Анализ существующей практики подготовки будущих специалистов в сфере туризма в системе среднего профессионального образования показал, что вопросы теории и методики формирования опыта творческой деятельности по организации досуга туристов в настоящее время изучены недостаточно. Это существенно снижает качество профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы.
В России сфера туристских услуг находится в стадии развития, в связи с чем огромное количество туристов предпочитают отдыхать за рубежом, где качество предлагаемых услуг выше и разнообразнее. Одним из новых видов туристских продуктов является предоставление анимационных услуг, которые направлены на организацию досуга отдыхающих, вовлечение их в разнообразные социально-культурные мероприятия, что делает отдых более интересным и привлекательным.
К сожалению, следует отметить, что организации досуговой (анимационной) деятельности уделяется недостаточно внимания, как в сфере туристского сервиса, так и в процессе подготовки будущих специалистов к данному виду профессионального труда. Практика показывает, что необходимо осуществлять целенаправленную подготовку специалистов в области туристской анимации, создать условия для формирования у них опыта творческой деятельности по организации досуга туристов как ведущей профессиональной компетенции.
Существенное содержание профессиональной подготовки специалиста по туризму составляют знания особенностей индустрии досуга и развлекательного сервиса в России и за рубежом, особенностей организации деятельности анимационных служб, методики разработки анимационных программ, подготовки и организации массовых праздников с учетом национальных особенностей отдыхающих, что, несомненно, способствует повышению качества предоставляемых услуг. Неоспоримым является тот факт, что с анимационной услугой отдых туристов становится ярким, насыщенным, интересным и незабываемым. Определение и реализация анимационной (развлекательной) программы зависит от потребностей клиента. Клиент во время отдыха способен заниматься самыми разнообразными видами деятельности, если они сопряжены с его потребностями, интересами и возможностями. Но для того, чтобы организовать такой отдых, специалисту туристкой сферы одних знаний, полученных в учебном заведении, недостаточно, у него должен быть сформирован опыт творческой деятельности. И если данный опыт сформирован в процессе обучения, то молодому специалисту гораздо легче сразу включиться в профессиональную деятельность и выполнять ее на достаточно высоком качественном уровне, что, в свою очередь, повышает его конкурентоспособность и востребованность на рынке туристских услуг.
Опыт творческой деятельности по организации досуга туристов предполагает овладение личностью знаниями, умениями и способами поиска новых путей и форм организации досуговой деятельности и деятельности услуг анимационного сервиса. Его наличие позволяет осуществлять организацию досуга населения на высоком профессиональном уровне.
Личность, способная решать профессиональные задачи творчески, способная мыслить по новому, критически анализировать и прогнозировать собственную деятельность, несомненно, является творческой. Способность к творческой профессиональной деятельности формируется в процессе занятий этой деятельностью в специально организованном учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном развитии творческого потенциала в результате самостоятельного выполнения практических заданий, решения профессиональных задач, у обучающихся постепенно накапливается опыт самостоятельной профессиональной творческой деятельности.
Накопление профессионального опыта, по мнению М.Я. Виленского и С.Н. Зайцевой, «следует начинать ещё на студенческой скамье, когда имеются наиболее благоприятные условия для интеграции теории и практики, вдумчивого анализа передового опыта и достижений науки, а также и своей деятельности. Такая работа, в свою очередь, становится одним из источников творчества» [1,c.39].
Следуя данному подходу, в процессе подготовки будущих работников сферы туризма была проведена специальная работа, ориентированная на профессионально-творческое развитие обучающихся, формирование у них опыта творческой деятельности. Педагогический эксперимент был организован с обучающимися колледжа отделения сервиса специальности 43.02.10.Туризм. В эксперименте приняли участие 50 человек, из них в контрольной группе – 25 человек, в экспериментальной группе – 25 человек.
В начале экспериментальной работы для выявления исходного уровня знаний в сфере досуга туристов обучающимся было предложено обосновать и перечислить особенности индустрии досуга и развлекательного сервиса. Результаты анализа ответов позволили констатировать, что уровень знаний обучающихся колледжа о сфере досуговой деятельности туристов является недостаточным, соответствующие показатели в исследуемых группах статистически значимо не различаются (Р˃0,05), что позволило произвольно выбрать контрольную и экспериментальную группы [2].
