Интеграция учебных предметов является предметом исследования многих наук, таких как: социологии, психологии, социологии. Ее рассматривают как явление процесс, фактор, процесс развития, имеющий многовариантность разрешения. В философском энциклопедическом словаре отмечено, что интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей частей и элементов [1]. Интеграция – один из важнейших направлений развития системы школьного образования не только в 90-е гг., но, пожалуй, в течение всего ХХ в. В процессе разработки концептуально новых моделей обучения феномен интеграции в образовании в последние годы все более обнаруживает свой сложный характер и получает неоднозначную оценку. При первоначальном, еще неразвитом понимании интеграция представляется как довольно простой и эффективный инновационный прием [2].
Идея о объединении научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демократа, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах [3].
К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности письма и чтения для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния – однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение младшим школьником приёмов соотнесения устной и письменной речи.
Примером проведения интегрированных уроков был опыт В.А. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в своей Павлышской школе для шестилетних детей для активации основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей [6].
В настоящее время под интеграцией понимают объединение некоторых частей учебного содержания из различных предметов, в результате которого возникает новообразование. В науке существуют три уровня интеграции:
- внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока.
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Как педагогическое явление интеграция имеет давние традиции. Прежде всего некоторые школьные предметы имеют интегративный характер. Это проявляется в интеграции внутрипредметного уровня: например, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок или школьный курс литературы всегда является интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства, т.е. явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.
Несколько позже наступил новый этап подхода к единству школьных учебных предметов, когда от стадий реализации межпредметных связей, допускавших расположенность явлений из разных предметов, их независимое, как бы параллельное существование, учителю надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей, т.е. подлинной интеграции.
Рассмотрим сущность понятия «интеграция» Применительно к системе обучения как понятие оно может принимать два значения. Во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Во-вторых, это поиск общей платформы сближения предметных знаний. Здесь интеграция учебных предметов выступает как средство обучения.
Задача педагогической науки - помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения [3]. Интеграция учебных предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества образования, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного образовательного воздействия на учащихся.
Учителям предлагается развернутое включение межпредметных связей в календарно-тематические планы в виде понятий и умений обобщенного характера, их анализ на занятиях; раскрытие структуры некоторых приемов переноса знаний, их применение в самостоятельной работе обучающихся; использование дополнительной справочной литературы, раскрывающей достижения современной науки, имеющей пограничный, межнаучный характер; демонстрация опытов, приборов, пособий из смежных предметов, использование возможностей Интернет-ресурсов, использование методических приемов проблемного обучения, конкретизация целей занятия с точки зрения усвоенных смежных понятий и умений, формирование общепредметных умений и навыков, координация взаимодействия преподавателей нескольких дисциплин [5].
В современном мире используются много различных способов интеграции. Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый учебный предмет. Под этим следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.
Введение такой системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую её, может, быть в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Эффективная интеграция возможна при выполнении трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Именно интеграция как реализация этой цели должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить учащегося с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе.
Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь они призвана дополнить незнание на этом стыке уже имеющихся у младших школьников дифференцированных знаний , установить существующие связи между ними.
Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём». Это значит, что младшие школьники получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся у них знаний. Для этого необходима способность учителя начальных классов к синтезу разрозненных знаний и умений учащихся. В этом случае результатом обучения выступает необходимость знать «всё о немногом», а это уже специализация учащихся на новом интеграционном уровне [6].
«В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет место общегуманистическая основа процесса – постановка в центр Вселенной современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде».
В практике работы по реализации идей интеграции учителя начальных классов часто обращаются к интегрированным урокам, на которых решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта младшего школьника, которые в традиционном начальном обучении, на наш взгляд, пока используются недостаточно.
Первый негативный фактор интеграции учебных предметов в начальной школе – ограниченное число учебных предметов, которые учитель может соединить на одном уроке. Этот фактор можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей. Второй негативный фактор – трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали для детей данного возраста были понятны и интересны.
Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение. Одним из них можно назвать факт того, что в начальной школе основную часть всех учебных предметов, за исключением некоторых, ведёт один учитель. В этом видится положительная сторона. Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению.
Чтобы урок, основанный на интеграции, был более интересным и увлекательным учителю начальной школы необходимо владеть педагогической техникой. Педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Ученые понимают педагогическую технику как комплекс навыков и умений практического осуществления взаимодействия участников педагогического процесса. Термины «техника» и «технология» имеют в своей основе значения – искусство, мастерство, умение.
Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
В начальной школе, кроме интегрированных уроков, имеются интегрированные курсы. Создание интегрированных курсов в методической литературе является одной из задач обновления содержания и методов обучения в начальной школе. Обсуждение этой животрепещущей темы привело к выделению этого аспекта интеграции. Ученые в процессе исследований пришли к выводу о том, что именно в начальной школе можно и нужно вообще ставить вопрос об интегрированных курсах. Такие курсы в начальной школе дело не новое. Учебный предмет окружающий мир – подобный интегрированный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей научных знаний. Учебный предмет литературное чтение включает помимо художественных литературных произведений материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Этот учебный предмет содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.
В заключение хочется сказать, что применение интеграции на уроках в начальной школе играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности младшего школьника.