Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан [1]. Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правовой воспитанности и правовой культуры детей.
Правосознание – это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [2].
Особое место в формировании правосознания и правовой воспитанности младших школьников занимает литературное чтение. На уроках литературного чтения учащиеся приобщаются к моральным ценностям человечества и конкретного общества, а затем постепенно овладевают принятыми в обществе нормами и правилами поведения: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст.3 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»); свобода от рабства или нахождения в подневольном состоянии (ст.4 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»); признание правосубъектности каждого человека (ст.6 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»); равенство всех людей перед законом, равную защиту от дискриминации и от подстрекательства к ней (ст.7 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»); невмешательство в личную и семейную жизнь каждого; неприкосновенность жилища; честь и репутация (ст.12 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»), право владеть своим имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст.17 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»); право каждого на обязательное бесплатное начальное и общее образование, на общедоступность технического и профессионального образования, на одинаковую доступность на основе способностей каждого высшего образования (ст.26 «Всемирной конвенции о защите правах и свобод человека»); [3] право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 «Конституции Российской Федерации») и др. [4, c. 5].
В связи с важностью формирования основ самосознания у младших школьников и возможностью уроков литературного чтения для решения этих задач, описанными выше, было принято решение провести исследование, целью которого стала разработка педагогических средств, способствующих формированию основ правосознания младших школьников на уроках литературного чтения.
Организация работы по выявлению уровня правовой воспитанности младших школьников на уроках литературного чтения на констатирующем этапе эксперимента включала использование следующих диагностических методик: анкета «Определение уровня правовых знаний», разработанная нами для выявления уровня правовых знаний младших школьников; методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ» для выявления уровня правового поведения младших школьников и методика Н.П. Капустина, М.И. Шиловой «Изучение уровня воспитанности учащихся».
В анкете «Определение уровня правовых знаний» учащимся было предложено назвать права, которые имеют главные литературные герои или права, которые были нарушены по отношению к ним. Результаты анкетирования продемонстрированы в диаграмме (рис. 1).
Рисунок 1
Далее была проведена диагностика по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ». Результаты диагностики уровня правового поведения учащихся 4-х классов представлены в диаграмме (рис. 2).
Рисунок 2
Затем была проведена диагностика по методике Н.П. Капустина, М.И. Шиловой «Изучения уровня правовой воспитанности учащихся». Результаты изучения развития личностных качеств младших школьников представлены в диаграмме (рис. 3).
Рисунок 3
Эти результаты напрямую указывают на недостаточные знания законодательства у учащихся. Это отражается и на поведенческой практике младших школьников. Таким образом, возникает объективная необходимость в проведении целенаправленной работы по формированию навыков осознанного правового поведения, а также правовых знаний и, как следствие, повышения правовой грамотности и правового сознания учащихся. Для этого в исследовании были разработаны педагогических средства, направленные на повышение уровня правовой воспитанности и на формирование правового сознания младших школьников, которые использованы на формирующем этапе эксперимента.
С целью приобретения младшими школьниками правовых знаний организована выставка, в которой были представлены сборники нормативно-правовых документов российского законодательства: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация о защите правах и свобод человека, КЗ №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». В ходе выставки было кратко проанализировано содержание представленных документов. Во время беседы с учащимися, большое внимание уделялось разъяснению того, что своды законов содержат не только права, но и обязанности, в случае несоблюдения которых к виновным применяются определенные наказания.
Далее была проведена работа по усвоению правовых знаний через литературные произведения. Так, при работе над произведением «Иван – царевич и Серый волк» обращалось внимание на то, что в данной сказке нарушается право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (согласно ст.3 «Всемирной декларации о защите правах и свобод человека»), а также совершается похищение человека, Елены Прекрасной (согласно ч. 1 ст. 126 Уголовного кодекса РФ), и умышленное убийство Ивана-царевича его братьями (согласно ст. 105 УК РФ).
При работе над сказкой Ш. Перро «Золушка», также определены нарушения правовых норм. Девушка работает в доме мачехи, где ее труд используют незаконно и удерживают в подневольном состоянии (согласно ст. 4 «Всеобщей декларации прав и свобод человека»), а также происходит эксплуатация труда (согласно ст.4 «Трудового кодекса РФ») и нарушается право на вступление в брак и основание семьи (согласно ст. ст.16 «Всемирной декларации прав и свобод человека»).
При изучении сказки «Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстого, внимание учащихся было акцентировано на том, что в данном литературном произведении нарушается закон Краснодарского края №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», так как мальчик, не достигший совершеннолетия, находился на улице в позднее время без сопровождения родителей или законных представителей, а также нарушается право на защиту от насилия и жестокого обращения со стороны Карабаса Барабаса (согласно «Конвенции о правах ребенка).
Затем учащимся предлагалось проиллюстрировать из уже изученных произведений любое событие, которое подтверждает нарушение законодательства. Так, большинство учащихся изобразили нарушение права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и смогли назвать нормативно-правовой документ, в котором указано данное правонарушение.
В рамках ФГОС НОО особое значение имеет работа учащихся в группах, поэтому следующее задание было проведено в форме соревнования между группами. Перед проведением данной работы учащимся было предложено повторить правила поведения работы в группе и указано на тот факт, что данные правила связаны с определенными законами [5]. Для работы класс был разделен на две команды по 14 человек. Обеим командам были выданы карточки с отрывками из двух произведений (для каждой команды взяты отрывки из разных произведений: для первой группы – сказка Ш. Перро «Красная шапочка» и сказка «Морозко»; для второй группы – сказка «Гуси-лебеди» и сказка А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде»). Задание состояло в том, что обе команды должны были назвать права, о которых упоминается во фрагментах этих текстов. Время на выполнение задания составляло 10 минут. После чего подводились итоги, а учитель уточнял в каких нормативно-правовых документах или законах говорится об этих правах.
Для проверки эффективности проведенной работы по формированию основ правосознания у младших школьников на уроках литературного чтения, был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого стала оценка динамики уровня правового сознания учащихся экспериментального 4 «Б» и контрольного 4 «В» классов. В процессе контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента, но на другом стимульном материале. Динамика уровня правовых знаний учащихся контрольного 4 «В» класса по диагностической методике «Определение уровня правовых знаний» представлена в диаграмме (рис. 4).
Рисунок 4
Динамика уровня правового поведения учащихся контрольного 4 «В» класса по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ» продемонстрирована в диаграмме (рис. 5).
Рисунок 5
Отслеживание динамики уровня развития личностных качеств учащихся контрольного 4 «В» класса по методике Н.П. Капустина, М.И. Шиловой «Изучение уровня правовой воспитанности учащихся» продемонстрирована в диаграмме (рис. 6).
Рисунок 6
Динамика уровня правовых знаний учащихся экспериментального 4 «Б» класса по диагностической методике «Определение уровня правовых знаний» представлена в диаграмме (рис. 7).
Рисунок 7
Динамика уровня правового поведения учащихся контрольного 4 «В» класса по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ» продемонстрирована в диаграмме (рис. 8). Динамика уровня развития личностных качеств учащихся экспериментального 4 «Б» класса по методике Н.П. Капустина, М.И. Шиловой «Изучение уровня правовой воспитанности учащихся» также оказалась более выраженной, чем в контрольном 4 «В» классе.
Рисунок 8
Из представленных диаграмм видно, что динамика по всем формируемым параметрам в экспериментальном 4 «Б» классе оказалась выше, чем в контрольном 4 «В» классе. Это свидетельствует о том, что разработанные в исследовании педагогические средства формирования основ правосознания у младших школьников на уроках литературного чтения оказались эффективными.