эмоциональны и часто остро реагируют на неудачу. В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ [7].

9) Подлежит различию отношение к положительной и отрицательной оценке своей работы. Девочки всегда ожидают любой оценки своей работы, мальчиков интересует оценка только той работы, которая имеет для них значение, положительная оценка побуждает мальчиков к дальнейшей деятельности [5].

10) Отличается отношение к поведению сверстниц (сверстников). Д. Хартли провёл исследование, в котором установил, что мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а своё – и в положительных, и в отрицательных, в то время как девочки определяют своё собственное поведение как положительное, а поведение мальчиков – чаще всего как отрицательное [9].

11) Различия имеются в подверженности к психогенной школьной дезадаптации. В.Е. Каган приводит данные о том, что соотношение мальчиков и девочек, подверженных психогенной школьной дезадаптации, колеблется в пределах 6:1. Это связано с полоролевыми особенностями развития и воспитания. Женский педагогический состав школы создаёт для девочек лучшие условия, чем для мальчиков.

12) Уровень двигательной активности также отличается. Для мальчиков наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек оптимален режим средней двигательной активности. Педагог должен определить, когда в режиме дня мальчикам следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети [8]. Мальчики на перемену выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать [6].

В становлении половозрастных особенностей детей большую роль, наряду с биологическими факторами, играют социальные ожидания, полоролевые стереотипы в обществе, направленное воспитание детей разного пола [9]. Установлено, например, что игрушки и игры для мальчиков в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучше понимание пространственных отношений; от девочек окружающие, как правило, требуют большей дисциплинированности и подчинения правилам и нормам. У девочек взаимоотношения с родителями часто складываются по типу гиперопеки, что препятствует любознательности. В силу большей отдаленности от родителей мальчиков им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их познавательную активность.

Из всех вышеизложенных различий мальчиков и девочек были выявлены особенности организации дифференцированного обучения в начальной школе на основе гендерного подхода, которые представлены на рисунке 2.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2 – Особенности организации дифференцированного обучения в начальной школе на основе гендерного подхода

 

Для обобщения различий младших школьников была проведена корреляция особенностей организации дифференцированного обучения по гендерной принадлежности учащихся, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Корреляция особенностей организации дифференцированного обучения

по гендерной принадлежности учащихся

 

Особенности организации дифференцированного обучения

Гендерная принадлежность

1. Способ изложения материала

мальчики – чёткая формулировка заданий;

девочки – неоднократное повторение информации.

2. Скорость переработки и усвоения информации

мальчики – быстрый темп;

девочки – спокойный темп.

3. Уровень объёма восприятия

мальчики – нормальный;

девочки – высокий.

4. Продолжительность периода врабатываемости

мальчики – длительный период;

девочки – короткий период.

5. Уровень активизации эмоций

мальчики – необходим переход                  от эмоциональной фазы к информативной;

девочки – необходима постоянная эмоциональная окрашенность информации.

 

Для подтверждения гендерных различий младших школьников в исследовании была проведена диагностика объёма восприятия на основе методики Л.Ф. Тихомировой  на базе МАОУ СОШ гимназии № 25 г. Краснодара.

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребёнком, было крупно написано: 10 слов (из 4–8 букв каждое), 10 трёхзначных чисел, 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Всё это расположено горизонтальными рядами в любой последовательности. Перед началом диагностики учитель проинструктировал младших школьников: «Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своём листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запиши, что ты смог воспринять, обязательно точно». Для оценки результатов использованы следующие показатели и критерии:

– высокий уровень объёма восприятия – более 9 объектов;

– нормальный уровень объёма восприятия – 5–9 объектов;

– недостаточный уровень объёма восприятия – менее 5 объектов.

 В процессе анализа результатов диагностики было определено, что высокий уровень объёма восприятия чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. При этом было установлено, что восприятие знаков и образов не зависит от гендерной принадлежности учащихся.

Таким образом, мальчики и девочки развиваются абсолютно по-разному, поэтому, обучая и воспитывая их, необходимо применять дифференцированный подход, чтобы раскрыть все их способности, при этом не нанести вред их развитию. Поэтому необходимо учитывать гендерные различия детей в образовательном процессе начального общего образования и помогать младшим школьникам чувствовать себя в школе комфортно.