Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде. Важнейшее значение имеет для ребенка приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. О необходимости формирования личности и эстетической культуры, – отмечают многие психологи, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого – младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой [4].
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство.
Эстетическое развитие происходит как в учебной, так и во внеклассной деятельности. В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний [2].
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет семья. Добиваться развития эстетических качеств ребенка в семье можно разными средствами. Например, родители могут воспитывать любовь к «прекрасному» у детей через изобразительное искусство. Потребность рисовать проявляется у них очень рано. Даже самые неудачные детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни на что не похоже. Младшие школьники с карандашом в руках учатся не только рисовать, но и наблюдать, замечать вокруг себя красоту, чувствовать особый прилив радости, бодрости, счастья при виде красивого вокруг себя. Пусть кошка, которую пытался изобразить ребёнок, не очень напоминает это животное. Но прежде, чем рисовать, ребёнок любовался ею, рассматривал, играл. И это самое важное. Ведь художниками станут единицы, а людьми, которым доступна красота, должны быть все. Об этом важно помнить взрослым, когда они разглядывают рисунки детей.
Важным средством развития эстетических качеств младших школьников является кино и театр. Нужно обсуждать с ребенком не только то, что происходит на экране, но и узнать о его впечатлениях о фильме, узнать, чему он научил ребенка. Чрезмерное увлечение кино утомляет нервную систему ребенка, поэтому нельзя перебарщивать с просмотром, например, мультфильмов [5].
Для эффективного воспитания эстетических качеств у младших школьников используются определенные формы и методы. Значительную роль в формировании эстетической культуры играют формы, используемые во внеучебное время. К таким формам относят: кружки, клубы, студии по разным направлениям, кинолектории, классные часы, часы информации, вечера поэзии, встречи за круглым столом, экскурсии. Формы эстетического воспитания, которые используются во внеклассной деятельности можно разделить на те, что реализуются в семье и вне семьи [1].
В семье могут реализовываться множество различных форм эстетического воспитания. Например, родители вместе с ребенком могут устроить литературный вечер, при этом может быть выбран определенный жанр литературы, который нравится всем. В процессе чтения можно делать паузы и обсуждать прочитанное, что нужно делать и в конце литературного вечера; делиться мнениями, слушать ребенка и объяснять непонятные вопросы.
Еще одной интересной формой является экскурсия. В настоящее время существует множество разнообразных экскурсий как развлекательного, так и познавательного характера, либо совмещающие в себе и то, и то. Родители, как и ребенок, узнают много нового. Ребенка может заинтересовать определенная сфера, либо тема, о которой он захочет узнать больше, а может даже и превратит в свое увлечение. Те же самые формы, что применяются в семье, вместе с другими, можно использовать и вне семьи. Очень важно, чтобы развитие эстетических качеств ребенка происходило при поддержке школы. Так, распространенными формами, используемыми в школе, являются кружок, клуб, студия.
Кружки могут быть абсолютно разными: литературный, музыкальный кружок, кружок рисунка и живописи, кружок рукоделия и др. Например, на литературном кружке происходит расширение жизненного опыта школьников, вовлечение в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. Здесь дети учатся выразительности чтения, анализу, выведению умозаключений, а также происходит развитие творческой стороны детей: проигрывание литературных ситуаций, декламирование стихотворений т.д.
В последнее время в школах появляются студии: музыкально-хоровые, литературно-творческие. Например, музыкально-хоровые студии – это студии с необходимым комплексом музыкальных дисциплин. В учебный план студии могут входить хор, сольфеджио, инструмент, музыкальная литература. Школьники могут оттачивать свои навыки в каждом из предложенных видов музыкальных дисциплин.
Младшие школьники очень восприимчивы, и поэтому легко поддаются эмоциональному влиянию – сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом. Например, во время спектаклей в театре или цирке устанавливается творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно подготовить детей к восприятию театрального действа, создать условия, при которых дети были бы способны принять игру актеров на сцене [4].
Общим у всех этих форм эстетического развития является то, что для преподавателя главной задачей является увидеть способности ребенка, его интерес к творческой деятельности и помочь ему самореализоваться в том или ином клубе, студии, кружке [3].
Развитие ребенка будет более эффективным, если рядом будет педагог, который сам искренне увлечен музыкой, театром, изобразительным искусством, который чувствует красоту природы, окружающего мира, человеческих взаимоотношений. Только учитель в процессе творческого взаимодействия помогает раскрыть и развить творческий потенциал ученика. Показателем результативности эстетического воспитания выступает уровень развития эстетического сознания воспитанников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.
Методы эстетического воспитания также можно разделить на те, что реализуются в семье и в школе. Они должны взаимодополнять друг друга, так как использование, например, этих методов только в семье не принесет само по себе больших плодов. К методам эстетического воспитания относят: беседы, лекции на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), метод иллюстрации или так называемый наглядный метод, рассказы о произведениях искусства, предметах и явлениях, разъяснение, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве, личный пример, поощрение [2].
Важную роль в эстетическом воспитании играют беседы, лекции, направленные на понимание детьми основных эстетических категорий. Метод беседы можно сочетать с другими методами: рассказом, наглядными методами (показ репродукций картин художников, иллюстраций), упражнениями и т.д.
Метод иллюстрации учитель использует на каждом уроке, независимо от темы. Для решения задач эстетического воспитания этот метод наиболее эффективен. В семье также может быть использован этот метод. Например, родители могут подарить ребенку прекрасную картину, изображающую природу, которую он будет рассматривать и, которой будет любоваться. Также это может быть просмотр кинофильмов, телепередач.
Также, важное значение имеет воспитание эстетических качеств личным примером родителей. Родители – для ребенка эталон как внешнего вида, так и поведения. Они всячески должны прививать ребенку правильные понятия об эстетике внешнего вида, и своим примером это показывать [5].
В наше время информационные технологии, Интернет заменяют детям многое, например, банальные игры с друзьями на улице. Очень важно следить родителям за тем, чтобы младший школьник как можно чаще взаимодействовал с окружающим миром, находился на природе. Дети очень восприимчивы к окружающей природе. Они радуются первому снегу, с радостью кормят уточек у пруда, наблюдают за полетом птиц. Но не всегда желание наблюдать за миром вокруг пересиливает желание просидеть за компьютером. Очень полезными могут быть прогулки с ребенком, можно даже созерцать прекрасное и делиться друг с другом впечатлениями по дороге в школу. В.А. Сухомлинский приводил школьников в поле и рощу, они учились понимать природу, видеть, переживать ее красоту.
Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь.
Таким образом, существует множество различных форм и методов развития эстетических качеств у ребенка. Нужно помнить, что успешное развитие этих качеств происходит лишь при комплексном применении форм и методов. Их применения должно происходить как в семье, так и в школе. При соблюдении этих правил и при правильном применении форм и методов, у ребенка можно сформировать высокий уровень эстетических качеств.