Формирование опыта творческой деятельности по организации досуга туристов осуществлялось в процессе изучения дисциплины «Организация досуга туристов». В контрольной группе занятия проводились традиционно в соответствии с общепринятой методикой.
Для экспериментальной группы была разработана авторская программа, направленная на формирование у обучающихся опыта творческой деятельности по организации досуга туристов. В дополнение к содержанию программы для обучающихся была разработана рабочая тетрадь, которая включала формы и методы проведения занятий, методические рекомендации по подготовке к занятиям, творческие задания, характеристику критериальных показателей оценки опыта творческой деятельности, что позволяло осуществлять самооценку своих достижений на индивидуальном уровне освоения программы [3].
«Процесс формирования опыта творческой деятельности по организации досуга туристов носит поэтапный характер и предполагает последовательное освоение содержания репродуктивного, нормативного и собственно-творческого этапов» [1]. Характеристика этапов и обоснование их методологической сущности были ранее представлены в наших работах [3,4]. «Для каждого этапа сформулированы задачи, определены формы и методы их достижения» [5].
Репродуктивный этап был направлен на формирование знаний о сущности и содержании опыта творческой деятельности в сфере туристских услуг; о специфике организации досуга туристов, о значимости творческого отношения специалиста к профессиональной деятельности в сфере туризма. В этот период обучающиеся осваивали знания о роли и значении анимационной деятельности в туристской индустрии; особенностях индустрии досуга и развлекательного сервиса в России и за рубежом; основных понятиях анимации в туризме и направлениях анимационно-театрализованной деятельности; о структуре организации досуга и формировании анимационного интереса; об особенностях организации анимационных программ; изучали методики разработки анимационных программ, подготовки и организации массовых праздников; изучали национальные особенности отдыхающих, возможности и необходимость их учёта при разработке анимационных программ; осваивали квалификационные требования к специалисту-аниматору.
На нормативном этапе осуществлялось формирование творческих умений применения полученных на предыдущем этапе репродуктивных знаний. Студентам предлагались задания, предполагающие: определение функций и типологии анимации; выбор основных видов анимационных услуг; построение анимационной программы; разработка концепции и проведение анимационного мероприятия; поиск эффективного решения поставленной задачи в конфликтной ситуации; усиление положительной мотивации к творческой деятельности, развитие самостоятельности при выборе средств и методов решения анимационной задачи; овладение знаниями и технологией опыта творческой деятельности в сфере досуга [6, 7].
На данном этапе использовались проблемные, эвристические, исследовательские, тренинговые, игровые методы обучения, а также методы активизации и стимулирования опыта творческой деятельности. К концу данного этапа обучающиеся уже могут самостоятельно осуществлять (по И.Я. Лернеру) [9] перенос знаний и умений в новую творческую ситуацию, при воспроизведении собственной идеи, образа; устанавливать целостность структуры анимации, использовать для этого имеющиеся средства; умеют комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы, что позволяет судить об уровне сформированности у них опыта нормативной творческой деятельности по организации досуга туристов.
Собственно творческий этап предполагал максимальную самостоятельность обучающихся при решении анимационных задач. Это и разработка концепции проведения анимационного мероприятия, воплощение задуманного в художественный образ, что дает возможность в полной мере передать настроение, характер, идею замысла. Для формирования опыта самостоятельной творческой деятельности использовались проблемно-поисковые, исследовательские методы; методы организации самостоятельной деятельности обучающихся, методы стимулирования, дискуссии и деловые игры, методы коллективного поиска решений («мозговой штурм»), метод ассоциаций, диалог с деструктивной отнесенной оценкой и другие технологии обучения [ 7].
Результатом данного этапа является сформированность опыта творческой деятельности как глубинного личностного качества с высоким уровнем выраженности образно-ассоциативного мышления, оригинальностью и гибкостью художественно-творческого замысла, сформированной способностью воплощения художественного образа в различных видах мероприятий; устойчивой мотивацией на творческую деятельность в сфере досуга туристов, что позволяет аниматору (обучающемуся) выразить свою индивидуальность, создать свой собственный образ, стиль художественного и театрального творчества.
