Full text

Дидактическая среда – это совокупность методологических подходов, методических представлений, инструментальных средств, обеспечивающих условия учебной деятельности [2]. Создание дидактической среды является одним из основных составляющих успешности обучения в начальной школе. Эффективным средством создания дидактической среды может быть применение дидактических игр. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6]. В качестве синонимов употребляются такие понятия, как «развивающие игры» и «интеллектуальные игры», которые являются средством формирования дидактической среды. Особое значение в формировании дидактической среды играют самостоятельные работы учащихся как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда актуальность исследования обусловлена потребностью школьной практики в создании дидактической среды, способствующей становлению самостоятельности младших школьников. В исследовании определено предположение о том, что, если на уроках в начальной школе будет сформирована дидактическая среда посредством организации дидактических, интеллектуальных и развивающих игр, зонирования пространства, проведения самостоятельных работ, то вероятно, это будет способствовать развитию самостоятельности младших школьников на уроках.

С развитием парадигмы развивающего обучения ученые и педагоги большое внимание стали уделять проблеме достижения самостоятельности учеником на основе учёта его интересов и возможностей. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося, по определению Е.А. Коняевой, Л.Н. Павловой, – это постоянно проявляемая им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Самостоятельность как обобщенное свойство личности, по С.Ю. Головину, – это свойства и способности, проявляющиеся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [3].

М.А. Данилов отмечает, что стимулирование развития самостоятельности возможно посредством моделирования учебных затруднений учащихся и создания проблемных ситуаций. [4] В.Д. Сорокина считает, что показателем уровня развития самостоятельности школьников признается наличие или отсутствие переноса, то есть умение пользоваться знаниями за рамками стереотипов. Фактором, способствующим развитию самостоятельности, являются организаторские умения. Не менее эффективным средством формирования самостоятельности является создание дидактической среды [5].

Обозначим диагностические методики для выявления уровня сформированности самостоятельности младших школьников.

1. «Нерешаемая задача». Н.Н. Александровой, Т.И. Шульга

Целью этой методики является выявление уровня самостоятельности как характеристики деятельности учащихся (достижение цели деятельности без посторонней помощи).

2. «Какой Я» Р.С. Немова

Целью данной методики является выявление личностной самостоятельной самооценки собственных личностных качеств.

Результаты полученные на основе применения методики №1 представлены в диаграмме на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Уровень сформированности самостоятельности младших школьников (как характеристика деятельности учащихся) на констатирующем этапе эксперимента

 

Из диаграммы видно, что во 2 «А» классе (экспериментальном) высокий уровень самостоятельности у 19% учащихся (6 чел.), средний уровень у 52% учащихся (16 чел.), низкий уровень у 29% учащихся (9 чел.).

Во 2 «Б» классе (контрольном) высокий уровень самостоятельности у 26% учащихся (8 чел.), средний уровень у 44% учащихся (13 чел.), низкий уровень у 32% учащихся (10 чел.).

Результаты, полученные на основе применения методики №2 представлены в диаграмме на рисунке 2.

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 2 «А» классе очень высокий уровень самооценки у 16% учащихся (5 чел.), высокий уровень у 19% учащихся (6 чел.), средний уровень у 42% учащихся (13 чел.) низкий уровень у 17% учащихся (5 чел.), очень низкий у 6% учащихся (2 чел.).

В контрольном 2 «Б» классе очень высокий уровень самооценки у 13% учащихся (4 чел.), высокий уровень у 26% учащихся (8 чел.), средний уровень 32% учащихся (10 чел.), низкий уровень у 19% учащихся (6 чел.), очень низкий 10% учащихся (3 чел.).

 

 

Рисунок 2 – Уровень сформированности самостоятельности младших школьников (как личностного качества учащихся) на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, уровень сформированности самостоятельности младших школьников по параметрам: – характеристика деятельности учащегосякак черта личности, на констатирующем этапе эксперимента у учащихся обоих классов примерно одинакова.

Опишем составленный в исследовании комплекс средств формирования дидактической среды, способствующей становлению самостоятельности младших школьников. Компоненты комплекса представлены в таблице 1. В рамках каждого урока применялись определённые дидактические, интеллектуальные и развивающие игры как средства формирования дидактической среды. «Педагогические средства – это материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности» [1].