Для оценки эффективности поэтапного формирования у обучающихся опыта творческой деятельности по организации досуга туристов были разработаны творческие задания разной степени сложности, качество решения которых определялось по степени соответствия результатов критериальным показателям. Были выделены следующие критериальные показатели:
- оригинальность – оценивается новизна анимационного решения по законченной модели;
-целостность сюжета – оценивается идейная целостность мероприятия;
- соответствие предложенных средств, методов целям анимационной программы.
Каждое задание оценивалось по 15 балльной шкале. В зависимости от качества выполнения тестового задания и полученной оценки были выделены уровни сформированности опыта творческой деятельности обучающихся по организации досуга туристов: низкий, средний, высокий. Полученные сравнительные результаты контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Результаты формирования у обучающихся опыта творческой деятельности по организации досуга туристов, (%)
Уровень |
Группа |
Достоверность различий |
|
ЭГ |
КГ |
||
Низкий |
16 |
32 |
Р<0,05 |
Средний |
32 |
48 |
Р<0,05 |
Высокий |
52 |
20 |
Р<0,05 |
Результаты, представленные в таблице, позволяют констатировать, что к окончанию педагогического эксперимента обучающиеся экспериментальной группы качественно существенно отличались от представителей контрольной группы по уровню сформированности опыта творческой деятельности по организации досуга туристов. Так, в экспериментальной группе процент обучающихся, достигших высокого и среднего уровней, достоверно выше, чем в контрольной группе: суммарно 84% против 68% в контрольной группе (Р<0,05), причем в экспериментальной группе достоверно меньше обучающихся с низким уровнем сформированности опыта творческой деятельности [2]. Несомненно, что развития творческого потенциала обучающихся происходит и в контрольной группе, но качественные показатели данного процесса выше в экспериментальной группе, что говорит о необходимости создания условий для целенаправленного формирования обозначенного профессионального качества у будущих специалистов сферы туризма. Справедливость данного утверждения также наглядно представлена в таблице №2.
Таблица № 2
Изменение количества обучающихся ЭГ и КГ, относящихся к разным уровням сформированности опыта творческой деятельности, (%)
Уровень |
Группа |
|||||
ЭГ |
КГ |
|||||
Нач. |
Итог. |
Р |
Нач. |
Итог. |
Р |
|
Низкий |
60 |
16 |
Р<0,05 |
56 |
32 |
Р<0,05 |
Средний |
40 |
32 |
Р<0,05 |
44 |
48 |
Р>0,05 |
Высокий |
0 |
52 |
Р<0,05 |
0 |
20 |
Р<0,05 |
Сравнение исходных и итоговых показателей осуществлялась с использованием критерия углового преобразования Фишера. Полученные данные свидетельствует о том, что в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента произошло статистически значимое увеличение количества обучающихся с высоким и средним уровнями опыта творческой деятельности и, соответственно, уменьшение процента испытуемых с низким уровнем сформированности данного опыта (Р<0,05). В контрольной группе подобных изменений не зафиксировано, за исключением количества обучающихся с низким уровнем сформированности опыта творческой деятельности по организации досуга туристов – таковых стало меньше (Р<0,05) [2].
Таким образом, результаты опытно–экспериментальной работы, показали значительную качественную динамику формирования опыта творческой деятельности по организации досуга туристов у будущих специалистов по туризму в экспериментальной группе. Полученные данные промежуточной и итоговой диагностики свидетельствовали о том, что обучающиеся экспериментальной группы отличаются достоверно более высоким уровнем сформированности опыта творческой деятельности по всем используемым критериям. Большинство из испытуемых характеризуются высокой эффективностью решения разнообразных, в том числе, нестандартных, профессиональных задач, стабильным проявлением значимых для конкретной ситуации профессиональной деятельности качеств и способностей, способностью к критическому анализу собственного решения и деятельности, к исправлению ошибок, а также добровольным, инициативным участием в работе, эмоциональной позитивностью и удовольствием от процесса (и результата) деятельности, что доказывает эффективность предложенной авторской программы.