Таблица 1

Комплекс средств формирования дидактической среды, способствующей становлению самостоятельности младших школьников

Тема урока

Средства формирования дидактической среды

Параметры самостоятельности учащихся

Уроки естественнонаучного цикла

Тема: «Строение тела человека»

Урок: Окружающий мир

1. Дидактическая игра «Четыре угла».

2. Дидактическая игра «Лото. Строение тела».

3. Интеллектуальная игра (Викторина «Мое тело»)

Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося

Тема: «Школа пешехода»

Урок: Окружающий мир

1.Дидактическая игра «ПДД»

2.Самостоятельная работа

Самостоятельность как черта личности

Тема: «Вычитание вида 57-26.

Закрепление изученного»

Урок: Математика

1. Самостоятельная работа.

2. Интеллектуальная игра «Как мы считаем?»

3. Дидактическая игра «Выбери пример»

Самостоятельность как характеристика деятельности

Тема: «Угол. Виды углов»

Урок: Математика

1. Дидактическая игра «Слабое звено».

2. Развивающая игра «Геоконт»

Самостоятельность как черта личности

Тема: «Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения»

Урок: ИЗО

1. Дидактическая игра «Опиши характер соседа».

2. Дидактическая игра «Собери свой рисунок».

3. Организация выставки

Самостоятельность как черта личности

Уроки гуманитарного цикла

Тема: «Е.А.. Благинина «Посидим в тишине»

Урок: Литературное чтение

1. Дидактическая игра «Живые слова».

2. Самостоятельная работа

Самостоятельность как характеристика деятельности

Тема: «Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Урок: Литературное чтение

1. Развивающая игра «Назови слово с нужным звуком».

2. Дидактическая игра «Веселые опечатки»

Самостоятельность как черта личности

Тема: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Урок: Русский язык

1. Дидактическая игра «Буквенная арифметика».

2. Самостоятельная работа (Творческие задания на дом)

Самостоятельность как характеристика деятельности

Тема: «Проверка знаний. Обобщение знаний о глаголе»

Урок: Русский язык

1. Дидактическая игра «Лото. Собери признаки».

2. Самостоятельная работа

Самостоятельность как характеристика деятельности

Тема: «Что такое текст – повествование?»

Урок: Русский язык

1. Интеллектуальная игра «Викторина «Что мы знаем о тексте?»

2. Дидактическая игра «Ромашка».

3. Самостоятельная работа

Самостоятельность как черта личности

 

 

При проведении игры «Слабое звено» на математике по новой теме, ученики также самостоятельно помогали своим товарищам, у которых возникли затруднения. Подводя итог игры, школьники самостоятельно предложили составить правила, с помощью которых они смогут преодолеть затруднения.

В рамках контрольного этапа эксперимента были повторно применены те же диагностические методики для определения динамики уровня формирования самостоятельности, но на другом стимульном материале:

Представим результаты повторного тестирования учащихся на основе диагностической методики «Нерешаемая задача» на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Уровень сформированности самостоятельности младших школьников (как характеристика деятельности учащихся) на контрольном этапе эксперимента.

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 2 «А» классе высокий уровень самостоятельности у 49% (15 чел.), средний уровень у 45% (14 чел.), низкий уровень у 6% (2 чел.).

В контрольном 2 «Б» классе высокий уровень самостоятельности у 35% (11 чел.), средний уровень у 52% (16 чел.), низкий уровень у 13% (4 чел.).

Результаты повторной диагностики на основе методики «Какой Я» представлены на диаграмме на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 – Уровень сформированности самостоятельности младших школьников (как личностного качества учащихся) на контрольном этапе эксперимента

 

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 2 «А» классе очень высокий уровень самооценки у 6% (2 чел.), высокий уровень у 26% (8 чел.), средний уровень у 62% (19 чел.) низкий уровень у 6% (2 чел.), очень низкий у 0% (0 чел.).

В контрольном 2 «Б» классе очень высокий уровень самооценки у 13% (4 чел.), высокий уровень у 26% (8 чел.), средний уровень 45% (14 чел.), низкий уровень у 13% (4 чел.), очень низкий 3% (1 чел.).

Эти результаты показывают, что после проведения формирующего этапа эксперимента уровень сформированности самостоятельности как характеристики деятельности учащегося и как черта личности у учащихся экспериментального 2 «А» класса выше, чем у учащихся контрольного класса.

Таким образом, если на уроках в начальной школе будет сформирована дидактическая среда посредством дидактических, интеллектуальных и развивающих игр, зонирование пространства, организации самостоятельных работ, то это будет способствовать развитию самостоятельности младших школьников.